RSS-лента

 
Новости
Пресс-релизы

Поиск по компаниям

 
Расширенный поиск
Обзоры сети

Архив публикаций

 

2005 г
2006 г
2007 г
2008 г
2009 г
2010 г
2011 г
2012 г
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек

июнь

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
2013 г
2014 г







© ICC.  Перепечатка допускается

только с разрешения .

Публикации

 

Телекоммуникационный рынок Индии: слишком дорого, чтобы развиваться, слишком дорого, чтобы уйти?

Перед лицом введения новых правил регулирования и налогообложения телекоммуникационные компании в Индии чувствуют себя очень неуютно. Иностранные компании покидают страну, а руководители местных компаний, которые были когда-то всем удовлетворены, публично осуждают официальную политику правительства. Причем, несколько операторов подали в суд или угрожают подать в суд на правительство Индии.

«Мы, наверное, имеем самую разрушительную нормативно-правовую среду практически с момента создания этого сектора», сказал Санджай Капур, главный операционный директор Airtel в Южной Азии в ходе встречи в Нью-Дели в мае этого года операторов связи, которая была организована ассоциацией сотовых операторов Индии. "Рекомендации по регулированию рынка несовершенны и ретроградны, очень неопределенны, что может нанести непоправимый вред интересам потребителей", – добавил он.

Индийский телекоммуникационный рынок является вторым по величине в мире после Китая по количеству клиентов, где, по оценкам, может быть 911 млн подключений. Телекоммуникации были одним из самых ярких примеров преимущества либерализации квази-социалистической экономики Индии, так как все, и богатые и бедные потребители покупали мобильные телефоны. В последние годы быстрый рост отрасли привлек крупных игроков со всего мира, но некоторые из них в настоящее время закрывают магазины или угрожают покинуть рынок.

Руководители телекоммуникационных компаний встретились с группой министров, чтобы обсудить рекомендации телекоммуникационного регулятора о единой лицензии и аукционах на радиочастотный спектр. "Мы призываем правительство Индии выступить сейчас с достойной политической инициативой, – заявил Йон Фредрик Баксаас, президент Telenor Group в Норвегии, партнер местной телекоммуникационной компании Uninor. "Это время для того, чтобы политика предоставления телекоммуникационных лицензий гарантировала доступность и конкуренцию, и тогда инвестиции останутся в Индии", – добавил он. На встрече присутствовали также Сунил Миттал из Bharti Airtel, Кумар Мангалам Бирла из Idea Cellular и Витторио Коллао от Vodafone Group.

Telenor Group была одной из 122 компаний, лицензии на предоставление мобильной связи которых были отменены Верховным судом в феврале из-за того, что они были проданы по ставкам значительно ниже рыночных цен, а коррупционный скандал получил название «2G афера». Несколько компаний, включая Etilsalat DB, S-Tel, Loop Telecom, Unitech Wireless (или Uninor) и Sistema Shyam (МТС Индия) попали под серьезный удар. Их руководители говорят, что они находятся в смятении, когда их наказывают за ошибки, допущенные в процессе лицензирования правительством.

Вскоре после решения Верховного суда, телекоммуникационный регулятор по регламентированию электросвязи Индии (TRAI), выдал рекомендации для проведения нового раунда торгов, в том числе установление более высокой стартовой цены, новых условий для расширения спектра и поддержку рефарминга спектра (когда в уже полученном спектре частот развиваются более новые технологии). В случае телекоммуникационной отрасли, более совершенная технология будет означать переход от «2G» к «3G» или выше. Рефарминг, заявляют телекоммуникационные операторы, нанесет смертельный удар по телекоммуникационной отрасли.

TRAI также рекомендовала базовую цену, которая составляет около десяти минимальных цен на спектр частот, выделенных для сетей 2G в 2008 году, и выставление на аукцион только 20 % от доступного спектра. Это направлено на то, говорят телекоммуникационные компании, чтобы искусственно завысить цены.

Кроме того, Министерство финансов Индии заявило, что оно планирует задним числом обложить дополнительным налогом приобретения иностранных компаний в Индии. И, похоже, что это направлено на Vodafone из Великобритании, которого могли бы обязать доплатить несколько миллиардов долларов. Vodafone судится с правительством Индии в международных судах, а другие иностранные компании, в том числе операторы связи, могут последовать их примеру, говорят эксперты. Исполнительный директор Vodafone принял участие в заседании, но публично не выступал.

Но уже сейчас операторы связи закрывают магазины в Индии.

Etisalat DB и S Tel, которые имеют совместные предприятия с индийскими компаниями, объявили о своем намерении прекратить свою деятельность в стране. У S Tel было около 3,4 млн пользователей, в то время как Etisalat DB обслуживал 1,7 млн. человек. Loop Telecom имел намного меньше пользователей, всего 6000, но также решил прекратить в апреле этого года свою деятельность по всей Индии, кроме Мумбаи, в связи с неопределенностью в отношении телекоммуникационных правил.

Но их выход из рынка не был тихим и спокойным.

После закрытия своей деятельности Индии Loop Telecom стремится возместить ущерб от деятельности и получить возврат денег, которые компания заплатила за лицензии в размере $711 млн.

Тем не менее, индийский регулирующий орган TRAI не верит, что существует необходимость выхода из страны телекоммуникационных компаний. Между тем, в апреле Департамент Телекоммуникаций искал юридическое заключение о двусторонних инвестиционных договорах с такими иностранными компаниями, как Sistema и Telenor.

В письме от прошлого месяца к министру связи и информационных технологий Капилу Сибалу руководители ведущих телекоммуникационных компаний заявили, что рекомендации TRAI нанесут смертельный удар по телекоммуникационной отрасли. В письме, подписанном главами Bharti Airtel, Uninor, Videocon Telecommunications, IDEA Cellular и Vodafone Индия говорится: "Такие недостатки и ретроградные, регрессивные и неопределенные рекомендации в случае принятия приведут к ущемлению интересов потребителей, станут похоронным звоном для индийских телекоммуникаций, а также приведут к длительным спорам и судебным разбирательствам".

Аналитики говорят, что телекоммуникационные компании вряд ли будут участвовать в аукционе, который будет проведен в соответствии с рекомендациями, потому что участие в торгах будет означать принятие завышенных цен. Ни один из старых игроков, ни новые участники не будут поддерживать торги, предсказывают эксперты.

В Ernst&Young считают, что есть две группы: существующие операторы, которые хотят получить дополнительный спектр и новые участники рынка. Для традиционных операторов не участие в аукционе не означает, что их бизнес закроется, но их решение принять участие в торгах будет ориентиром для будущего, и они не хотят устанавливать такую высокую планку. Для новых участников, таких как Uninor, такой аукцион является решающим фактором, в том, останутся они в Индии или нет.

Ранее Telenor решил записать свои расходы в Индии в размере $682 млн как потенциальные убытки. Компания заявила, что если рекомендации TRAI будут одобрены Департаментом телекоммуникаций, их участие в аукционе станет практически невозможным. "Telenor активно работает в направлении предложения индийским властям создания приемлемой базы для дальнейшей деятельности", – говорится в заявлении.

В то же время, Uninor подал заявление в Верховный суд Индии, надеясь на его вмешательство против предложения TRAI относительно аукциона на 2G-спектр. Шарад Госвами, пресс-секретарь компании заявил, что рекомендации не соответствуют приказу Верховного Суда.

Напомним, что как сообщала СВ-консалтинг, в феврале 2012 года Верховный суд Индии постановил, что 122 лицензии, выданные бывшим Министром телекоммуникаций Раджой в январе 2008 года операторам мобильной связи, многие из которых были новичками на этом рынке, были выданы незаконно и должны быть отменены. Среди наиболее пострадавших – Uninor и Sistema Shyam (МТС Индия), так как уже теперь их недействительные лицензии охватывали все районы, где эти операторы уже начали предоставление услуг. Uninor имеет 36,3 млн клиентов, а «МТС Индия» – 15 млн клиентов.

Михаил Вильчинский, заместитель генерального директора ООО "СВ-консалтинг".

При подготовке использованы материалы india.blogs.nytimes.com

Президент ООО «СВ-консалтинг» Олег Стефанюк:

«Похожую ситуацию украинский рынок переживал на протяжении длительного времени. Лицензии выдавались и отбирались с завидным постоянством. По сути, ликвидировали совсем не много лицензий. Скорей, на компании оказывали давление и в результате впоследствии «склоняли к компромиссам». К изменениям «правил игры» на рынке наши операторы, пожалуй, уже привыкли. Внешние же инвесторы к подобного рода поведению со стороны государства всегда относились с нескрываемым раздражением. Любому инвестору нужен рынок и стабильные, понятные условия работы. Разница между Индией и Украиной прежде всего в рынке. Рынок Индии настолько велик, что хотят этого операторы или нет, но они с него не уйдут. Будут договариваться. А вот рынок Украины стремительно теряет свою привлекательность, и если государство по-прежнему будет безразлично к условиям работы на рынке, инвесторы отвернутся надолго».

Елена Минич, Генеральный директор ООО «Украинские новейшие технологии», ТМ FreshTel:

«Стабильность и предсказуемость рынка всегда были и остаются ключевыми критериями для инвестора при принятии решения о развитии бизнеса в любом секторе экономики. Особенностями Индии можно считать огромный внутренний рынок, и соответственно вопросы регулирования бизнеса являются ключевыми.

Игроки рынка телекоммуникаций Индии являются заложниками следующих обстоятельств:

- коррупции (это хороший урок для всех: «эффект бабочки» – когда оплошность на старте процесса в виде непрозрачности выдачи регулирующих документов привела к негативным последствиям на финише);

- желания государства получить больше за природный ресурс в виде частотного спектра (разумно оценив рост рынка, очевидно, власти пришли к выводу, что можно смело повышать расценки).

Но просто так взять и выключить сети с «живыми» абонентами непросто. Важно помнить, что 2G – это социально значимая сеть, и ответственность перед абонентами должна быть сдерживающим фактором. Мотивы государства понятны. Рынок Индии занимает второе место в мире по подключениям, и, соответственно, ресурс должен быть дорогим. Но для инвесторов эта мотивация выглядит как деструктивный фактор, нарушающий как планы развития, так и вселяющий недоверие в будущем. Очевидно, общий выход из сложившейся ситуации – это поиск решения не только в правовой плоскости, но и в политической.

Для телеком-рынка Украины индийский сценарий должен стать примером того, как отсутствие правил игры может привести к проигрышу всех».

версия для печати

Реклама

 

Издания и рубрики

 

© ITware 2000-2014