Рынок мобильных телефонов резко упал в объемах
Аналитики Strategy Analytics, IDC и ABI Research опубликовали отчеты, касающиеся положения дел на общемировом рынке сотовых аппаратов в I квартале 2009 года.
В частности, в документе, подготовленном специалистами Strategy Analytics, говорится, что минувшая четверть стала одной из самых плохих для отрасли по количеству поставленных на рынок мобильных телефонов. По данным аналитиков, в январе-марте текущего года в мире было реализовано 245 млн единиц, что на 13 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Исследователи прогнозируют, что во второй четверти 2009 года продажи будут равняться 266 млн штук, снизившись в годовом исчислении на 10 %.
В отчете Strategy Analytics отмечается, что первая половина нынешнего года будет в целом достаточно нестабильной, а сложившаяся в экономике ситуация заставляет потребителей снижать расходы. Отрасль мобильных терминалов может надеяться на рост продаж во второй половине года, что будет связано с пересмотром ритейлерами своих складских запасов и пополнением их новыми моделями, а также вероятным улучшением финансового состояния пользователей.
Strategy Analytics указывает на то, что все пятеро крупнейших поставщиков сотовых аппаратов показали в отчетном квартале негативные результаты. Менее всего снизились продажи у [Samsung #31793] — на 1 % в годовом исчислении, а доля компании на рынке достигла рекордных 19 %. [Nokia #31794], [Sony Ericsson #31795], [LG #31796] и [Motorola #31797] вновь разочаровали аналитиков, причем, за исключением корейского вендора, остальные представители этой группы анонсировали увольнения персонала.
Apple сообщила, что ей удалось реализовать в общей сложности 3,8 млн iPhones, что на 123 % больше, чем было год назад. Доля компании на рынке выросла до 2 %, позволив переместиться в рейтинге ведущих поставщиков на седьмую строчку.
Продажи Nokia в январе-марте были равны 93,2 млн штук, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 19 %. Финская компания потеряла 3 % на рынке из-за того, что ее поставки упали сильнее, чем по отрасли в целом, причем вот уже третий квартал подряд, и ее доля снизилась в результате до 38 %.
Samsung легко взошла на второе место, поставив в I квартале 2009 года 45,8 млн сотовых терминалов, что на 1 % меньше, чем годом ранее и на 13 % ниже, нежели в последней четверти 2008 года. Но даже несмотря на падение продаж, Samsung продемонстрировала результаты, превосходящие среднеотраслевые показатели, благодаря чему она нарастила свое присутствие в мире.
Motorola все еще не может выйти из затяжного кризиса, а ее поставки (14,7 млн единиц) рухнули в годовом исчислении на 46 %. Операционные убытки американской компании достигли внушительной полумиллиардной отметки.
Sony Ericsson, расположившаяся на пятой строчке рейтинга, реализовала в I квартале 2009 года 14,5 млн мобильных аппаратов, в то время как тремя месяцами ранее она смогла поставить 24,2 млн штук, что означает падение на целых 40 %.
Между тем аналитики IDC также говорят о беспрецедентном падении мирового рынка сотовых аппаратов в первой четверти текущего года, что связано с продолжающимся экономической рецессией. Согласно обнародованному исследователями документу, озаглавленному «Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker», вендорами за анализируемый период было поставлено в общей сложности 244,8 млн сотовых терминала, что примерно на 15,8 % меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее, когда этот показатель находился на уровне 290,8 млн единиц. Традиционно январь-март отличается сезонным уменьшением количества реализованных устройств, но в нынешнем году падение было особенно резким из-за слабого спроса, колебаний курсов валют, недоступности кредитов для потребителей и медленной адаптации цепочки поставок к сложившейся в экономике ситуации.
То, как сильно упали поставки на мировой рынок сотовых терминалов в первой четверти 2009 года, демонстрирует степень влияния рецессии на все отрасли экономики, говорится в отчете IDC. Рынок постепенно начинает привыкать к реалиям существования, а вендоры и ритейлеры предпринимают усилия для поддержания прибыльности. Иногда это означает снижение объемов складских запасов, иногда — увольнения персонала. К счастью, новые функции и спрос на телефоны помогут рынку пережить период финансовых неурядиц. Аналитики прогнозируют дальнейшее падение продаж в годовом исчислении, но в некоторых регионах будут отмечаться признаки улучшения ситуации.
Одновременно исследователи IDC подчеркивают, что рынок конвергентных мобильных устройств (известных более широко как смартфоны) продолжили положительную тенденцию роста и показали увеличение продаж в годовом исчислении на 4 %. Рост в этом сегменте стал результатом интереса потребителей к таким устройствам в Западной Европе, Северной Америке, а также Азии и Океании (без учета Японии). Мобильные операторы применяют все более агрессивные стратегии по увеличению субсидирования при приобретении смартфонов и добиться роста доходов от передачи данных, компенсировав таким образом падение спроса на новые телефоны.
В Северной Америке продажи терминалов в начале нынешнего года выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года, даже несмотря на то, что рецессия и в США, и в Канаде продолжала нарастать. Усилия операторов по привлечению абонентов безлимитными тарифными планами и бесплатными устройствами способствовали отсутствию резкого падения продаж, даже несмотря на снижение роста абонентской базы. Более дешевые, нежели ранее, конвергентные мобильные устройства, стимулировали спрос пользователей в период рецессии, обеспечивая необходимый рост продажам.
В Латинской Америке, как и ожидалось, рынок сотовых телефонов показал негативные итоги в первой четверти 2009 года, в основном из-за падения местной экономики. Кроме того, девальвация местных валют отрицательно сказалась на импортируемых телефонах и спросе на них. В то же время корпоративные потребители не испугались такого развития событий и собираются увеличить расходы на мобильные устройства в 2009 году.
Значительная часть рынка сотовых аппаратов в Западной Европе пострадала от ослабевшего спроса потребителей, в то время как каналы, не имевшие значительных объемов запасов, не проявляли интереса к их наполнению. В результате вендоры, работающие как в секторе традиционных мобильных телефонов, так и смартфонов, столкнулись со сложностями. Между тем, в регионе СЕМА некоторые рынки показали неплохие результаты, а запасы устройств на складах были расчищены к концу 2008 года. Продажи на Ближнем Востоке и в Африке в январе-марте текущего года были не столь активными, в то время как в Центральной и Восточной Европе, а также России поставки резко снизились из-за девальвации местных валют.
В условиях сложного экономического климата, результаты рынка в Китае и Индии оказались очень неплохими. В Индии значительно увеличилось число абонентов, а в Китае правительственные субсидии помогли сохранению спроса на телефоны. Основной интерес потребители по-прежнему проявляют к бюджетному сегменту устройств, а потому производители не могут рассчитывать на рост показателей ASP в Азии и Океании.
Продажи Nokia впервые за последние два года не сумели перешагнуть отметки в 100 млн единиц за квартал, а ASP снизился из-за продолжающейся ценовой эрозии и значительного присутствия в портфолио недорогих устройств. Тем не менее, показатель величины маржи у Nokia был хорошим и равнялся в отчетном квартале на терминалы и сервисы 33,8 %.
Samsung вернулась, начиная с этого года, к двузначному показателю прибыльности, что объясняется улучшившейся эффективностью работы и удачным портфолио. Сильные позиции компании в сегменте функционально насыщенных аппаратов должны помочь успеху ее первого устройства на базе Android (i7500) после выхода на европейский рынок в июне нынешнего года.
LG Electronics начала год на позитивной волне, показав рост операционной маржи, несмотря на падение объема продаж в годовом исчислении. Этого корейский вендор смог добиться, сделав необходимые изменения в цепочке поставок, оптимизировав расходы, стоимость, а также внеся определенные изменения в конструктив аппаратов, включая сенсорные экраны, управление собщениями и модуль фотокамеры. Даже если рецессия продолжится, компания наметила рост продаж во II квартале, выражаемый двузначным числом, и намерена представить ряд топовых моделей в ключевых для себя регионах, а также бюджетные устройства на развивающихся рынках.
У Motorola, несмотря на продолжающиеся операционные убытки, наметились некоторые положительные сдвиги в начале 2009 года. Новое руководство внесло коррективы и сумело улучшить эффективность работы и снизить расходы. Кроме того, в портфолио компании появится больше смартфонов.
Доля Sony Ericsson снизилась, так как многие важные для совместного предприятия рынки переключились с устройств среднего уровня на бюджетные, где компания практически неконкурентоспособна. В то же время SE продолжает выстраивать свою контентные и сервисные платформы, представив в Европе PlayNow Plus, Movies и Arena.
Аналитики же ABI Research указывают в своем отчете, что ситуация на рынке мобильных телефонов оказалась намного лучше, чем прогнозировалось ранее. Несмотря на сообщения о нелегких временах для корпораций и постоянном росте безработицы, продажи сотовых терминалов в I квартале 2009 года составили 258 млн штук, что, хотя и на 11 % ниже, нежели в аналогичном квартале 2008 года, но лучше, чем предполагавшиеся ранеке 253,5 млн.
Начиная с октября прошлого года, дистрибьюторы активно избавлялись от имевшихся у них запасов на складах продукции, так как ожидали настоящего Армагеддона в экономике, но рынок сумел выстоять. Выражая определенный оптимизм, исследователи повысили прогнозы относительно падения объема продаж сотовых аппаратов в мире с -8,4 до -8 %.
Исследователи подчеркивают, что есть победители и проигравшие. Samsung и LG показали хорошие результаты и нарастили свои рыночные доли до 17,8 и 8,8 % соответственно. Еще одной «звездой» можно назвать RIM, которая увеличила свою долю на 3 % благодаря успеху своего Blackberry Bold. Удивительно, говорится в документе, что доля Apple составляет всего лишь 1,5 %, учитывая успех ее AppStore. Тем не менее, ABI Research считает, что во второй половине нынешнего года у iPhone3G появятся собратья и это позволит Apple еще сильнее нарастить поставки.
Самые плохие, среди всех ведущих вендоров, результаты показали Nokia и SonyEricsson, в результате чего их доли составляют теперь 36,2 и 5,6 % соответственно. Nokia должна надеяться на то, что ее только что поступившая в продажу модель смартфона N97 сумеет помочь ей увеличить продажи. Кроме того, финскому вендору не хватает продуктов с сенсорными экранами. Sony-Ericsson же столкнулась с ожесточенной конкуренцией в сегменте функционально насыщенных аппаратов, где она предлагает линейку смартфонов Experia.
Несмотря на ряд положительных сигналов, аналитики ABI Research полагают, что отрасли следует сохранять осторожный настрой.
|
События, мнения, комментарии
|
|
|
|