>А каменное сердце будет биться!
И перейдя времен рубеж
День за днем, год за годом, прилежно выполняя свои служебные функции и иногда, в моменты озарения, решая казавшиеся ранее невыполнимыми дела, мы добиваемся успеха для организации, давшей нам работу, и попутно развиваемся сами. Бурное развитие IТ-технологий заставляет идти в ногу со временем вне зависимости от наших желаний. Сейчас, без постоянного развития, стать аутсайдером дело полгода времени. Следствием этого явления стали большие и маленькие "перевороты", внедрения, перестройки. Происходит постоянное изменения техники, усовершенствование программного обеспечения. Даже сотрудникам, далеким от IТ-технологий, приходится зачастую полностью менять стиль работы.
В данной статье я хочу вам рассказать об одном памятном и довольно бурном моменте моей карьеры начальника компьютерного отдела. Кроме меня, и большинству из вас, уважаемые читатели, вспомнятся те горячие, почти боевые дни два года назад. И, наверное, каждый смог бы рассказать немало об этом переходе. Я же попытаюсь рассказать о нем со своей стороны. Данная статья о переходе на 2000-й год, о нашумевшей проблеме Y2K.
Первые ласточки
В раннем детстве у меня была книга "Что будет в 2001-м году". Тогда, в 70-х годах ушедшего тысячелетия, наше время казалось далеким, непонятным и загадочным. Из этой книги мне запомнились только несколько картинок, пытающихся предугадать наши достижения и проблемы. На одной из них был изображен небоскреб, мешающий жить на небесах ангелам, на другой озабоченный человек, пытающийся сойти со скоростной пешеходной дорожки. Но, как оказалось, самой массовой, затронувшей практически все сферы жизни оказалась другая, и, на первый взгляд, пустячная проблема - пристрастие человечества не указывать в названии года текущее столетие. И действительно, разве кому-то не понятна дата 13-11-69? Мы так привыкли к своему столетию, что его неявное наличие в датах было само собой разумеющимся. Более того, создатели компьютеров и ПО, будучи тоже людьми, воплотили эту неточность в своих продуктах. Это явление коснулось практически всех, как кустарных производителей, так и таких грандов как, к примеру, фирма Novell.
Первый звоночек для меня прозвучал со страниц одной из газет где-то в начале 1999-го года. В ней описывалась современная система записи дат и возможные ужасы, когда компьютер воспримет 00 за 1954-й год. Скажу честно, я сам не принял статью серьезно. Тем более, что наши СМИ любят нас попугать разными страшилками. Однако число 2000 и связанные с ним будущие события все чаще появлялось в разных ракурсах.С ней связывали и возможность ядерной войны, и непременное падение всех самолетов, и взрывы атомных станций. Причем подавалось все это с апокалипсической неизбежностью. Одним словом - конец света через год. Мне приходилось переубеждать родных и знакомых, объясняя "на пальцах" суть вопроса и то, что все это решаемо. Пришлось задуматься.
Первое приближение
Надо отдать должное правлению НБУ и Проминвестбанка, в том, важность вопроса была оценена адекватно. Причем, без обычно присутствующих при этом "проволочек". Практически одновременно из разных источников посыпались письма от заинтересованных организаций - от НБУ до СБУ. Не отставали от них и "крупные клиенты", такие, к примеру, как атомная станция, имеющие с нами программную связь денежных платежей. Информацию о готовности банка пришлось подавать в самых необычных разрезах. Одним надо по моделям техники, другим по сроку выпуска. Пора было заводить базу данных на все и вся, иначе все рабочее время придется провести с этой отчетностью.
Даешь систематизацию
Нами была создана база данных и сопутствующий программный интерфейс на всю компьютерную технику и используемое ПО. Заполняли ее все отделом. Работа на выходных стала почти обычным делом. Большинство серверов и работающее на нем ПО можно было проверить только вне рабочего цикла. В результате оказалось, что всю технику можно разбить на несколько основных групп.
По технике:
1. Техника, приобретенная у известных производителей: Квазар-Микро, Dell, Hewlett Packard, Digitall.
2. Техника "желтой" сборки, выпущенная относительно недавно.
3. Старые компьютеры класса х286, х386, х486, без признаков производителя. Так называемая "красная" сборка. Они использовалась в основном в качестве связных машин с клиентами.
По программному обеспечению:
1. Централизованные разработки компьютерного центра в Киеве.
2. Серверное обеспечение (Novell, Windows NT 4.0 Server, Sybase SQL Anywhere).
3. Разработки сторонних производителей (система связи FossMail, программы для работы с бухгалтерскими документами).
4. Собственные наработки.
Результатом данной систематизации стало возможным разделить решение на несколько основных потоков. Причем, решив ее для одного ПК или единицы ПО, можно было ожидать решения для всей группы.
Решение на горизонте
Как всегда, оказалось, что экономия на качестве и имени производителя в будущем может дать большие проблемы. Причем, как в объеме работы, так и в денежных средствах. Проще всего дело обстояло с "брэндами". Производители этой техники моментально спохватились и выпустили заплаты для тех компьютеров, что не понимали числа 2000 в дате. Таких моделей оказалось довольно мало. В основном это старые машины класса х486 и первые Pentium. Для остальной техники данных фирм были предоставлены гарантийные письма о том, что она протестирована и никаких проблем с нею не будет. Ну а технику остальных поставщиков пришлось тестировать и проверять самостоятельно, принимая ответственность на свои плечи.
И от НБУ, и от государственных служб нам был разослан целый набор тестовых утилит. Все они были обязательны к обработке. По результатам их работы составлялись отчеты. Работа кипела, новая техника, в основной своей массе, благополучно выдерживала тесты, для некоторых находились корректирующие БИОС утилиты. Но, к сожалению, было выявлено ряд безнадежно больных экземпляров. Не удивительным было и то, что, как правило, это была техника с неопределяемыми в плане производителя материнскими платами, с "прошитой" намертво в целях экономии БИОС.
По результатам тестирования были определены финансовые и временные затраты на модернизацию. Получилось, что там, где когда-то бездумно сэкономили на цене, сейчас надо делать крупные капиталовложения. Мной была заказана и куплена недостающая техника, пришло время тестировать банк в целом, в реальной стыковке "железа" и "софта".
Ноябрьский Миллениум
Ближе к концу года, когда закончилась шумиха с модернизацией техники, пришла пора программного обеспечения. Были закуплены лицензии на старшие версии Novell, скачаны и установлены Service Pack для NT, установлено обновление для SQL сервера Sybase. Пришли новые версии централизованных программ, собственное ПО было доработано. От некоторых сторонних разработок пришлось отказаться, так как они уже не поддерживались их изготовителем.
И вот первое знаменательное тестирование! Организовано оно было НБУ. Причем тестировался не просто факт работы, а полное, реальное прохождение, как денежных платежей, так и рабочей корреспонденции. Для этого в каждом банке был подготовлен специальный тестовый полигон на реально задействованной в работе технике.
Придя на выходных с утра на работу, мы с замиранием сердца перевели системное время рабочей техники на 1999/12/31 23:45 и начали наблюдать за ее поведением. К счастью, наши старания привели к желаемому результату. Мигнув временем 23:59:59, серверы дружно написали на дисплеях 2000/01/01 00:00. Честное слово, более приятных моментов в моей работе, пожалуй, и не было. Была, конечно, удовлетворенность и от других серьезных дел, но здесь еще присутствовала какая-то мистика тысячелетия. Проверка рабочих станций, станций связи также дала положительный результат. Чем не локальный новый год?
Дальше началась обычная работа по началу дня, формирование и оплата тестовых платежей на другие отделения, с другими платежными системами. И уже к обеду стало ясно, что если не брать во внимание нескольких досадных, но несущественных просчетов некоторых отделений, банковская система Украины и наш банк в частности, могут спокойно встречать и Новый, 2000-й год.
Украинские куранты
Подошло время реального Нового года. Того самого - знаменательного. Социальные службы других государств наперебой советовали своим гражданам не посещать Украину, не пытаться получить деньги по пластиковым карточкам, находиться подальше от атомных станций и опасных производств. Но я, и мы все, работники сферы IТ, верили, что проделанная работа исключит подобные эксцессы.
Так все и вышло. Хоть и замерло сердце, когда часы били 12-ть ударов в честь Нового Года. Это был мой успех, как и успех всех тех, кому пришлось иметь дело с IТ в 1999-м году. А на следующий день мир с удивлением узнал, что как раз на Украине все прошло гладко, в назидание той же Германии с ее высокооплачиваемыми программистами. Пусть же успех и дальше сопутствует нам в наших начинаниях. Удачи нам всем. Хорошей техники и умных программ.
Искренне ваш RollBack.
|