>О применении вычислительной техники в финансовой сфере сказано и написано многое. Сегодня этим трудно кого-либо удивить. Мне бы хотелось рассказать об одном эпизоде автоматизации отечественных банков.
По воле судьбы в 1996 году, мне довелось работать в одной из областных дирекций "Укрсоцбанка". Компьютеры там тогда уже были, но еще "первой волны" - 386 машины "желтой" и "красной" сборки, закупленные еще в начале 90-х. Программное обеспечение писала местная команда программистов совместно с одной - двумя специализированными фирмами.
В то время шел переход к электронному документообороту между банками, и компьютеры только начинали перемещаться из отделов автоматизации и банковской спец почты на столы рядовых операционистов и сотрудников отделов.
Руководство банка после командировок на Запад живописало тамошний уровень информатизации и, соответственно, сокрушалось о нашей технологической отсталости на десятилетия и сетовало на невозможность закупки импортного специализированного банковского оборудования. И ограничивалось установкой в руководящих кабинетах новейших компьютеров, как элементов мебели.
Ну а нам, сотрудникам отдела обслуживания банковского оборудования и систем связи, в работе приходилось использовать оборудование, имеющееся под руками. Пожалуй, самым "дремучим", на то время, местом в банке оставалась касса и хранилище. Это был, да во многом и сегодня остается, очень тяжелое место работы. Пересчет огромного количества денежных знаков и монет приводит к наличию в воздухе большого количества бумажной и органической пыли.
Поскольку существуют нормы по упаковке денежных знаков в мешки и пломбировку последних, при входе в кассовый блок, в горле постоянно першит от горьковатого привкуса расплавленного сургуча, декстринового клейстера и "ароматов" пеньковой веревки с мешковиной. От сортировки на отечественных монетосчетных машинах огромного количества монет в ушах долго стоит оглушительный звон. Наглухо закрытые, даже в жару, и зарешеченные по соображениям безопасности окна двери при полном отсутствии систем кондиционирования воздуха дополняют картину суровых условий жизни кассира большого банка.
А ответственность работы, само собой, весьма значительная. Отсюда и персонал, который там работал, состоял из женщин почтенного возраста, за годы привыкшим к таким суровым условиям работы.
Из средств автоматизации на вооружении кассира были отечественные купюросчетные и монетосчетные машины различного "возраста", калькуляторы и, о гордость кассы!, полуавтоматический немецкий программируемый механический арифмометр "Аскот", позволяющий печатать на бумажной ленте набитый вручную сводный кассовый отчет. Программирование его осуществлялось путем установки в перфорированный барабан специальных вкладышей и являлось профессиональным секретом избранного круга специалистов-наладчиков.
При таком техническом уровне, скорость работы кассы явно отставала от быстроты обслуживания клиентов в операционном зале, и там постоянно образовывалась очередь, ожидающая, пока кассир заполнит бумажные документы, пока их доставят из операционного зала.
И пришел тот день, когда "капитаны" банка сказали: "с кассой нужно что-то делать!". Перед нами поставили задачу ускорить обслуживание кассовых операций клиентов и работу по пересчету наличности с заполнением соответствующих учетных форм и регистров.
Само собой, дорогое зарубежное специализированное банковское оборудование нам было, однозначно, недоступно и пришлось работать с имеющимся в наличии.
В качестве меры помощи, особым распоряжением, нам вручили для автоматизации кассы 10 упаковок недавно полученных по импорту новеньких COMPAQ 486 DX, сетевое оборудование и кабель. Самым простым технически оказалось смонтировать компьютерную сеть. Хотя для этого и пришлось крепко засучить рукава и проделать ряд отверстий в спецжелезобетонной стене кассового узла. Установили HUB, расставили в комнатушках касс компьютерные столики, подключили сетевые карты, установили принтера. Сектор программистов написал соответствующую программу обмена информацией с операционным залом банка. На это ушло дней 10.
Но главную проблему это не решило - данные то о кассовых операциях приходилось каждый раз вносить в компьютер вручную!
И тут нам несколько "повезло" в первый раз: парк купюросчетных машинок состоял в основном из машин типа "банкнота" киевского производства и там, теоретически, была заложена возможность стыковки с каким-то компьютером по интерфейсу "токовая петля". И даже в инструкции была ссылка на фирму - производителя соответствующего дополнительного оборудования и программного обеспечения.
Неделя поисков по телефону в Донецке этой организации не принесла ничего, кроме огромного телефонного счета, сообщений о том, что эта организация сменила адрес и этими вопросами больше не занимается. А некоторый кооператив, в котором работали специалисты из бывшей структуры так "круто" оценил свои услуги, что перспектив оплатить их у нас не было даже теоретически.
И тут нам повезло второй раз - в основе системы управления этой машинкой был процессор 8080 фирмы "INTEL". При помощи оставшегося со времен изучения информатики в институте, программатора была считана программа управления. Из имеющихся под руками старых радиоэлементов мы собрали преобразователи уровня для COM-порта компьютера и спаяли соответствующие кабеля.
Ещё через неделю первая машинка уже была состыкована с персональным компьютером и шли активные эксперименты по созданию программы-интерфейса для полученного конгломерата. Составили протокол для драйвера и отдали банковским программистам.
В результате получилось весьма современное, по тем временам, место кассира, позволяющее автоматически формировать приходные кассовые документы на основе данных пересчета полученных от него денег, причем распечатывать даже такой нужный покупюрный свод. Также можно было контролировать и выдачу клиенту наличных из пачек. Информация по локальной сети, практически мгновенно, передавалась в операционный зал банка и руководству.
Внедрение проходило не без трудностей. Причем главной проблемой было - обучить пожилых людей основам работы с компьютерной техникой. Кассиры ведь люди весьма консервативные и недоверчивые - это их профессиональная черта.
Прошел месяц после внедрения, и работа кассы явно преобразилась: практически исчезли или сократились до минимума очереди. Сотрудники операционного зала больше не спускались для передачи бумажных документов. Исчез традиционный металлический грохот арифмометров при подготовке кассового отчета. Кассиры с облегчением в конце дня распечатывали свои формы отчетов на скоростном сетевом принтере.
В наибольшей степени наше творение проявило себя осенью 1996 года, в период введения национальной валюты - гривны и обмене купоно-карбованцев. Там - то они и встретились: компьютер и гривна. Человеку очень тяжело производить в уме операции по пересчету большого количества цифр. Даже, если нужно всего-на всего отбросить несколько нулей. А, тем более, сложно это было делать в атмосфере массового психоза, вызванного обменом денег. Вспоминаю это время - наплыв людей у входа в банки, большое количество охраны, грузовики с деньгами, сопровождаемые работниками СБУ.
Наши программисты тогда разработали для обменных касс специальную программку, которая по итогам работы купюросчетной машинки автоматически производила конверсию денег и рекомендовала вариант выдачи денег клиенту на основе имеющихся номиналов банкнот. Следует сказать, что система оказалась довольно устойчивой к "психологическому фактору" - за время её работы в нашем банке не было ни одного случая кассового просчета при обмене. А в то время истории о такого рода случаях передавались из уст в уста как банковский фольклор.
Комплекс настолько понравилась руководству, что она даже была представлена местному управлению Национального Банка как собственная разработка, достойная массового внедрения. Внедрению в НБУ тогда помешала централизованная закупка Нацбанком полностью автоматических пересчетных комплексов в Германии - на этот раз за многие тысячи в иностранной валюте.
Так компьютеризация собственными силами помогла значительно облегчить работу сотрудников банковской кассы и повысить оперативность их работы, снизить затраты. Это еще раз доказывает, что многие сложные проблемы автоматизации можно эффективно решать с помощью доступных технических средств - был бы компьютер под рукой.
|