RSS-лента

 
Новости
Пресс-релизы

Поиск по компаниям

 
Расширенный поиск
Обзоры сети

Архив новостей

 

2002 г
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек

апрель

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
2003 г
2004 г
2005 г
2006 г
2007 г
2008 г
2009 г
2010 г
2011 г
2012 г
2013 г







© ICC.  Перепечатка допускается

только с разрешения .

Новости

 

26 апреля 2002 г

Эмоциональные машины

Что такое эмоциональная машина? Обычно этот термин применяют к программному или аппаратному обеспечению, способному распознавать, выражать и возможно даже Lпереживать¦ эмоции. Задача таких машин v лучше понимать пользователя и соответственно моделировать свою работу, чтобы обеспечить интуитивно понятное взаимодействие с ним.

Представьте себе, например, компьютер, который видит, что вы нервничаете, и тут же начинает активно предоставлять вам подсказки для выполнения работы. Или робота, который, зная, что вы устали, приносит вам бутылку пива как только вы сядете на диван.

Исследования в области эмоциональных машин напоминают разработку интеллектуальных устройств. В настоящее время оба этих термина практически равнозначны, так как сейчас машина может считаться действительно интеллектуальной если только она чувствительна к человеческим эмоциям. Новый толчок разработке эмоциональных машин дала книга Антонио Дамасио LОшибка Декарта¦, в которой он трансформирует известное высказыание Декарта LЯ мыслю, значит я существую¦ в LЯ чувствую, значит я существую¦. Основой сознания теперь считают не только мысли, но и эмоции.

Технологии разработки эмоциональных машин и искусственного интеллекта практическим идентичны: сначала разделяют человеческие эмоции на минимальные составляющие, и затем моделируют их в машине.

Но упрощенный и индивидуалистический подход здесь, как и в случае с искусственным интеллектом, цели не достигнет. Люди v сложные создания, постоянно динамически взаимодействующие с окружающей средой и с себе подобными и реагирующие на минимальные изменения внешних условий. Индивидуалистический, разделительный метод не учитывает все внешние изменения, и не может Lмгновенно все схватывать¦, как это делают люди.

Стремление и отношение к созданию умных эмоциональных машин отражает не только уровень технического развития, но и о культуру самих создателей. На Западе эмоциональные машины разрабатывают для того, чтобы они обслуживали людей. Извечная мечта: мы отдыхаем, а электронные помощники выполняют нашу работу.

Но западный взгляд на эту проблему v не единственный. В Японии, например, представления об эмоциональных роботах не заключаются в отношениях хозяина и слуги. Профессор из университета города Кобе Мачико Кусахара в своей лекции описала отношение японской культуры к данной технологии. Оно, оказывается, очень сильно отличается от наших представлений.

Япония является мировым лидером в области робототехники. В 1999 г. в Японии работало 55% всех промышленных и большинство развлекательных роботов в мире. В Японии появились первые роботы-игрушки, такие как Тамагочи и робопес Aibo, первый робот-гуманоид, а также целые серии устройств, не поддающихся классификации, таких как лечащие роботы и роботы, на которых можно смотреть и расслабляться (например, роботы-медузы).

В Японии робототехника процветает, о чем может судить тот факт, что первая партия Aibo, выпущенная Sony, была раскуплена моментально, а в компанию посыпались заявки на новых электронных питомцев. Спрос на робопса был так велик, что Sony провела дополнительное изучение целевой аудитории этого продукта, и выяснила, что она состоит из двух основных типов потребителей: молодых людей, которым нравятся технологические новинки и/или которые интересуются компьютерами, и пользователей, которым просто нравится иметь робота в качестве домашнего животного.

Владельцы Aibo одевают своих любимцев и учат их разным трюкам, что позволяет персонализировать робопса. Связь между хозяевами и робособаками бывает такой сильной, что владельцы могут отличить своих электронных питомцев от таких же чужих.

Отличия от менталитета европейцев очевидны: японские компании инвестируют деньги в производство развлекательных роботов, которые сами вызывают эмоции, а не пытаются подстраиваться под эмоциональные состояния своих владельцев. А японские пользователи относятся к своим электронным питомцам как к умным и чувствующим живым существам, а не как к обслуживающей технике.

Робототехническая промышленность еще далека от создания идеального слуги, который бы заботился о своем хозяине. Но уже созданы роботы, которые могут быть Lпросто приятелями¦ человека (к примеру, все те же Aibo и Тамагочи). Эти роботы не пытаются распознать эмоциональное состояние своих владельцев, хотя Aibo и Lпонимает¦, когда его хозяин рассержен. Они сами способны вызывать эмоции у людей.

Вместо того, чтобы стремиться к совершенству, в Японии используют стратегию преднамеренных ошибок, которая повышает реалистичность роботов (речь идет только о развлекательных роботах). Тот же Aibo запрограммирован время от времени не слушаться хозяина.

Выпуская тысячи Lдружелюбных¦ роботов, японская робототехническая промышленность выигрывает не только от самой продажи, но и от того, что идет адаптация роботов к разным людям, ситуациям и окружающим условиям. Накопленные в результате знания можно применять при разработке более сложных, бизнес-ориентированных устройств, то есть идет прогресс от развлекательного к Lсерьезному¦ производству.

Но почему электронные питомцы стали массовым феноменом в Японии, тогда как на Западе к ним относятся подозрительно?

В Японии роботов считают вежливыми и дружелюбными созданиями. Некоторые даже думают, что роботы мыслят и имеют душу. Это все идет от религиозных верований японцев, утверждающих, что все существующее в природе имеет душу. Поэтому им даже трудно бывает провести черту между людьми и другими формами жизни.

Вспомним Тамагочи, которые умирали, если не получали достаточно корма или просто внимания. Смерть своих электронных питомцев некоторые японцы переживали так глубоко и эмоционально, что приходилось даже создавать специальные кладбища для Тамагочи.

Кроме японской культуры и религии важную роль в этом вопросе играет также специфическая социально-демографическая ситуация. В перенаселенных японских городах почти повсеместно запрещается держать в квартирах домашних животных. В таких условиях электронный питомец v отличный выход из положения. Целое поколение молодых японцев растет большей частью с искусственными, а не живыми домашними животными. Интересно будет узнать, как это на них со временем скажется.

С процессом старения населения Японии спрос на электронных питомцев растет. Многие пожилые японцы чувствуют себя одинокими, а в компании робота им легче. Кроме того, роботы-питомцы могут выполнять контрольно-наблюдательную функцию, сигнализируя окружающим, если случается что-то тревожное (например, если хозяин не разговаривает или не двигается в течение определенного периода времени).

Определение, которое мы даем машинам, многое говорит не только о машинах, но и о нас самих. Взгляды японцев на взаимодействие человека и машины отличаются от наших, и, соответственно, отличаются производимые ими роботы. Японские эмоциональные роботы не распознают, а вызывают эмоции у людей; они вежливы и дружелюбны, а не пытаются завоевать весь мир; и, наконец, они v друзья, а не слуги, предназначенные для облегчения нашей жизни. Неужели границы между живым и неживым настолько размыты, что роботы становятся одними из нас?

версия для печати


SMS

 

Сообщите коллегам о последних новостях, пресс-релизах и сведениях из Каталога компаний через наш SMS-гейт.


Смотрите также

 

18 октября 2013 г

 • Fujifilm XQ1: компактная камера Х-серии
 • Обновление Kaspersky Security для SharePoint Server
 • Fujifilm X-E2: эволюция легендарной X-E1
 • UserGate Web Filter с глубоким анализом контента

17 октября 2013 г

 • Обрано оператора домену .УКР
 • Android-троянец скрывается от антивирусов, используя очередную уязвимость
 • Розетка, которая всегда под рукой
 • "Яндекс" выяснил, что украинцы ищут о свадьбе
 • Седьмая версия продуктов ESET NOD32 Antivirus и ESET Smart Security
 • МТС снижает стоимость мобильного Интернета в роуминге
 • Ультратонкий внешний накопитель ADATA Dash Drive Elite SE720
 • Объективы Sony с байонетом E для полнокадровой матрицы

16 октября 2013 г

 • Philips открывает путь к хирургии для Google Glass
 • Нові зміни в складі членів ІнАУ
 • Киевстар приглашает студентов на стажировку
 • «Лаборатория Касперского» совершенствует защиту для мобильных устройств
 • Autodesk приобретает технологии Graitec по проектированию конструкций

15 октября 2013 г

 • Mio Technology заключила договор с компанией «Навигатор»
 • Horizon – платформа браузерных расширений для операторов мобильной связи
 • В Харькове открылся крупнейший датацентр в Восточной Украине «Onehostpower»

Реклама

 

Рубрики

 


© ITware 2000-2013