Мировой рынок мобильных телефонов демонстрирует рекорды падений
Аналитики Gartner, Wireless Intelligence и Strategy Analytics представили свои отчеты, касающиеся мирового рынка мобильных телефонов в I квартале 2009 года.
По данным исследователей Gartner, совокупный объем реализации сотовых терминалов в январе-марте нынешнего года состаил 269,1 млн штук, что на 8,6 % ниже, нежели в том же периоде 2008 года. Поставки смартфонов в годовом исчислении выросли на 12,7 %, до 36,4 млн единиц.
Как говорится в документе, в ряде регионов, в частности, в Китае и Северной Америке, отмечались определенные признаки улучшения ситуации, но в целом продажи в первой четверти нынешнего года продемонстрировали самое большое падение за всю историю наблюдений Gartner за рынком мобильных аппаратов, то есть с 2001 года. Кроме того, минувший I квартал стал уникальным, так как в нем отмечалось снижение поставок в годовом исчислении, хотя традиционно показателям продаж помогал предпраздничный спрос в Азии и Океании.
Аналитики Gartner отмечают, что канал в отчетном периоде активизировал свои усилия по снижению объемов продукции, скопившейся на складах, что и прогнозировалось в IV квартале 2008 года. Расчистка складов необходима прежде всего для того, чтобы снизить капитальные вложения на волне уменьшения потребительской уверенности. Поставки в канал в январе-марте нынешнего года равнялись всего лишь 244 млн штук, в то время как продажи конечным пользователям превысили 269 млн единиц. Разница в отчетном периоде составила 25 млн против 17 млн тремя месяцами ранее и это стало самой большой разницей в истории наблюдений. Gartner ожидает, что тенденция расчистки складских запасов продолжится и во II квартале 2009 года, хотя и в менее значительных масштабах, чем это было в I квартале.
Лидером по количеству поставленных на мировой рынок сотовых терминалов в первой четверти нынешнего года по-прежнему является Nokia, однако ее доля снизилась с 39,1 % годом ранее до 36,2 %. Samsung упрочила свои позиции в качестве второго по величине вендора и нарастила долю благодря продажам в объеме 51,4 млн штук. После того, как по итогам IV квартала 2008 года Motorola уступила свою четвертую строчку рейтинга Sony Ericsson, в отчетном квартале она вернула утраченные позиции и вновь стала четвертой.
На долю смартфонов приходилось 13,5 % от всех продаж мобильных устройств в I квартале 2009 года, в то время как в том же периоде годом ранее этот показатель составлял 11 %. Аналитики Gartner обращают внимание на положительную динамику, демонстрируемую Research In Motion (RIM) и Apple, что подтверждает то, что сервисы и приложения сегодня являются инструментами для завоевания успеха этими устройствами
Исследователи полагают, что львиная доля роста стала результата успеха продуктов с сенсорными экранами, причем как в среднем, так и топовом ценовых сегментах.
На долю Symbian в первой четверти 2009 года приходилось 49,3 % рынка операционных систем (ОС) для смартфонов, в то время как годом ранее она составляла 56,9 %. Доля ОС RIM выросла в годовом исчислении на 6,6 %, до 19,9 %. ОС iPhone занимала 10,8 % рынка против 5,3 % в аналогичном квартале годом ранее.
Продажи Nokia на мировой рынок в январе-марте текущего года были равны 97,4 млн единиц, во многом благодаря проводимой вендором расчистке складских запасов в Азии и Океании, а также в Латинской Америке. Впервые с I квартала 2007 года поставки финской компании опустились до уровня ниже 100 млн штук. Еще одним неприятным следствием влияния рецессии стало резкое, на 18 % , падение показателя средней стоимости продажи (ASP). Одновременно Nokia сумела увеличить свои продажи в сегменте смартфонов благодаря выходу во многих регионах Nokia 5800.
Для Samsung первая четверть года сложилась самым благоприятным образом. С продажами в 51,4 млн штук, доля корейской компании на мировом рынке выросла на 4,7 %, до 19,1 %. Также вендор сумел вернуться к двузначному показателю рентабельности благодаря хорошему портфолио. Выход Tocco Ultra Edition и запланированный на более поздний срок i7500 (на базе ОС Android) должны помочь Samsung упрочить свои позиции во второй половине 2009 года.
LG продала в первой четверти текущего года 26,5 млн мобильных телефонов, а ее доля увеличилась на 1,9 % в годовом исчислении. Новый аппарат LG Arena получил новый пользовательский интерфейс, что стало подтверждением стремления компании улучшить удобство использования. В то же время Gartner подчеркивает, что LG необходимо наращивать свою конкурентоспособность в секторе смартфонов.
Серьезные проблемы продолжает испытывать Motorola, причем это происходит даже на домашнем для компании рынке, хотя первая четверть нынешнего года для корпорации в целом может считаться позитивной благодаря сотрудничеству с операторами Boost Mobile и Tracfone. Согласно прогнозам вендора, общемировые продажи терминалов iDEN взлетят в 2009 году в 1,5 раза, что должно помочь компании пережить нелегкие времена до того, как будет пересмотрен ее продуктовый портфель. Motorola делает ставку на Android и рассчитывает на то, что эта платформа поможет ей улучшить результаты в обозримом будущем. У аналитиков Gartner в этой связи возник ряд вопросов относительно того, как именно Motorola намеревается дифференциировать свои продукты на базе Android, учитывая количество игроков, которые готовят к выходу на рынок свои устройства.
Sony Ericsson утратила рыночную долю как в квартальном, так и годовом исчислении, а ее продажи равнялись 14,5 млн штук. Помимо собственно рецессии, на результатах шведско-японского СП сказалось слабое портфолио. В частности, Sony Ericsson поздно отреагировала на рост популярности телефонов с сенсорными экранами и имеет ограниченное предложение в области смартфонов.
В отчете Gartner подчеркивается, что аналитики сохраняют сделанный ими ранее прогноз относительно перспектив рынка мобильных терминалов, который предусматривает падение поставок по итогам 2009 года на 4 %.
Между тем исследователи Wireless Intelligence отмечают в представленном ими документе, что общемировой рынок сотовых терминалов столкнулся с проблемами как в области объема продаж, так и размера маржи. Согласно обнародованном исследователями данным, средняя величина операционной маржи у компаний, входящих в первую пятерку рейтинга крупнейших поставщиков, — Nokia, Samsung, LG, Motorola и Sony Ericsson — упала в I квартале 2009 года до 4 % по сравнению с 13 % в аналогичном периоде годом ранее.
Аналитики также предупреждают, что даже если тенденция к снижению маржи продолжится, у вендоров не останется другого выбора кроме как не урезать расходы на исследования и разработку, а также маркетинг, чтобы компенсировать уменьшение показателя прибыльности.
По оценкам Wireless Intelligence, затраты на R&D у крупнейших поставщиков увеличились в первой четверти нынешнего года достигли 12 % по сравнению с 10 % годом ранее, в то время как маркетинговые затраты увеличились за год с 9 до 10 %.
Помимо больших складских запасов, на показатель маржи повлияла ценовая конкуренция вендоров, приведшая к падению ASP устройств. Одновременно исследователи прогнозируют, что вендоры могут столкнуться с проблемами в области выделения средств на R&D и маркетинг, если спрос будет и далее снижаться, а маржа уменьшаться, причем это может произойти уже в 2009 году.
В годовом исчислении доходы снизились у Nokia, Sony Ericsson и Motorola, в то время как о росте выручки сообщили только корейские Samsung и LG.
В отчете Wireless Intelligence говорится, что нынешние проблемы с поставками сотовых терминалов вызваны прежде всего высокой степенью насыщения развитых рынков, а также сложившейся в мире экономической ситуацией, в частности, колебаниями курсов валют.
Между тем специалисты Strategy Analytics подчеркивают, что итоги первой четверти нынешнего года, когда на мировой рынок было поставлено 245 млн мобильных телефонов, а падение продаж в годовом исчислении стало самым большим за всю историю наблюдений за рынком.
|
События, мнения, комментарии
|
|
|
|