IDC и Gartner: на рынке ПК кредитный кризис уже сказался
Аналитики IDC и Gartner представили свои отчеты, касающиеся состояния дел на общемировом рынке персональных компьютеров в IV квартале 2008 года.
Согласно документу, обнародованному исследователями [Gartner], в последней четверти минувшего года в мире было реализовано 78,1 млн ПК, а показатель роста продаж в годовом исчислении составил всего лишь 1,1 % - самый низкий, начиная с 2002 года, показатель.
Как указывают аналитики, в США падение поставок оказалось сильнее прогнозировавшегося из-за продолжающейся рецессии. Проблемы с экономикой отрицательно сказались и на продажах ПК в ключевых странах региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка). В Азии и Океании рост поставок стал самым низким за всю историю наблюдений Gartner. Латинская Америка оправдала ожидания, но и здесь прирост стал намного ниже, чем это отмечалось раньше.
Благодаря проведению вендорами множества мероприятий по стимулированию продаж, в сегменте мини-ноутбуков рост превысил показатель увеличения поставок в остальных секторах рынка ПК, подчеркивают аналитики. Однако, доходы от реализации «персоналок» в годовом исчислении, тем не менее, снизились. Постоянное уменьшение показателя средней стоимости продажи (ASP) наряду с высоким интересом пользователей к недорогим системам, включая и нетбуки, стало основными факторами такого снижения.
Hewlett-Packard ([HP]) сумела в IV квартале 2008 года продемонстрировать прирост поставок выше, чем рынок в среднем, но в годовом исчислении рост стал самыми низким с момента слияния корпорации с Compaq в 2003 году. HP агрессивное продвигала в EMEA ноутбуки, но в США ее продажи были не слишком успешными.
У [Dell] хорошо пошли дела в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но она не смогла увеличить в октябре-декабре прошлого года продажи в Северной Америке и ЕМЕА. Между тем, [Acer] по-прежнему демонстрирует превосходный показатель роста — ее поставки взлетели по сравнению с аналогичным периодом на 31,1 %, а локомотивом роста стали ПК бюджетного уровня, например, мини-ноутбуки. [Lenovo] все так же занимает по итогам IV квартала 2008 года четвертую строчку рейтинга крупнейших поставщиков персональных компьютеров на мировой рынок, но ее продажи, впервые с 2006 года, в годовом исчислении снизились.
Исследователи Gartner отмечают, что в США на рынке ПК в последней четверти минувшего года наблюдалось самое серьезное, с рецессии 2001 года, падение объемов реализации, составившее в годовом исчислении 10 %.
При этом, аналитики добавляют, что начался IV квартал сравнительно оптимистично, но из месяца в месяц ситуация ухудшалась. Корпоративные пользователи быстро урезали расходы на информационные технологии, в то время как государственные структуры и образовательные организации перенесли планировавшиеся ранее приобретения ПК в условиях сократившегося финансирования. В результате, поставщики «персоналок», ориентированные прежде всего на профессиональных потребителей, пострадали от ухудшения ситуации на рынке сильнее всего. В то же время рост поставок компьютеров для индивидуальных пользователей были в отчетном периоде достаточно неплохими, но отличительной особенностью стало продолжающееся падение показателя ASP на фоне растущей популярности мини-ноутбуков.
Dell остался ведущим поставщиком ПК на рынке Соединенных Штатов по итогам последней четверти прошлого года, но ее продажи в квартальном исчислении рухнули на 16,4 % из-за сложной ситуации на корпоративном рынке. В тройке лидеров в США, по подсчетам Gartner, также HP (снижение поставок за три месяца — 3,4 %) и Acer (рост продаж на 55 %). Также, как и на общемировом рынке, успехи Acer связаны с ее широким портфолио мини-ноутбуков.
В ЕМЕА в октябре-декабре минувшего года было продано в общей сложности 30,4 млн «персоналок» - на 4,9 % больше, чем в аналогичном периоде 2007 года. Такого падение показателя роста в этом регионе не наблюдалось, отмечается в отчете, с 2000-2001 годов. В меньшей степени пострадал от непростой экономической ситуации потребительский рынок, причем поставки мобильных персональных компьютеров увеличились на величину, выражаемую двузначным числом. В то же время львиную долю прироста обеспечили мини-ноутбуки, отмечают исследователи.
В Азии и Океании в количественном выражении продажи увеличились за три месяца на 1,8 %, о 19,5 млн единиц. На долю Китая и Индии пришлось в общей сложности примерно 65 % всего объема реализованных в последней четверти года ПК в регионе, и именно в этих странах сложности с финансами сильнее всего сказались на потребительском сегменте. Аналитики Gartner сообщают, что в Китае рост продаж «персоналок» оценивается в 0,8 %, в то время как в Индии — 2,2 %.
Рынок персональных компьютеров в Латинской Америке продемонстрировал прирост поставок в годовом исчислении на 10 % - до 7,2 млн единиц по итогам IV квартала 2008 года. При этом, удешевление местных валют стран этого региона привело к постоянному удорожанию компьютеров, поставляемых крупнейшими международными вендорами.
В Японии, говорится в отчете, продажи ПК выросли на 7 % и составили 3,5 млн ПК по итогам последнего квартала года. На итоговые показатели повлияли невысокий корпоративный спрос, а также относительно небольшой выбор новых моделей потребительских компьютеров, представленных в конце декабря.
Согласно предварительным оценкам аналитиков Gartner по итогам всего 2008 года на общемировой рынок персональных компьютеров было поставлено в общей сложности 302,2 млн систем, что на 10,9 % больше, чем было в 2007 году. В списке пяти крупнейших поставщиков в мире, добавляют исследователи, по итогам минувшего года никаких изменений не произошло.
Между тем исследователи [IDC] отмечают в опубликованном ими отчете, что несмотря на царивший в начале последней четверти года оптимизм, состояние мировой экономики оказало на продажи ПК в мире значительно более быстрое, чем полагалось ранее, влияние. После без малого шести лет непрерывного роста, причем в среднем на 15 % в последние пять лет, объем реализации «персоналок» в октябре-декабре снизился в годовом исчислении на 0,4 %. Столь серьезного падения стало достаточно для того, чтобы по сравнению с тремя месяцами ранее продажи снизились на 2,5 % вместо прогнозировавшегося на фоне традиционного предновогоднего сезона увеличения.
Ухудшающаяся экономическая среда, в том числе на рынке недвижимости и стоимостью акций, сворачивающееся кредитования и понижающаяся покупательная способность — вот явные факторы, ограничивающие рост продаж ПК, подчеркивают аналитики IDC. Недорогих портативных компьютеров, конкуренции среди вендоров и предпраздничных акций оказалось недостаточно, чтобы компенсировать проблемы, даже несмотря на активное развитие рынка мини-ноутбуков (известных также как нетбуки).
Рост поставок портативных ПК сократился почти вдвое с отмечавшихся на протяжении первых трех четвертей года 40 % (в годовом исчислении) до примерно 20 % в IV квартале. Между тем последствия рецессии для сектора десктопов оказались намного более серьезными. Показатель роста продаж настольных ПК в количественном выражении упал с около 16 % в октябре-декабре 2007 года до отрицательного показателя по итогам отчетного периода. Объемы продаж нетбуков в заключительной четверти минувшего года оцениваются исследователями в 5 млн штук, что означает, таким образом, преодоление по итогам всего 2008 года отметки в 10 млн единиц. Доля мини-ноутбуков в общей структуре поставок мобильных ПК на сегодня составляет почти 7 % и к концу нынешнего года должна, как ожидается, удвоится.
Тем не менее, подчеркивают аналитики, несмотря на резкое падение продаж в октябре-декабре ушедшего года, по итогам всего года рост поставок остался двузначным и составил 10,5 %. Примечательно, добавляют исследователи, что практически аналогичным этот показатель был в 2006 году, когда некоторые вендоры столкнулись с проблемами при ускорении смещения портфолио в сторону портативных моделей и переноса выхода операционной системы Vista.
Для всех, кто считал, то нынешние экономические проблемы отличаются от наблюдавшихся 2001 году, падение роста продаж ПК с двузначных показателей до минимальных значений в последнем квартале должно продемонстрировать, что влияние кризиса на уровни продаж в целом не отличаются, говорится в документе. Исследователи полагают, что раздававшиеся ранее голоса о том, что в целом международные рынки пострадают в меньшей степени, или же положительными факторами станут уменьшение цен и дальнейший спрос на мобильные устройства, уже в скором времени поутихнут. И потому IDC считает весьма вероятным перенос начала восстановления рынка на 2010 год, если кризис интенсифицируется.
Как и предполагалось, интерес к ПК потребителей в США плавно снизился, причем падение спроса было характерно как для индивидуальных, так и корпоративных пользователей на фоне свертывания кредитования, роста неуверенности и безработицы. Снизились не только продажи в количественном выражении, но также и объем рынка в денежном измерении из-за обострившейся ценовой конкуренции и выпуска все большего числа моделей недорогих мини-ноутбуков.
В то время, как результаты поставок «персоналок» в Соединенных Штатах оказались ниже прогнозировавшихся, изменение показателя роста по сравнению с предыдущими тремя кварталами здесь было все же не столь резким, как в остальных регионах мира. Исследователи считают, что это стало отражением сравнительно невысокого прироста продаж в начале года в США и той неожиданной скорости, с которой финансовый кризис распространился на остальные регионы. Проблемы с финансированием потенциальных покупателей привели к тому, что в количественном выражении продажи у Dell упали в годовом исчислении на 16 %, а у НР — снизились на 3 %. Тем не менее, у еще трех вендоров, входящих в первую пятерку крупнейших в США поставщиков ПК (Acer, [Apple] и [Toshiba]), выросли продажи портативных ПК.
В регионе ЕМЕА рост рынка «персоналок» замедлился то менее чем 10 %, но остался, несмотря на сложную экономическую ситуацию, с положительным показателем роста. Как и ожидалось, важнейшим фактором прироста продаж ПК остаются ноутбуки, поставки которых, после определенного замедления в предыдущие несколько кварталов, вновь показали рост почти в 25 %. Столь хорошие результаты для сектора мобильных ПК объясняются высоким спросом индивидуальных пользователей к такого рода вычислительным системам в преддверии новогодних праздников, а также активным продвижением нетбуков вендоров и телекоммуникационных операторов. В свою очередь рынок десктопов продолжает уменьшаться в объемах из-за смещения интереса потребителей в сторону ноутбуков и замедления обновления корпоративных ПК.
Японский рынок остался достаточно спокойным, слегка превысив ожидания аналитиков, а рост превысил показатели III квартала 2008 года. Существенно уменьшились продажи десктопов при одновременном росте поставок портативных компьютеров. Общеимровой кредитный коллапс оказал определенное давление на объемы расходов потребителей, но сравнительно стабильная экономика и сильная йена способствовали поддержанию высоких темпов в сегменте нетбуков.
В остальных странах Азиатско-тихоокеанского региона ситуация с экономикой сильнее всего в октябре-декабре сказалась на Китае и Индии, причем в последней проблему усугубили сложности с каналом. В других государствах региона ситуация была также нелегкой, не в последнюю очередь из-за колебания курса валют. Все чаще операторы связи стали предлагать пакеты в составе которых были и мини-ноутбуки, но во многих случаях это не способствовало росту продаж нетбуков.
Говоря об итогах продаж вендорами специалисты IDC отмечают, что НР смогла показать рост выше среднерыночного и без особых проблем сохранила лидерство по количеству поставленных на мировой рынок ПК. Невысокий показатель роста в Азии и Океании (за исключением Японии), а также США уменьшили показатели корпорации в целом, хотя и в ЕМЕА, и в Стране восходящего солнца реализация ноутбуков выросла на двузначную величину, даже в условиях экономических проблем. По мнению аналитиков, лидерство HP в области поставок ПК, вероятнее всего, поможет компании достаточно легко пережить непростой период.
Dell продемонстрировала разочаровывающие итоги в США и ЕМЕА, причем сильнее всего провалились продажи в Соединенных Штатах. Определенный смягчающий эффект оказали поставки ПК на развивающихся рынках и мини-ноутбуков в Японии. Активное продвижение нетбуков всех ценовых категорий способствует укреплению позиций Dell на этом рынке.
Усилия по проникновению в ритейлерский канал способствовали росту продаж Acer на рынке США, несмотря на жесткую конкуренцию и непростую ситуацию в экономике. Хотя проблемы в мировой финансовой системе вряд ли решатся быстро, широкое присутствие в канале и наращивание бюджетного портфолио поможет компании расти и далее. В то же время исследователи обращают внимание на замедление роста компании в последней четверти года на ключевых европейских рынках, в частности, в странах Ценральной Европы, на Ближнем Востоке и в Африке (CEMA).
Ситуация с Lenovo является отражением слабеющей мировой экономики, а компания объявила проведение массированной реструктуризации и увольнений в наступившем году. На некоторых развитых регионах продажи Lenovo рухнули в годовом исчислении на величину, выражаемую двузначным числом, а в ЕМЕА и домашнем для вендора регионе Азии и Океании поставки также снизились, хотя и в меньшей степени. Китайскому предприятию удалось добиться определенного успеха в Латинской Америке, где продажи выросли на двузначный показатель, а также, благодаря использованию лицензированной у [IBM] технологии, дальнейшему проникновению на рынок серверов.
У Toshiba реализация ПК взлетела почти на 20 % во всех регионах, кроме Азиатско-тихоокеанского (за исключением Японии). Компания продемонстрировала в последней четверти года рост поставок портативных ПК выше, чем в среднем по рынку, отмечают аналитики IDC.
Стоит добавить также, что еще в одном опубликованном аналитиками IDC отчете говорится, что себестоимость производства нетбуков в текущем году снизится по сравнению с величиной затрат по состоянию на середину прошлого года примерно на 15-20 %. Исследователи связывают это прежде всего с продолжающимся удешевлением процессоров и жидкокристаллических панелей.
IDC указывает, что стоимость платформы Intel Atom упадет по сравнению с ценой середины 2008 года на 50 %, в то время как LCD-панели подешевеют на 30 %.
|
События, мнения, комментарии
|
|
|
|