RSS-лента

 
Новости
Пресс-релизы

Поиск по компаниям

 
Расширенный поиск
Обзоры сети








© ICC.  Перепечатка допускается

только с разрешения .

   

Иллюзия всемогущества

…Вряд ли можно утверждать, что вы знаете, что делаете, если вы не в состоянии представить свое действие как обдуманный выбор из некоего множества действий, которые вы также могли бы предпринять

Эдсгер Дейкстра (1930—2002), «отец» структурного программирования

«У вас есть мазь «z-z-z» или что-то похожее?»,— удивленные глаза фармацевта и встречный вопрос: «Есть, но она с кортикостероидами, а это гормоны. Вам врач рекомендовал?». Снисходительная улыбка в ответ: «Я сама в Интернете нашла…». На этот диалог обратила внимание моя знакомая-медик, твердо убежденная, что гормоны — это только в самом крайнем случае. Не знаю, насколько она права, впрочем, не о гормонах ведь эта колонка.

Весьма популярная нынче презентация «Знаете ли Вы?» (youtube.com/watch?v=ljbI-363A2Q) содержит, в числе прочих, и риторический вопрос: «Куда адресовались 2,7 млрд запросов, ежемесячно обрабатываемых Google?». Выйдя из аптеки, я точно знал: по крайней мере, несколько из них адресовались врачам :-). И неважно, чем закончился диалог в аптеке. Существенно другое: это типичный пример нового интересного нам феномена.

Мне посчастливилось учиться в КПИ у замечательных педагогов, чья бескомпромиссность подарила мне знания и инженерные подходы, выручающие до сих пор. Их строгость была двух видов. У одних на экзамене невозможно было не то что списать, а формулу подсмотреть, отпросившись на минуту. Другие разрешали пользоваться любой литературой, но при ответе проверяли не выписки, а их понимание. К «первым» на экзамен приходили натощак (по понятным причинам :-)), а у «вторых» испытание порой превращалось в марафон «на выносливость» и затягивалось едва ли не на сутки. Ответ на вопрос «Что же лучше?» пришлось искать, когда я сам стал преподавать в родном вузе. И лет пятнадцать назад казалось, что баланс между проверкой «механической» памяти и разумным ограничением процесса «изучения курса прямо на экзамене» нашелся. Но сегодня «подсказки» поисковиков вновь все изменили.

Специальность — это ведь довольно сложная «смесь» знаний, умений и навыков, готовности решать задачи и способности найти ответы или данные в разумные сроки. И время, за которое выполняются действия, играет порой ключевую роль. Пример того, что отличает специалиста от дилетанта — чечеточник. Несложно взять какой-нибудь самоучитель и, глядя на картинки, повторить движения. Но чтобы сделать это со скоростью, дающей ожидаемый эффект, нужно немало поработать.

Связка: «Поисковик + Интернет» качественно изменила время, необходимое на «проживание» цепочки: чтение — изучение — понимание — решение. Google помогает найти ответ, не открывая учебник. Еще десять лет назад без специального образования, хотя бы азов, лечиться просто по справочнику лекарственных средств было нереально: обилие специальной терминологии и многочисленные отсылки к аналогам превращали чтение каждой страницы в задачу на сутки. Сегодня Яндекс легко выудит из Сети растолкованные «рекомендации».

С одной стороны, готовность использовать мощь поиска в Сети — важное качество специалиста, и запрещать пользоваться этим инструментом — все равно что учить танцора без музыки. С другой — привычка искать ответы в Google порождает уверенность: недостаток знаний сможет компенсировать детище Сергея Брина и Лэрри Пэйджа.

А и правда, куда адресовались запросы раньше? Накануне Пасхи, когда я пишу эту колонку, вспоминается история восстановления в 1881—1885 годах Кирилловской церкви (uk.wikipedia.org/wiki/ Кирилівська_церква). Профессор А. В. Прахов, руководивший работами, будучи ограниченным в средствах, привлек для написания четырех образов на цинковых досках для иконостаса студента Академии художеств — 27-летнего Михаила Врубеля. Врубель работает над ними в «командировке», в Венеции. Но вот незадача: краски растекаются по цинку, пишется невероятно трудно, заказ под угрозой срыва. Прахов, узнав о проблеме, бросается к коллегам по Университету, на кафедру химии, и получает подробные и исчерпывающие рекомендации по подготовке цинковой поверхности. Отправленные в Италию, эти рекомендации спасают ситуацию. Благодаря профессионализму консультантов мы и сегодня можем восхищаться «объемностью» фигур (если рассматривать их с хоров).

Запрос в Google «живопись, цинковые доски, подготовка поверхности» дает более 13 тыс. ссылок. Не берусь оценивать их релевантность, а тем более корректность рекомендаций — никогда не увлекался живописью. Но если аналогия со знакомыми мне «советами» из области ИКТ, полученными аналогичным путем, справедлива, то сегодня у работ Михаил Александровича было бы немного шансов простоять века. И, скорее всего, большая часть советов облегчила бы живопись на цинке. Вопрос только в том, в какой степени советчик, случайно выбранный из многих тысяч, был бы озабочен, например, стойкостью результата.

Автор рекомендаций в Сети в значительно меньшей степени ощущает свою ответственность за советы, чем специалист, к которому обратились лично. А «вооруженный» советом дилетант и вовсе не озабочен ею — он уже переложил ответственность на плечи советчика. Хорошо, если дилетант, а если недоучка, выдающий себя за специалиста? Это к вопросу о том, как проводить экзамены :-).

И вообще, увеличивает ли знания пользователя ответ поисковой машины? Или, подобно инструкции к электроутюгу, скрывает необходимость владения законом Джоуля — Ленца? Правильный ответ — «Зависит от вопроса» — меня совершенно не радует. Поскольку никто не знает, какая часть из 2,7 млрд вопросов правильная. Может быть, в Эпоху Поисковых Машин главным предметом в школе должно стать изучение «правильных вопросов», а заодно и умение искать ответы до тех пор, пока не появится «обдуманный выбор из некоего множества» возможных? При всем его утопизме такое решение кажется мне наиболее продуктивным. А вам?

Скачать полную версию в PDF формате. Размер: 350.1 Kb

Смотрите также: