ITware :. Публикации :. Публикация
Слежка во благо

8 сентября 2003 г.

Возможность удаленного контроля за состоянием и перемещением объектов открывает перед человечеством поистине фантастические возможности...

Понятие "телематика" появилось сравнительно недавно, объединив современные информационные и телекоммуникационные технологии и став ключевым элементом в инфраструктуре информационного общества ближайшего будущего. Уже сегодня телематика охватывает множество областей: управленческая телематика (удаленное администрирование, управление и координирование бизнес-объектов, государственных организаций и т. п.), телематика образования (дистанционное обучение и тренинги), транспортная телематика и т. д. На Западе активно внедряются принципы e-Government (электронного правительства), что тоже является проявлением телематики и шагом к информационному обществу. В этой статье мы более подробно остановимся на проблеме удаленного администрирования и управления перемещениями объектов.

Время не стоит на месте. Развиваются технологии, бизнес становится все масштабнее и сложнее √ управление предприятием превратилось в процесс непрерывного анализа, координирования и, что самое главное, постоянной обработки больших объемов данных. Коммуникации являются неотъемлемой частью нашей жизни, причем немалое значение имеют коммуникации, связанные с перемещениями. Так, сотрудникам иногда необходимо передвигаться между разными офисами одной компании, работа некоторых органов, например милиции, зачастую тоже связана с передвижениями, не говоря уже о перемещении грузов между городами или складами.

Современная жизнь проходит на больших скоростях, и координировать даже одного человека в большом городе √ это уже проблема. А координировать десятки транспортных средств, передвигающихся по всей Европе, причем иметь возможность зафиксировать время разгрузки, чрезвычайные происшествия в дороге и прочую необходимую информацию √ проблема несоизмеримо большая. Ее решение раньше было довольно сложной задачей, сейчас же при помощи телематики (или интеллектуальных транспортных систем, как еще называют транспортные телематические решения) справляться с подобными задачами можно гораздо эффективнее.

Технология в действии

Возможности телематики проявляются практически в любой ситуации, так или иначе связанной с транспортом или перемещениями. Средства телематики помогают эффективнее распределять транспортную нагрузку на дорогах (устранить проблему пробок в больших городах), обеспечивать безопасность (как транспорта, так и личную), повышение эффективности транспорта и снижение затрат за счет оптимизации маршрутов.

Идея, лежащая в основе телематики, довольно проста √ если необходимо следить за определенным количеством объектов (людей, транспортных средств), то почему бы не установить на каждый объект некое устройство, способное связываться с единым центром, и не наблюдать за ними оттуда? Появляется возможность контроля объектов, находящихся не только в разных частях города √ на разных континентах!

Естественно, первыми подобную идею оценили транспортные компании, ведь контроль для них √ это возможность оптимизировать время доставки, следить за маршрутом движения, изменять его, взаимодействовать с водителем, минимизировать риск как от возможных автопроисшествий, так и риск кражи. Да что тут говорить √ если знаешь, где находится объект, чувствуешь себя гораздо спокойнее. Ситуация пропажи "фуры" на каком-то заброшенном отрезке трассы практически исключена, автоматически снижаются затраты на организацию сопровождения. Особенно актуальным слежение становится при перевозке ценных или опасных грузов. Если же установить помимо следящего устройства еще и систему датчиков, то появляется возможность полнофункционального контроля.

Сфера применения не ограничивается транспортировкой. Помимо всего прочего это еще и охранная деятельность. Телематическая система обеспечения личной безопасности была, в частности, применена во время визита главы корпорации Microsoft Стивена Балмера в Москву. Телохранители носили с собой телефоны фирмы Benefon, оснащенные GPS-приемниками. Телефоны имели возможность передачи координат при помощи SMS. Полученные координаты обрабатывались специальным ПО и подавались на карту. Диспетчер видел расположение каждого сотрудника в любой момент времени, а это давало возможность в случае угрозы реагировать максимально быстро и слаженно.

Еще одной возможностью является защита автомобилей от угона. По данным опроса, проведенного компанией Nikkei BP, водители считают, что телематические системы смогут обеспечить им большую безопасность путем создания систем помощи в экстренных случаях (38,2 % опрошенных) и предотвращения преступлений и угонов (46 % опрошенных).

Но и этим применение телематических решений не ограничивается. Так, американская Федеральная комиссия по вопросам связи выступает с инициативой закона, обязывающего производителей мобильных аппаратов наделить их специальными функциями, дающими возможность определять местоположение звонящего при звонках на экстренные телефоны.

Логичным продолжением этого шага будет разработка системы, позволяющей активизировать передатчики всех телефонов в некотором радиусе. В этом случае, например, при ликвидации последствий стихийных бедствий, будет намного легче находить людей под завалами. Дистанционно включив передатчики мобильных телефонов, можно будет отобразить их координаты на высокоточной карте и максимально эффективно осуществлять спасательные работы. Хотя с другой стороны, эта инициатива может быть направлена на ужесточение государственного контроля √ ведь если в каждом телефоне будет подобное устройство, то следить за любым человеком станет намного проще.

Таким образом, телематика является своеобразным выражением последних достижений в компьютерной технике, электронике и спутниковой навигации. При помощи этой технологии можно найти новые и лучшие способы для решения старых проблем.

И хотя по ряду причин технология еще не очень широко применяется, у нее несомненно отличные перспективы.

Телематическая теория

Как правило, телематическая система состоит из трех частей: оборудование, устанавливаемое на объектах, диспетчерский центр и каналы связи. Рассмотрим их подробнее.

Клиентская часть (устанавливается на объектах слежения) обычно включает в себя приемник GPS, передатчик (тут возможны разные варианты √ все зависит от канала связи, используемого в системе; часто применяются передатчики, ориентированные на работу с несколькими протоколами связи), контроллер, задачей которого является координирование работы всех узлов, и ряд дополнительных модулей, таких как системы разнообразных датчиков, память, "тревожная кнопка", модуль голосовой связи и т. д. Данный комплект позволяет получать информацию о координатах объекта и его скорости, а также разнообразную информацию технического характера плюс осуществлять голосовую связь. Одним из компонентов диспетчерских станций является приемник.

Наиболее универсальна связь посредством спутников √ она надежна и работает практически в любой точке земного шара, но вот стоимость ее довольно высока. Такая связь может использоваться для работы с объектами, находящимися на большом расстоянии или в труднодоступном месте. Кроме того операторы часто предлагают спутниковую связь как альтернативную основному каналу (если, скажем, отсутствует сотовая связь, контроллер задействует спутниковый канал). Довольно широко используется GSM √ он дешевле спутниковой связи, надежен и широко распространен.

Телематика по-украински

Говоря о готовых телематических проектах, стоит заметить, что украинские компании преуспели на этом поприще и сегодня наша страна может гордиться рядом отечественных разработок.

Так, компания "Визиком", имеющая более чем десятилетний опыт разработки программного обеспечения в области создания географических информационных систем, представила комплекс "GPS-Навигатор", который является средством индивидуального телематического контроля и соединяет в себе удобство ГИС с возможностями, предоставляемыми GPS.

Комплекс GPS+КПК с установленной на нем адаптированной версией системы "Визиком-Киев" (в данный момент готовятся "Навигаторы" для крупнейших городов Украины) позволяет не только определить свое текущее местоположение на карте города, но и максимально быстро найти необходимую в данный момент точку. Система сама просчитает оптимальный маршрут до необходимого пункта (при расчетах учитываются дорожные знаки) и отобразит его на карте, а ваше передвижения вдоль маршрута будет отображаться на экране КПК.

Помимо маршрута, отображенного на карте, система строит таблицу с названиями улиц, по которым необходимо проследовать для достижения цели. Если вы знаете, что какая-то улица из списка сейчас закрыта или там образовалась пробка, существует возможность изменить маршрут в обход недоступного участка. Данный продукт очень удобен для координации перемещений по городу.

В данный момент "Визиком" внедряет информационные сервисы, позволяющие получить подробную информацию о таких объектах, как участки дорог Украины (наличие на участке заправок, СТО, кемпингов и постов ГАИ), города (гостиницы, окружение станций метро; указав свое точное местоположение можно получить список ближайших "интересных" мест и т. п.) при помощи мобильного телефона либо PDA. Совместное использование навигатора и информационных сервисов позволяет с максимальным комфортом ориентироваться по городу как пешеходу, так и водителю.

"GPS-Навигатор" является средством индивидуального использования и дает пользователю возможность самостоятельно контролировать свое местоположение. В данный момент фирма "Визиком" не разрабатывает телематических систем, позволяющих координировать удаленные объекты из общего центра, то есть телематических систем в их классическом понимании. Однако, как сообщили нам специалисты компании, опыт и существующие наработки разрешают реализовать подобную систему √ как только появится соответствующий заказчик.

Заслуживает внимания и разработка Mobitel компании RCS, представляющая собой законченную телематическую систему. Она включает в себя три компонента: абонентское оборудование, устанавливаемое на контролируемых транспортных средствах; специализированное программное обеспечение диспетчерских пунктов, в том числе электронную карту города с базой данных; систему сотовой связи по каналу CDMA. Собственно абонентское устройство и называется Mobitel √ в него входит GPS-приемник, CDMA-модуль, процессор, энергозависимая память и порт для подключения внешних устройств. Существует возможность организации голосовой связи. Информация, получаемая по мере продвижения контролируемого транспортного средства по маршруту, с некоторыми интервалами передается диспетчерскому пункту, где обрабатывается и отображается на мониторах.

Использование данной информации ограничивается лишь возможностями ПО √ это и контроль транспортных средств (выход транспортного средства на маршрут, его возвращение), и возможность проследить отклонения от предполагаемого маршрута, отставание по времени и разнообразные внештатные ситуации. Если же на транспортном средстве установлен дополнительный набор датчиков, то диспетчер может следить за уровнем топлива, скоростью и т. п. Все данные, полученные устройством (в том числе и с датчиков), дублируются в памяти √ по прибытии транспортного средства в пункт назначения информацию можно загрузить и перепроверить. Диспетчерский комплекс состоит из оборудования базовых станций приема и собственно рабочих мест диспетчеров. Базовые станции берут на себя работу по приему сигналов от контролируемых объектов и предварительную обработку информации, которая далее направляется в диспетчерскую сеть, на рабочие места диспетчеров. Обратная связь осуществляется в том же порядке.

В феврале 2003 года фрагмент подобной системы был успешно развернут на транспортных средствах одного из киевских перевозчиков, и разработка получила высокую оценку Киевской городской администрации. Сфера применения этой системы не ограничивается одним лишь контролем транспорта, она может применяться в разных областях: это и охранный бизнес, и контроль ценных грузов (например, инкассаторские перевозки), и слежение за разнообразными экстренными службами (пожарные, скорая помощь). Сама концепция остается без изменений, изменяются лишь некоторые характеристики оборудования и ПО.

В то же время защита автомобиля от угона сегодня стала проблемой до боли актуальной. С появлением в Украине дорогих автомобилей появились и люди, желающие быстро заработать на их незаконном присвоении. Современные "умельцы" продвинулись настолько далеко, что порой не спасает даже самая сложная сигнализация. Спутниковые системы навигации помимо всего прочего могут еще и помочь уберечь машину. Идея в данном случает довольно проста √ на автомобиль устанавливается специальное устройство, контролирующее координаты и ряд других параметров, а также имеющее возможность связи с пунктом слежения. В ряде внештатных ситуаций устройство передает контрольному пункту специальный сигнал √ оператор, дежурящий круглосуточно, получает этот сигнал и видит объект на карте. Затем оператор перезванивает клиенту (тревога может быть и ложной), и в случае возникновения реальной опасности (при подтверждении угона клиентом или если связи с клиентом нет) координаты объекта передаются органам реагирования √ милиции, скорой помощи и т. д. в зависимости от ситуации.

Концепция построения системы такова: на машину устанавливается комплект, состоящий из приемника GPS, радиопередатчика (например GSM), блока управления (эти компоненты обычно монтируются в одном корпусе, устройство имеет встроенную GPS-антенну и аккумуляторы), а также выносных GPS-и радиоантенн, датчика удара, иммобилайзера и нескольких функциональных кнопок. Комплект датчиков и встроенных функций позволяет комплексу реагировать на любую внештатную ситуацию, будь то вторжение, попытка вывести следящее устройство из строя либо столкновение.

Владелец, например, может поставить машину на охрану (для управления системой существует пульт), если же кто-то попытается открыть дверь, не сняв предварительно охранный режим, данное действие будет моментально зафиксировано оператором. Даже если злоумышленник и проник в машину, он не сможет завести ее без предварительного введения кода, неправильное же введение кода тоже отображается на мониторе у оператора. Кроме обычного кода существует также и особый, на случай если угонщик принуждает водителя следовать его инструкциям и завести машину. После получения подобного сигнала оператор будет "вести" объект, что даст милиции возможность быстро и эффективно нейтрализовать угонщика.

Избавиться от следящего устройства непросто √ оно надежно спрятано, и непосвященному человеку будет довольно сложно нейтрализовать иммобилайзер и сам блок слежения. Даже если и удастся обломать все антенны и отключить устройство от питания (что, естественно, будет замечено диспетчером), оно может работать еще около недели на встроенных аккумуляторах, а этого более чем достаточно для поимки злоумышленника.

Подобные системы являются достаточно гибкими и устойчивыми. А их использование наряду с обычной защитой делает авто практически неуязвимым. Так, представители компании Benish GPS Ukraine поведали историю о том, как злоумышленникам удалось угнать оборудованную подобной системой машину из Израиля в Палестину. Израильская полиция не могла изъять машину на "вражеской" территории, хотя и отслеживала все ее перемещения. Когда через несколько недель эта же машина (перекрашенная и с другими номерами) пересекла израильскую границу, она тут же была задержана.

На сегодняшний день в Украине действуют два основных поставщика подобного рода сервисов √ это компании "СиТиНет-Украина" и Benish GPS Ukraine. "СиТиНет-Украина" начала предоставление услуг по обеспечению защиты от угона в 2000 году, сейчас у компании порядка 100 постоянных клиентов.

Компания "СиТиНет-Украина" работает с оператором мобильной связи "Киевстар-GSM" на специальных условиях √ все SMS-сообщения, используемые системой, проходят через отдельный номер, что повышает надежность и устойчивость канала. Стоимость сообщений включается в абонплату за месяц.

Что касается вариантов подключения, то у "СиТиНет-Украина" их два: с покупкой оборудования либо с его арендой (последний вариант более экономичен √ клиент платит не столько за технику, сколько за услугу).

Особенностью противоугонной системы компании Benish GPS Ukraine является установка ее диспетчерского центра непосредственно в дежурной части ГАИ, что позволяет оперативно реагировать на угон. Базовый комплект оборудования, включающий GPS-приемник, набор сенсоров, GSM-модем, вместе с установкой стоит около $1 тыс., а ежемесячная абонплата за услуги диспетчерского центра обойдется от $40. Система взаимодействует с GSM-сетями операторов UMC и "Киевстар GSM" (тоже по отдельному каналу). Диспетчерские центры уже работают в ГАИ Киева и Днепропетровска, планируется запуск подобной услуги еще в ряде крупных городов. Имеется взаимодействие с Интерполом, что обеспечивает безопасность авто при поездках за рубеж. На середину июня число клиентов компании, по заявлению ее специалистов, представляет собой "цифру с двумя нулями".

При всей привлекательности рынка противоугонных систем в Украине он довольно ограничен. Гораздо больший интерес сегодня представляет сегмент спутниковых систем сопровождения транспорта. Информация о любых параметрах транспортного средства, оборудованного датчиками, GPS-системой и радиканалом, может передаваться на диспетчерский центр транспортной компании. Это сулит ей значительную экономию средств за счет контроля и более рационального использования техники. Заинтересованность в подобной услуге компании Benish GPS Ukraine уже проявили представители Минтранса Украины, а также ряда коммерческих грузо- и пассажироперевозчиков

    Источник: журнал "Мир связи"