регистрация | карта сайта
Постоянно обновляемая лента новостей
Обзоры, комментарии и статьи
Даты и дополнительная информация о событиях компьютерного рынка
Контакты, виды деятельности, предложения и другая информация о компьютерных компаниях
Описание, технические характеристики, цены и поставщики аппаратных и программных продуктов
Новости, анонсы и пресс-релизы компьютерных компаний
Учебники, руководства, справочные материалы, техническая документация
Конференции с участием ведущих специалистов и экспертов
Информация для пользователей ITware, изменения персональных настроек, персональные закладки и web-карточки, служба переадресации
Высокооплачиваемая работа в Украине и за рубежом
   
    
     Как искать?   Расширенный поиск
 ITware :. Публикации :. Публикация      Вход для зарегистрированных пользователейВыход
Разделы
Software (78)
Hardware (74)
Internet и Жизнь (68)
Бизнес (53)
Телекоммуникации (51)
Архив за 2003 г.
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек
архив за 2002 г.
архив за 2001 г.
архив за 2000 г.
Поиск
Контакты
Редакция:

Web-мастер:

 
Реклама



Хламу бой!

4 марта 2003 г.

Из-за обвального роста сорных электронных посланий в Internet почтовые ящики вскоре рискуют превратиться в помойную яму, где потеря нужной информации практически гарантирована. Если же вовремя принять меры, то можно избежать этой участи

Глобальная паутина подарила человечеству множество возможностей для общения и работы, о которых еще с десяток лет назад нельзя было и мечтать. Практически не замечая границ и расстояний, люди могу по Internet получать различную информацию. Пожалуй, самой выдающейся возможностью такой сети можно назвать услугу электронной почты. Ее появление сделало переписку невероятно удобной и быстрой. Например, за считанные минуты менеджеры компаний, находящихся на разных континентах, могут обменяться деловыми предложениями и договориться о встрече.

К сожалению, у каждой медали есть обратная сторона — открытость и доступность электронной почты позволила наводнить Web множеством ненужных или малополезных посланий (рекламные сообщения, предложения о посещении тех или иных ресурсов и др.). Но самое неприятное, что спустя время почтовый ящик рискует превратиться в мусорную яму, оказавшись заваленным письмами, имя которым спам (spam)!

Узнай своего врага

Наиболее часто спам трактуется как непрошеное рекламное сообщение или информация, рассылаемые по электронной почте в личные почтовые ящики или телеконференции. Наряду с попытками четкого юридического определения, назовем несколько действий, которые пользователи Internet воспринимают как спам.

Во-первых, это рассылка (массовая или индивидуальная) почтовых сообщений, без предварительного желания адресата получать подобную корреспонденцию. Во-вторых, это подписка пользователя Internet на список рассылки без его ведома. В-третьих, — помещение в телеконференции Usenet, дискуссионные листы, гостевые книги и др. сообщений, не имеющих отношения к их тематикам (off-topic). В-четвертых, — спам информационно-поисковых систем.

Пока спам способен приносить своим создателям хоть какие-то деньги, это явление в Internet будет процветать. Например, прибыльной является сексиндустрия, в которой участвуют и спамеры, рассылающие ссылки на порносайты. При этом если кто-либо из пришедших по ссылке подписывается на услуги сайта, то спамер получает комиссионные.

В последнее время стал популярным спам поисковых систем. Общепринятый механизм популяризации Web-сайта с помощью информационно-поисковых серверов состоит в следующем: в МЕТА-тэг keywords (ключевые слова) вносятся слова, наиболее точно отражающие его содержание. В результате "обхода" такого Web-сайта спайдером ключевые слова помещаются в его специальную базу данных, после чего такой ресурс становится доступным для пользователей данного поискового сервера. Однако, если в качестве keywords внести одну-две сотни слов из рейтинга запросов к какому-либо поисковому серверу, то возникнет иллюзия большой популярности Web-сайта.

Уловок у спамеров много, и с развитием технологий число таких махинаций только увеличивается. Сегодня зафиксирован новый вид компьютерного преступления — взлом компьютерных сетей, совершаемый через беспроводные точки доступа (он получил название drive-by). При этом взломщики сетей догадались, что таким же способом можно распространять и спам.

Они просто подъезжают на транспорте к зданию организации, компьютерная сеть которой не защищена или защищена слабо, "вламываются" в нее и рассылают спам через SMTP-сервер. Таким образом, они экономят на стоимости подключения к Internet и обходят антиспамовые фильтры. Кроме того, drive-by спамеров практически невозможно отследить.

Сколько стоит спам?

Массовый характер несанкционированной рассылки информации сегодня представляет собой одну из самых серьезных проблем Internet, поскольку на обработку, просмотр и удаление непрошеных писем тратится все больше времени.

Так, согласно исследованиям компании MessageLabs, британские фирмы из-за спама недополучают $4,6 млрд прибыли. По их информации каждый сотрудник компании ежедневно тратит 10 минут на просмотр и удаление спама. Это составляет 95 % от общего времени просмотра почты. Борьба со спамом обходится недешево — работодатели теряют по $472 на каждого работника в год.

За последние годы количество спама в сети выросло во много раз. Так, компания Brightmail приводит статистику, согласно которой потоки непрошеных посланий выросли в пять раз за год, если взять за начало отсчета сентябрь 2001 года.

К примеру, пользователи электронной почты в США в июне 2002 года 5 миллионов раз сталкивались со спам-атаками (для сравнения, в январе 2001 года было зафиксировано 800 тыс. атак). При этом в 27 % случаев они получали письма с предложением товаров и услуг, в 20 % им предлагали различные финансовые услуги, в 13 % рекламировались компьютерные фирмы и почти 8 % писем содержало предложения сексуальных услуг и порнографические материалы.

Сито для спама

Наиболее эффективным средством от спама является его фильтрация (Spamassasin) — блокирование сообщений, поступающих с определенных, дискредитирующих себя спамом адресов, а также сообщений, содержащих явные признаки спама в заголовках, адресах назначения, телах сообщений и т. д. При этом фильтрация может выполняться как на стороне сервис-провайдера, так и непосредственно на ПК пользователей.

Для получателей электронной почты на ПК существует целый ряд программ, позволяющих выявлять и автоматически удалять спам (их список можно найти на сервере http://download.com, задав ключевое слово для поиска "spam"). Фильтры, работающие на ПК, бывают двух типов — модули расширения (плагины) для стандартных почтовых программ (например, для Outlook Express), а также автономные модули. Общий принцип работы фильтров следующий: программа находится в памяти компьютера и перехватывает все сообщения, поступающие с почтового ящика к почтовому клиенту. Все подозрительные письма, отвечающие специальным критериям, помечаются как спам.

При этом почтовый клиент (пользователь) уже может спокойно с ними разделаться — удалить, оставить или поместить в специальную папку. В настоящее время большинство фильтров относят письмо к спаму на основании наличия у него определенного набора признаков: слова или их сочетания, целые предложения или тэги HTML.

Сегодня к борьбе со спамом подключились многие известные брэнды рынка антивирусного программного обеспечения. Так, в мае прошлого года появился программный продукт SpamKiller компании McAfee, предназначенный для фильтрации спама в небольших организациях. При этом в SpamKiller используются сотни фильтров, идентифицирующих спам по отправителю, теме письма и самому письму. SpamKiller предусматривает возможность создания собственных фильтров для борьбы с непрошеными почтовыми сообщениями.

В сентябре 2002 года появился окончательный релиз новой версии пакета Norton Internet Security компании Symantec — Norton Internet Security 2003. Этот пакет включает в себя компонент Norton Spam Alert — инструментарий для борьбы со спамом, который впервые появился только в данной версии.

В свою очередь, в ноябре был выпущен программный комплекс Kaspersky Anti-Spam российского разработчика "Лаборатория Касперского" для защиты от нежелательных писем. Kaspersky Anti-Spam представляет собой фильтр, устанавливаемый на входе в сеть организации и проверяющий поток писем на предмет наличия спама. Система фильтрации может быть реализована как на выделенном сервере, так и на существующем почтовом сервере.

Щит у провайдеров

Как же решается проблема спама у сервис-провайдеров Internet? Обычно этой проблемой занимается специальное подразделение Abuse, которое решает задачи, связанные с сетевой этикой и безопасностью. Как правило, клиентам провайдера предлагается отправлять заголовки писем со спамом на адрес abuse@[домен провайдера] (адрес abuse@domain заявлен как обязательный в стандарте RFC 2142).

Кроме того, отправителям спама высылаются предупреждения, ведется разъяснительная работа, разрываются контракты и др. При необходимости провайдеры вносят домены спамеров в "черный список", блокируя соответствующий источник сетевого мусора.

В качестве примера инструментария провайдера, предназначенного для фильтрации (а точнее реализации "черного списка") спама, можно привести утилиту Spammer для Linux. Как и многие другие программы такого типа, Spammer работает в непосредственном взаимодействии с почтовым сервером (SMTP). Утилита Spammer отслеживает спам по IP-адресу отправителя в сообщении, сверяя его с хранимым в базе данных.

Интересным решением для предотвращения приема спам-писем можно назвать недавно появившуюся российскую систему Dial-up User List (DUL). Система выявляет и по необходимости фильтрует список IP-адресов, используемых провайдерами для динамического выделения клиентам, которые подключаются к Internet сеансово и в основном анонимны. Очень часто рассылка спама производится именно через такие подключения: спамер покупает карточку доступа в Internet и, используя несложную программу для массовых рассылок, делает свое "черное" дело — заваливает наши с вами электронные почтовые ящики мусором.

Спам и закон

В странах с развитым ИТ-рынком (в первую очередь в США) спам считается предосудительным занятием, что находит свое выражение и в законодательстве.

Например, в прошлом году генеральный прокурор Калифорнии подал первый в истории этого штата иск против компании PW Marketing LLC, обвиняемой в несанкционированной рассылке рекламы. При этом, комментируя подачу иска, генпрокурор заявил, что "спам является настоящим бичом информационного века", а ежегодный ущерб, наносимый спамом компаниям, оценивается в $8 млрд.

В мае 2002 года Европейский парламент принял постановление о защите данных электронных коммуникаций. В соответствии с документом запрещена рассылка рекламных писем без согласия адресата.

Государства ЕС будут регламентировать развитие электронного маркетинга на основе так называемого принципа "opt-in". Это означает, что для того чтобы осуществлять массовые рекламные рассылки по электронной почте, факсу или SMS, маркетинговым компаниям необходимо получить согласие на получение подобных рассылок со стороны адресата.

Интересно, что в сентябре 2002 года открытый форум российских сервис-провайдеров Internet (ОФИСП) принял новую редакцию документа "Норм пользования сетью", получившего название ofisp-008. В разделе документа, запрещающем несогласованные массовые рассылки, появилось уточнение о том, что "открытая публикация адреса электронной почты или другой системы персонального обмена информацией не может служить основанием для включения адреса в какой-либо список для массовой рассылки сообщений".

Следует отметить, что пока в украинском (как и в российском) законодательстве термина спам не существует и вопросы информационного обмена освещены достаточно слабо. Тем не менее, право на свободу обмена информацией закреплено в Конституции, законах "О связи" и "Об информации". Иными словами, в большинстве случаев рассылка спама у нас абсолютно законна. Поэтому, когда провайдер Internet в одностороннем порядке разрывает договор со спамером из-за нарушений сетевой этики, норм пользования сетью ofisp-008 и др., он, как ни прискорбно, совершает противозаконные действия, нарушающие принцип публичности договоров.

Источник: журнал "CHIP", № 1/2003
Дмитрий Ландэ,
к. т. н., зам. директора ИЦ «ЭЛВИСТИ»




© ICC. Перепечатка допускается
только с разрешения .
Новости Публикации Календарь событий Пресс-центр
IT-каталог: продукты IT-каталог: компании Библиотека
Форум Персональные сервисы Регистрация Карта сайта
Четвертый Сектор