«Кризисные» потребители
Аналитики M&C Saatchi представили результаты исследования, проведенного в США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, в рамках которого изучалось состояние потребителей в условиях экономического спада. Как оказалось, в период рецессии всех людей, делающих покупки, можно разделить на восемь категорий.
Наиболее многочисленны так называемые «оправдатели», составляющие примерно четверть от общего числа. В большинстве своем, указывается в сообщении агентства Washington ProFile со ссылкой на отчет M&C Saatchi, это высокообразованные и хорошо зарабатывающие люди. Они любят делать покупки тогда, когда на рынок выходит новая модель товара, проводится распродажа для узкого круга клиентов или впридачу к покупке покупатель получает какой-либо приз от продавца.
«Оправдатели» покупают даже тогда, когда их средства ограничены. Они оправдывают себя тем, что грешно упускать такую выгодную сделку. При этом «оправдатели» убеждены, что в условиях кризиса серьезно пересмотрели свои привычки.
Приблизительно каждый пятый потребитель — «экономист». «Экономисты» не перестали тратить деньги, но предпочитают приобретать более дешевые товары, посещать менее пафосные рестораны, отдыхать на более скромных курортах и пр.
«Сокрушенные пессимисты», составляющие около 15 % потребителей, кардинально сократили свои расходы, они экономят каждую копейку, аккуратно посещают распродажи, коллекционируют купоны и т. п.
Примерно каждый десятый взрослый относится к категории «баловников». Эти люди вынуждены ограничивать себя во многом, однако они не могут удержаться от искушения и побаловать себя при случае. Они, к примеру, при скудости финансов способны купить себе в подарок бутылку дорогого вина или ценную косметику, поскольку их настроение зависит от подобных мелких подарков самим себе.
Около 10 % американцев, британцев, австралийцев и новозеландцев возможно отнести к категории «страусов». Эти люди вообще не обращают внимания на кризис и тратят деньги так же, как раньше. Единственно, они стали реже рисковать и с неохотой вкладывают средства, например, в ценные бумаги.
«Абстинентов» насчитывается 8-9 %. Эти люди отказались от крупных покупок, но продолжают делать мелкие в прежнем темпе. Как правило, в эту категорию входят рабочие и служащие с небольшими доходами.
«Обменщики» составляют 5-7 % населения четырех стран, где проводилось исследование. Эти люди обменивают, к примеру, покупку нового костюма на ужин в ресторане и наоборот. В большинстве своем, это одинокие молодые люди, не имеющие постоянного дохода.
Самая малочисленная группа потребителей — 3-5 % - называется «стервятниками». Они с увлечением наживаются на экономических трудностях, успешно выбивают для себя дополнительные льготы и скидки, делают покупки ни нижней границе цены. В большинстве своем, «стервятники» - люди с высокими доходами.
|