RSS-лента

 
Новости
Пресс-релизы

Поиск по компаниям

 
Расширенный поиск

Поиск по сайту

 
Расширенный поиск



    






http://icc.com.ua
© ICC. Перепечатка допускается
только с разрешения .







  
 ITware :. Публикации :. Публикация
Разделы
Software (86)
Hardware (78)
Internet и Жизнь (82)
Бизнес (73)
Телекоммуникации (59)
Архив за 2003 г.
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек
архив за 2004 г.
архив за 2002 г.
архив за 2001 г.
архив за 2000 г.
История одного кода, или Много шума из ничего

23 мая 2003 г.

Кому нужно лицензирование исходных кодов UNIX, что стоит за судебным иском компании SCO на $1 млрд против IBM и какая опасность грозит открытой операционной системе Linux — об этом и многом другом — в специальном репортаже ITware.

Последние несколько недель новостные заголовки многих изданий пестрят противоречивыми слухами о возможном "начале конца" открытой операционной системы Linux, о судебных разбирательствах, которые грозят всем пользователям Linux, о возможной покупке ведущего поставщика UNIX- и Linux-решений — SCO — компаниями Microsoft и IBM, а также другими связанными с этим скандальными сообщениями. Попытаемся разобраться, что же на самом деле стоит за историей об интеллектуальной собственности на коды UNIX, какие цели преследует компания SCO и какие последствия все это может возыметь для индустрии.

Вехи истории

Итак, начнем по порядку. В конце января этого года один из ведущих поставщиков UNIX- и Linux-систем, компания SCO, объявил о создании нового бизнес-подразделения SCOsource. Задача, которая стала перед ним — лицензирование интеллектуальной собственности SCO, связанной с UNIX. О какой же собственности идет речь?

Для того чтобы понять это, необходимо вернуться на несколько десятилетий назад — в далекий 1969 год, когда в незабвенном исследовательском подразделении AT&T — Bell Laboratories — был создан первый вариант операционной системы UNIX. Конечно же, система создавалась не на пустом месте — она обобщила многие результаты проекта Multics и элементы одноименной операционной системы, разработанной консорциумом исследователей из General Electric, Массачусетского технологического института и, естественно, AT&T Bell Laboratories.

Связанная жестким антимонопольным законодательством США, телефонная компания AT&T не имела права заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, выходящей за рамки предоставления телефонных услуг — и выпуск UNIX как коммерческого продукта был вне обсуждения. Однако AT&T все же была заинтересована в распространении UNIX и установлении своего присутствия на только-только зарождающемся рынке операционных систем, поэтому в 1976 году было решено выдать лицензии на UNIX (включая полные исходные коды без какого-либо сопровождения) нескольким университетам. В совокупности с гибкостью, мобильностью, мощностью и другими уникальными качествами UNIX эти коды становились основой для новых клонов этой ОС, некоторые из которых оказались очень успешными. В то же время авторские права на канонические исходные тексты ОС UNIX оставались у AT&T. В дальнейшем компания AT&T образовала дочернюю компанию USL (UNIX System Laboratories) с основной задачей развития и сопровождения исходных текстов ОС UNIX, что ознаменовало окончание исследовательской стадии и признание UNIX как законченного продукта. Именно USL выпустила вариант ОС UNIX System V 4.0 (SVR 4.0), который стал фактическим стандартом операционной системы UNIX System V. В свою очередь, на основе System V возникло много коммерческих клонов ОС UNIX.

В 1993 году UNIX System Laboratories была продана компании Novell), у которой спустя три года была выкуплена в то время уже достаточно мощным игроком рынка UNIX-систем — компанией Santa Cruz Operations (SCO). В 2001 году два крупнейших подразделения последней (Software Server и Professional Services) были приобретены поставщиком Linux-решений Caldera International. А осенью 2002 года Caldera объявила о смене названия компании в The SCO Group (SCO), что стало свидетельством большего внимания к направлению деятельности, связанному с UNIX.

Бог велел делиться

Таким образом, именно SCO сегодня является правонаследницей интеллектуальной собственности Bell Labs, связанной с UNIX. Вместе с тем, сегодня многие популярные операционные системы — Linux, Solaris, FreeBSD, MacOS X и даже Windows — в той или иной мере используют некоторые технологии, положенные в основу UNIX. Поэтому вполне логично, что запатентованные коды UNIX, применяемые в этих продуктах, в которые правообладатели UNIX (включая саму SCO) в свое время вложили миллионы долларов, должны быть лицензированы.

Трудно сказать, почему именно сейчас SCO "внезапно вспомнила" о своей интеллектуальной собственности на UNIX и предложила компаниям, так или иначе связанным с поставкой операционных систем, которые незаконно включают запатентованные коды UNIX, принять участие в программе лицензирования. Некоторые аналитики усмотрели в таком ходе попытку поднять свои акции перед возможной продажей какому-то из ИТ-гигантов. При этом в числе возможных кандидатов наиболее часто фигурировала IBM — и именно против Голубого гиганта был предпринят первый серьезный шаг SCO в рамках своей инициативы — судебный иск, сумма которого оценивается SCO не менее чем в $1 млрд. Вести процесс, начало слушаний которого начнется в июне, со стороны SCO будет Дэвид Буа (David Boies) — юрист, который в свое время выступал обвинителем на антимонопольном процессе против Microsoft.

Согласно иску, IBM обвиняется в нарушении соглашения о лицензировании UNIX, подписанного еще в 1985 году, а именно, в нелегальном переносе и распространении запатентованных кодов UNIX в продукты с открытым исходным кодом — в частности, в Linux. Любопытно, что именно такую сумму в свое время IBM проинвестировала в развитие Linux.

Поле битвы — Linux

Вполне очевидно, что в подобном сражении за лицензионную чистоту UNIX-производных и защиту интеллектуальной собственности судьба популярного открытого клона UNIX — Linux — отходит на второй план. Это, собственно, и вызывает огромное беспокойство в сообществе приверженцев ПО с открытым исходным кодом.

В начале старта программы SCOsource зачинщик лицензионных войн предлагал Linux-поставщикам произвести лицензирование "по-хорошему" (стоимость легализации немала — $149 в расчете на один процессор). При этом была обещана дополнительная выгода — возможность работы со многими UNIX-приложениями на Linux-платформе (лицензия SCO System V for Linux). Начало судебного разбирательства с IBM, по-видимому, воодушевило SCO на более серьезные шаги.

Черная метка

Итак, в средине мая SCO разослала почти 1500 писем в крупнейшие корпорации мира (в их числе — все участники рейтинга Fortune 500) с предупреждением о возможном судебном преследовании за использование Linux. "Многие разработчики Linux изначально были разработчиками UNIX и имели доступ к исходному коду UNIX, созданному AT&T и являющемуся предметом коммерческих соглашений, подразумевающих неразглашение методов и концепций, связанных с разработкой программного обеспечения, — говорится в тексте этих писем. — У нас есть доказательства того, что одни части программного кода UNIX System V были непосредственно использованы в Linux, а некоторые другие части были модифицированы и скопированы в Linux, скорее всего, в целях скрытия их оригинального происхождения... Мы убеждены, что Linux нарушает нашу интеллектуальную собственность, связанную с UNIX, и другие права. И мы намерены активно защищать и укреплять эти права". При этом особо подчеркивается, что "юридическая ответственность, вытекающая из процесса разработки Linux, может лечь на плечи конечного пользователя".

Звучит все это, конечно же, угрожающе, но SCO, скорее всего, не намерена подавать в суд на конечных пользователей и покупателей ОС Linux, которую в компании теперь "ласково" называют "неправомочной производной UNIX" (unauthorized derivative). Объектом преследования могут в первую очередь стать разработчики и поставщики Linux, причем, преимущественно крупные компании. Серьезность подобных намерений SCO решила доказать еще одним не столь значимым, но броским шагом — приостановив продажу собственных версий Linux (SCO Linux Server 4.0 и OpenLinux 3.1.1 Workstation) до окончательного выяснения "рисков, связанных с использованием Linux". При этом, по словам Криса Зонтага, старшего вице-президента SCO, временно приостановлено и участие компании в рамках консорциума UnitedLinux, а также не исключается возможность начала судебных процессов против других партнеров по альянсу — в частности, против компании SuSE.

Подобные процессы, однако, выиграть нелегко — американская судебная практика помнит случай разбирательства между AT&T и Калифорнийским университетом в Беркли, от которого ведут свое начало UNIX-системы семейства BSD. Последний обвинялся в нарушении авторских прав и похищении коммерческих секретов UNIX. В результате длительной тяжбы претензии AT&T были удовлетворены... исключением трех сомнительных файлов из 18-тысячного файлового набора в университетской версии UNIX а (Networking Release 2).

В любом случае, даже если в Linux будут найдены патентованные коды, они, скорее всего, будут удалены или переписаны в кратчайшие сроки, уверяют, в частности, представители компании ASPLinux, комментарий которой вокруг сложившейся ситуации мы вынесли в отдельную вставку.

Круговая порука

Очевидно, что кроме самой SCO в этом скандальном деле выгоду может получить и наиболее яростный оппонент Linux и всего сообщества open-source — Microsoft. Буквально на днях софтверный гигант объявил о заключении лицензионного соглашения со SCO, по которому Microsoft получила патент и лицензии на часть исходных кодов UNIX. Сумма сделки не разглашается, но Microsoft, скорее всего, не останется в проигрыше — ее влияние может существенно помочь SCO в начатом ею деле. При этом Linux, по мнению, к примеру, участников инициативы Open Source Initiative, может стать ареной борьбы за интеллектуальную собственность, где тон будут задавать компании, имеющие даже ничтожное отношение к коду операционной системы. На фоне этого закрытые продукты, в частности, от Microsoft, будут выглядеть абсолютно законными и привлекательными для пользователя — тем более после приобретения соответствующих лицензий у SCO.

Впрочем, прогнозов можно строить много, но первые реальные последствия станут (или не станут) ощутимы, скорее всего, только после того, как уладится разбирательство SCO с IBM (если, конечно, дело не будет улажено за стенами суда). Эти события читатели ITware, как всегда, смогут узнать из первых рук.

Комментарии
Прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг разбирательства об интеллектуальной собственности в Linux, мы попросили Светлану Семавину, менеджера по связям с общественностью компании ASPLinux.

ITware: В чем, по-вашему, глубинные мотивы SCO в этой скандальной истории?

Светлана Семавина: В последнее время операционные системы семейства UNIX от SCO, которые на протяжении последних десяти лет были доминирующей реализацией UNIX на платформе x86, значительно уступили свои позиции в пользу системы Linux. Дистрибутив SCO Linux также несколько уступает другим ведущим дистрибутивам Linux, таким как Red Hat и SuSE. Эти факторы могли привести к снижению доходов SCO Group, которая теперь старается поправить свои дела другим способом — пытаясь реализовать свое право на интеллектуальную собственность.

ITware: Почему в качестве первой цели преследования была выбрана IBM и кто может стать следующим?

С.С.: О следующем говорить еще слишком рано: в случае начала судебного процесса на анализ исходных кодов и связанные с этим процедуры может уйти очень много времени. Скорее всего, IBM стала первой жертвой потому, что это самая крупная и самая богатая из компаний, поддерживающих Linux.

ITware: Правдоподобно ли то, что в Linux (в частности, в ядре системы) могут использоваться патентованные коды UNIX?

С.С.: Поскольку целенаправленно аудитом кода ядра UNIX на предмет патентной чистоты вряд ли кто-то занимался, существует ненулевая вероятность, что такой код там есть.

ITware: Каковы возможные последствия инициативы SCO для вас как для одного из ведущих поставщиков Linux-решений в странах СНГ и для судьбы Linux в целом?

С.С.: Что касается нашей компании — нас это вряд ли коснется, потому что на территории Европы и, в частности, стран СНГ патенты на программные алгоритмы не действуют.

Впрочем, вряд ли действия SCO смогут возыметь серьезные последствия и для развития Linux в целом. Даже если в ядре Linux будут найдены фрагменты запатентованного SCO кода, он будет либо удален, либо переписан в кратчайшие сроки. Еще одним вариантом развития событий может стать перемещение эпицентров развития Linux на территории, на которых патенты на программные алгоритмы не действует — в Европу, например. В любом случае, каким-либо образом повлиять на работу сообщества open source при помощи подобных действий невозможно!



© ITware 2000-2005