19 декабря 2001 г.
Информация и знания нужны людям как воздух. Без них немыслимо развитие личности и человечества в целом, и сегодня как нельзя более наполненной смыслом становится фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром»
Весь путь человечества, по крайней мере, открытый нам историками, литераторами и летописцами, доказывает, что нынешними своими достижениями во всех отраслях жизни, науки и техники мы обязаны своим предкам. Именно они по крупицам, порою на протяжении жизни не одного поколения, собирали те знания и изобретали те технологии, которые сегодня нам облегчают жизнь, делают ее проще, интереснее и опаснее. Таков закон эволюции -- знания, накопленные одним поколением, передаются следующему в сконцентрированном виде, на основе чего генерируются новые знания. И так до бесконечности. Вот только эффективность этого процесса у разных видов разная.
Давайте не будем углубляться в изучение законов эволюции - их основы изложены в школьных учебниках биологии, они знакомы и понятны практически всем. Давайте попробуем разобраться, а зачем человеку нужны знания? И если нужны, то как эффективнее всего получить к ним доступ?
Если вы хотите научиться водить автомобиль или общаться с иностранцем, то вам нужны соответствующие знания. Если вы хотите изобрести космолет или жить безбедно до конца своих дней – вам нужны соответствующие знания. Если хотите вырастить небывалого размера, цвета и вкуса фрукт, затмить славу Microsoft и Билла Гейтса или руководить транснациональным бизнесом – вам также нужны соответствующие знания. Словом, какова бы ни была ваша цель, для ее достижения нужны соответствующие знания. Даже если цель всей вашей жизни – ничего не делать и нежиться под лучами ласкового солнца на заморском пляже в окружении услужливых официантов. Кушать-то хочется всегда, а манны небесной что-то больше не заметно. Видно, весь ее запас был истрачен в далекие библейские времена.
Очевидно, что саму необходимость иметь определенные знания не ставит под сомнения никто. Какие конкретно – каждый определяет для себя сам в каждый конкретный момент времени. Однако при этом одного желания отдельной личности маловато будет – ведь мы живем в рамках общества (государственного, политического или общественного, а зачастую во всех трех одновременно), которое позволяет (или не позволяет) приобретать нам знания. При этом каждое из обществ создает (или использует готовые, доставшиеся по наследству) механизмы распространения (или ограничения распространения) информации и знаний, которыми мы и можем пользоваться.
Обычно любое общество заинтересовано в своем развитии, при этом одна из основных его целей – доминировать над другими обществами или, как минимум, сосуществовать с ними на равных правах, и здесь срок жизни общества зависит от степени его тоталитарности по отношению к свободе личности как своих членов, так и членов других обществ. Чем меньше ограничивается свобода личности, чем больше делается в направлении всестороннего развития личности – тем дольше живет общество и тем полезнее его существование для всего человечества в целом.
Идеи демократического и тоталитарного, христианского и мусульманского, коммунистического и капиталистического обществ имеют немало своих сторонников и немало примеров на политической и исторической картах мира. Однако мы до сих пор не наблюдаем глобальной победы ни одного из них. Причин этому множество, но одни из наиболее существенных - недостаточно большое количество сторонников и ярых приверженцев как в географических, так и временных рамках вследствие достаточно высокой степени тоталитаризма по отношению к личности и использования малоэффективных средств коммуникации.
Все эти общества изначально построены на принципах большего или меньшего, но подавления личности, которой вменяется в обязанность безоговорочно и бездумно принимать на веру множество постулатов, жить в рамках, очерченных авторитетами, которые являются таковыми отнюдь не для каждого. Человек – творческое и думающее существо, ему естественно стремление к самопознанию и познанию жизни – так дайте же ему эту возможность! Не загоняйте его в рамки каких-либо теорий – обеспечьте ему возможность самому разобраться во всем, что его интересует, предоставляя при этом свободный доступ к знаниям и помогая их воспринимать.
Единственное общество, которое, как видится сегодня, может стать глобальным и стереть все границы - социальные, политические, экономические, национальные и религиозные, - это общество, признающее, что «каждый человек – это яркая и неповторимая Личность». Кроме того, это общество, нацеленное на всестороннее гармоничное развитие личности во всех областях, и в первую очередь в духовной (но не в религиозной!), путем предоставления как свободного доступа к любым знаниям и информации, так и помощи в их усвоении. А значит, создающее все условия для развития и становления личности. И важный этап на этом пути – построение информационного общества.
Сегодня есть несколько взаимодополняющих определений термина «информационное общество». Первое из них, наиболее прагматичное, дает Розали Зобель (Rosalie Zobel), руководитель программы Information Society Technologies: New Working Methods and Electronic Commerce Генерального директората по вопросам Информационного Общества Европейской комиссии,. “Информационное общество – это общество, в котором информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют в жизни людей ключевую роль. Общество, в котором жизнь людей до некоторой степени зависит от ИКТ”, - говорит Розали. Яркие примеры этого мы видим уже сегодня – в самолете мы зависим от встроенных бортовых систем и компьютерной навигационной системы, в автомобиле и станке также есть ряд различных встроенных вычислительных систем, телефонию и телевидение также обеспечивают ИКТ. И чем дальше, тем больше примеров.
Всеукраинский фонд «Информационное общество Украины», дополняет это определение. «Информационное – это общество, в котором все возможности современной цивилизации используются на благо конкретного человека, в котором он максимально раскрывается и полностью реализует себя. Информационное – это общество, нацеленное на внедрение, обмен и генерацию новых идей и знаний – главного национального капитала, основы стабильного развития государства. Информационное – это общество, в котором высокий уровень технологического развития органично объединяется с принципами человечности, гуманизма, открытости и ответственности всех его членов»
И первый шаг в этом направлении человечеством уже сделан, и достаточно давно – это появление самых первых средств передачи информации (иначе, средств коммуникации) в виде устной речи. Однако ее эффективность в целях массового распространения информации и знаний с древних времен и до сегодня незначительна. Лишь с появлением письменности и института школ стало реальным сохранять и передавать знания на достаточно большие расстояния и через века, доносить их до множества людей. Появилась также возможность многократного их восприятия и переосмысления с течением времени. Изобретение бумаги ускорило и удешевило этот процесс, сделав знания достоянием человечества, а не отдельных индивидуумов. Развитие наук при этом получило мощный толчок, перешедший в настоящее торнадо с появлением в ХХ веке технологий передачи информации практически мгновенно на любые расстояния - телефона, телевидения, сетевых технологий и Internet.
Таим образом, современные информационно-коммуникационные технологии уже сами по себе способны обеспечить повсеместный доступ к информации. И сегодня у нас уже есть наиболее удобное (пока не изобретено ничего более удобного) средство доступа к ней – Internet, и в ней есть даже библиотеки и контент-ресурсы с разного рода знаниями. Проблема остается в том, что их еще все-таки мало и зачастую они предоставляют неполную информацию, часть из них созданы и поддерживаются энтузиастами-одиночками, они разбросаны по всей Internet (недаром появились поисковые системы), да к тому же и представлены на разных языках. Кроме того, мало еще людей сегодня имеют доступ к Всемирной сети – в Украине, например, это 1-2 % от всего населения страны, тогда как в объединенной Европе – уже около 36 %.
Однако доступ к информации – не единственное и не первое предназначение ИКТ. Важно то, что они – инструмент, с помощью которого сегодня лавинообразно генерируются новые знания и информация. Использование ИКТ для решения различных научных, житейских и производственных задач многими воспринимается как само собой разумеющееся и максимально эффективное. Множество стран, компаний и людей именно так и поступают – используют и внедряют ИКТ. Но и здесь есть проблемы: кто-то «впереди планеты всей», кто-то плетется в хвосте.
Цель изменить эту ситуацию, преодолеть так называемую «цифровую пропасть» (digital divide) между людьми ставят себе многие страны и компании. В этом направлении работают многие маркетинговые и исследовательские программы. Так, несколько лет назад европейским сообществом, была начата программа Information Society Technologies (IST) Programme (программа “Технологии – информационному обществу”), цель которой – построение общества, где технологии служат интересам общества и отдельных индивидуумов, а не наоборот. В ее рамках делается и уже сделано достаточно много – системы телемедицины (от дистанционной диагностики и назначения процедур до дистанционного проведения сложнейших операций с помощью ассистентов и даже роботов); проекты электронного правительства; экологически чистые технологии получения энергии из принципиально новых источников и др. (подробнее о программе и проектах – на сайте,.
Что касается свободного доступа к знаниям, то самые свежие примеры из этой области были продемонстрированы на международной конференции IST2001,, прошедшей в начале декабря в Дюссельдорфе. Например, проект eSchoolnet, – инициатива и результат совместной работы 20 европейских министерств образования – предоставляет возможность обучаться различным школьным дисциплинам через Interent.
Более близкий нам пример – 21 ноября 2001 г. в ходе своего первого визита в Россию генеральный управляющий бизнесом Intel в странах EMEA Стейси Джеред Смит (Stacy Jared Smith) объявил о распространении на Россию глобальной образовательной инициативы Intel Teach to the Future («Обучение для будущего»), осуществляемой по всему миру при содействии корпорации Microsoft. Цель программы - переподготовка школьных учителей с тем, чтобы стимулировать использование ими ИКТ в учебном процессе, что, в свою очередь, позволит повысить качество образования. В России эта программа осуществляется при поддержке Министерства образования. При этом в рамках инициативы Intel Teach to the Future до конца 2003 г. соответствующий тренинг получат 10 тыс. российских учителей, на обучение которых Intel и Microsoft израсходуют около $2 млн. За год со времени старта программы в 2000 г. бесплатное обучение в ее рамках прошли уже более 200 тыс. учителей из разных стран мира. При этом к концу 2002 г. программой будет охвачено полмиллиона преподавателей в 24 странах мира.
К сожалению, на Украину эта программа пока не распространяется. И даже инициативы некоторых украинских ИТ-компаний в этом направлении пока не сильно поддерживаются нашим Министерством образования. Есть, конечно, частные школы и колледжи, где ИКТ поставлены на службу преподавателям и ученикам, есть небольшое количество государственных школ, бесплатно оснащенных компьютерными классами несколькими крупными игроками ИКТ-рынка Украины. Капля в море. Государство пока озабочено более глобальными вопросами. Например, сейчас Украина и Всемирный банк готовят проект «Украина – развитие через Internet»,.
Конечно, радует, что частному капиталу небезразлично будущее наших детей и страны в целом, однако этого мало – ну не смогут несколько украинских компаний самостоятельно, без поддержки государства и других компаний, преодолеть в Украине ту самую «цифровую пропасть». А ведь это на сегодняшний день – единственная для нас возможность обеспечить свободный доступ из любой точки страны в любое время суток к всемирной копилке знаний. И конечно же, при построении информационного общества не обойтись без модернизации системы образования – переориентации с создания квалифицированных «винтиков» нашего технологического общества на воспитание свободной личности, умеющей не только получать, применять и создавать новые знания, но также осознающей ценность своей и других личностей. И только таким способом мы сможем не только «догнать и перегнать», но и построить действительно свободное общество из свободных личностей.
|