http://ITWare.com.ua/publication/827/

19 марта 2007 г

WiMAX: украинские особенности внедрения

Развертывание радиотехнологии WiMAX в Украине не заладилось с самого начала. И отнюдь не с технологической точки зрения — как раз в этом отношении наша страна оказалась чуть ли не впереди планеты всей...

Нельзя ли подвинуться?
Последовательный подход
Приключения радиочастотного плана
Не все частоты дожили до тендера
Формализация WiMAX в Украине

Официальный старт WiMAX в Украине состоялся 10 ноября 2005 года. Именно в этот день в нашей стране была запущена в коммерческую эксплуатацию первая в СНГ и одна из первых в ЕМЕА сеть беспроводного широкополосного доступа в Интернет на основе технологии WiMAX. Главным виновником торжества стала компания «Украинские новейшие технологии» («УНТ»), развернувшая первый фрагмент сети WiMAX в Киеве и Харькове.

Презентованная сеть состояла из двух базовых станций. Но Юрий Чуйков, гендиректор «УНТ», уверил, что уже до конца 2005 года будут дополнительно развернуты пять Б С в Киеве и три в Харькове. Что же касается дальнейшего развития, то до конца 2006 года «УНТ» планировала развернуть свою сеть в 26 регионах, а к концу следующего — расширить свою клиентскую базу до 300—400 тыс. пользователей, подключенных к беспроводным выделенным линиям 256 и 512 К. Планы эти, однако, по ряду причин выполнить не удалось (см. мнение на с. 24).

Эти причины, в общем-то, известны, и мы о них уже писали (см. ТЕЛЕКОМ 1-2/2006), поэтому остановимся на них кратко. Примерно за месяц до официального запуска сети «УНТ» выясняется, что Национальная комиссия по вопросам регулирования связи, в отличие от Администрации связи, особенных пиететов к «УНТ» и ее сети не питает. Более того, отдельными членами НКРС были высказаны и обнародованы в СМИ сомнения как в легитимности владения частотами компанией «УНТ» в диапазоне 3 ГГц, так и в необходимости владения компанией столь широкой полосой радиочастот в этом диапазоне (300 МГц, 3,4-3,7 ГГц).

Нельзя ли подвинуться?

В результате ряда небезызвестных судебных разбирательств между НКРС и «УНТ» на отраслевых просторах актуальным стал лозунг «Поделись!», обращенный к последней.

В концентрированном виде этот лозунг был озвучен во время круглого стола 22 февраля 2006 года «Проблемы использования ограниченных ресурсов в сфере телекоммуникаций» членом НКРС Владимиром Олейником, по мнению которого, есть безболезненный путь выхода из сложившейся ситуации с лицензией «УНТ» — например, мировое соглашение, согласно которому «УНТ» согласилась бы на владение втрое меньшим диапазоном (100 МГц). Тогда НКРС «рассмотрела бы это предложение», отметил он. В противном случае В. Олейник не исключил различных экономических методов воздействия на компанию, вплоть до повышения платы за пользование радиочастотами, что сделало бы невыгодным для «УНТ» содержание столь широкого диапазона.

Позиция НКРС на этом круглом столе была высказана однозначно: 300 МГц для одного оператора слишком много, и для создания конкурентной среды в диапазоне 3,5 ГГц должны работать три оператора. И эта позиция практически полностью была поддержана участниками рынка. Понятно, что с ней не согласилась сама «УНТ», по мнению руководителя которой, НКРС не должна «пытаться отобрать у «УНТ» законно выданные ей частоты, а решить вопрос о переводе незаконно работающего там КРРТ в другой, специально выделенный под них, диапазон частот». И для этого заявления были основания, ведь именно наличие в диапазоне 3,5 ГГц радиорелейных линий связи (РРЛ) КРРТ и Укртелекома послужило фактической и формальной причиной того, почему «УНТ» не смогла использовать радиочастотный ресурс для своего развития (выполнить условия лицензии). Да и причиной того, почему компания, в соответствии с заключенным договором с Госкомсвязи, была освобождена от ежемесячных платежей в пользу бюджета за пользование радиочастотным ресурсом. Кстати, впоследствии наличие РРЛ КРРТ и Укртелекома в диапазоне 3,5 ГГц станет формальной причиной обос-нова-ния НКРС того, почему на лицензии в этом диапазоне нельзя проводить тендер.

Появление же в феврале предложения НКРС о возможности заключения мирового соглашения с «УНТ» стало результатом того, что НКРС начала осознавать бесперспективность своих потуг в попытке отобрать у «УНТ» частоты. И хотя комиссия попыталась оспорить судебное решение о запрете распределения частот, принадлежащих «УНТ», суд отказал ей к моменту проведения круглого стола дважды. Позднее НКРС попыталась в судебном порядке изъять лицензию у «УНТ» (оспорив правомочность договора компании с Госкомсвязи, а также саму законность получения лицензии «УНТ» в 2000 году, в 2002-ом она была переоформлена), успехов достигнуть на этом поприще ей не удалось.

Последовательный подход

7 февраля 2006 года НКРС приняла решение (Решение НКРС № 193 от 07.02.2006 года «О стратегии лицензирования технологии WiMax») о создании рабочей группы по стратегии использования техноло-

{@INS=206 align="center" width="100%" @}

гии WiMax в Украине. Руководителем этой группы был назначен председатель НКРС Олег Гайдук. Также поучаствовать в группе бьшо предложено телекоммуникационным операторам, представителям Госсвязи и научно-исследовательских департаментов Минтранссвязи.

Естественно, операторы откликнулись на данное предложение очень живо и, засучив рукава, принялись за эту самую стратегию.

{@INS=205 align="center" width="100%" @}

Как выяснилось позднее, группа, по данным члена НКРС Сергея Апасова, сработала вхолостую — результаты ее работы были отброшены, а стратегией занялся аппарат НКРС. Кроме того, эта стратегия практически была сведена к одному — разработке тендерных условий и проведению тендера на частоты в диапазоне 5 ГГц. Спрашивается, а почему только в нем? К тому времени бьшо уже понятно (проект Плана

распределения радиочастотного ресурса Украины ушел в правительство на утверждение), что не едиными этими гигагерцами будет жить WiMAX в Украине (см. таблицу на с. 23). По данным одного из членов этой рабочей группы Олега Тюрина, бьшо принято решение вначале отработать все механизмы распределения радиочастот, связанные с организацией тендеров на 5-гигагерцевом диапазоне, а уж «потом заняться другими диапазонами — 2 и 3 ГГц».

Поэтому понятно, что никто на другие диапазоны до поры до времени и не претендовал. Тем более что судебные баталии с «УНТ» в 3-гигагерцовом диапазоне, а, кроме того, наличие в нем РРЛ КРРТ и Укрте-лекома, которые необходимо бьшо конверсировать, на какие-то стратегические шаги не вдохновляли.

Приключения радиочастотного плана

Как известно, своего рода Юрьевым днем для украинских связистов должен был стать день, в который правительство утвердит План использования радиочастотного ресурса Украины. Именно утверждение этого плана развязывало руки регулирующему органу для разви-

{@INS=207 align="center" width="100%" @}

тия новых технологий в Украине — то есть, в частности, предоставляло НКРС законное право на выдачу лицензий на радиочастоты в диапазонах, предназначенных для использования технологии WiMAX.

Процесс утверждения плана неожиданно приобрел затяжной характер и занял более чем полгода. При этом в зимне-весенний период 2006 года телекоммуникационной общественности пришлось выслушать немало жалоб членов и председателя НКРС на эту затянутость, что, по их мнению, в свою очередь отодвинуло процесс внедрения новых технологий в Украине.

Выступая на прямой телефонной линии Кабинета Министров Украины 3 апреля 2006 года, Олег Гайдук отметил, что развитие новых видов услуг радиосвязи, в том числе и WiMAX, блокируется из-за задержки с принятием Плана использования радиочастот. По его словам, для развития новых услуг радиосвязи требуется принятие двух документов: Таблицы распределения полос радиочастот (утверждена правительством в декабре 2005 года) и Плана использования радиочастот. В последнем документе определяются используемые технологии для тех или иных диапазонов радиочастот, срок их использования и т. п. «Сколько план не принимается, столько блокируется развитие новых услуг в Украине», — отмечал Олег Гайдук.

{@INS=208 align="center" width="100%" @}

Причем в блокировании принятия плана НКРС обвинила... Мин-транссвязи (Госсвязи), которое неожиданно отозвало этот документ из Кабмина. По данным Владимира Олейника, за отзывом Плана использования радиочастот стоят «интересы некоторых операторов».

Минтранссвязи отреагировало через несколько дней, распространив 7 апреля заявление, в котором отметило, что Кабинет Министров Украины, рассмотрев План, «вернул его в Минтранссвязи на доработку для дополнительного согласования с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. На сегодня Госком-предприниматель-ства уже согласовал документ без замечаний, и План использования радиочастот Украины будет подан в Кабинет Министров».

Далее же события вокруг этого злополучного плана развивались по

какому-то невообразимому сценарию. Так, 19 апреля 2006 года министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь обнародовал сведения о том, что Кабинет Министров Украины на своем заседании в этот день утвердил План использования радиочастотного ресурса Украины, что, по мнению министра, высказанному им же в тот же день, позволит НКРС начать проводить конкурсы по крайней мере на Wi-Fi- и WiMAX-сети уже через три месяца (то есть в июле 2006 года).

Подтвердила такой прогноз и НКРС. Олег Гайдук на круглом столе «Интернет. Современное состояние и перспективы развития», состоявшемся в Киеве 30 апреля, заявил, что комиссия планирует объявить конкурс на использование радиочастот в диапазоне 5 ГГц для технологии WiMAX в июле 2006 года. Это, по его словам, стало возможным благодаря утверждению правительством Плана использования радиочастотного ресурса Украины, предусматривающего внедрение технологии WiMAX.

Несмотря на устные заявления главных отраслевых лиц об утверждении Кабмином радиочастотного плана, правительственное решение на свет все не являлось и не являлось. И лишь через полтора месяца — 9 июня 2006 года — тогдашний премьер-министр Украины Юрий Ехануров подписал наконец Постановление Кабинета Министров Украины № 815 «Об утверждении Плана использования радиочастотного ресурса Украины».

Не все частоты дожили до тендера

Буквально сразу же вслед за утверждением правительством радиочастотного плана становится известно о том, что в 3-гигагерцовом диапазоне радиочастот последние уже закончились. А точнее, некоторые из операторов обнаружили на сайте НКРС информацию о том, что 18 мая 2006 года НКРС (Решение № 274) приняла решение о выдаче лицензии на радиорелейную связь ООО «Компания «Конфиденциальные телекоммуникации Украины» («Конфител») в этом диапазоне. Это вызвало известную бурную реакцию телекоммуникационной общественности. Чуть позже участники рынка выяснили, что тендер по 2-мегагерцовому диапазону (2,3-2,4 ГГц) тоже не проводился. А радиочастоты этого диапазона комиссия выдала еще в марте (Решение НКРС от 02.03.2006 г. № 215) для развития MMDS - компаниям «Эс-Лайн» и «Санком» (стоимость лицензий составляла примерно 1 млн грн для каждой), о которых практически никто ничего не знал (см. ТЕЛЕКОМ № 9/2006).

Далее, как известно, громкой новостью для отрасли стало сообщение о том, что компания «Голден Телеком Инк.», владеющая украинским «Голден Телекомом», подписа-

ла соглашение о покупке 75 % доли в уставном капитале ООО «ЭС-Лайн» за $7,5 млн. Холдинг «Голден Телеком Инк.» обратился в Антимонопольный комитет за разрешением на эту покупку. И, по некоторым сведениям, уже получил согласие.

Ясно, что «Голден Телеком Инк.» покупала не саму фирму, а лицензию на частоты, которая той принадлежала. Из чего примерно и проясняется реальная стоимость такой лицензии, которая, как предрекается многими экспертами, в том числе и бывшим председателем Госкомсвязи, а ныне директором Института информационного общества Олегом Шевчуком, впоследствии будет переоформлена в соответствии со ст. 40 «Закона о радиочастотном ресурсе Украины» (см. ТЕЛЕКОМ 10/2006). Да, собственно говоря, не скрывал такого развития событий и побывавший 5 октября в Киеве главный управляющий «Голден Телеком Инк.» Жан-Пьер Ванд-ромм. Это же, как предрекают участники рынка, ожидает и остальные WiMAX-лицензии.

Накануне введения нового радиочастотного плана НКРС приняла решение о последней выдаче радиочастот из диапазона, предназначенного для WiMAX (Решение НКРС от 08.06.2006 г. № 280), компании «Украинские новейшие телекоммуникации» для радиосвязи в системе передачи данных с использованием шумоподобных сигналов — уже из 5-гигерцового диапазона (на все регионы, полоса 5760-5820 МГц).

Формализация WiMAX в Украине

В ноябре 2006 года НКРС приняла решение о выдаче (частично — пе-

реоформлении) первой лицензии на новую технологию WiMAX в Украине компании «УНТ» (Решение НКРС от 26.10.2006 г. № 420). Согласно данному решению, НКРС «определила возможным досрочно внедрить новую радиотехнологию в полосе радиочастот 3400-3600 МГц» «УНТ» (выражаясь проще, компании была переоформлена старая лицензия с некоторыми нюансами). Лицензия выдана сроком на 15 лет на все регионы в полосе радиочастот 3400-3600 МГц. Все это стало возможным благодаря мировому соглашению между НКРС и «УНТ», утвержденному 27 июля Хозяйственным судом г. Киева. Для достижения этого результата последней пришлось отказаться от трети выделенной ей ранее полосы радиочастот (сегодня компании выделена полоса в 200 МГц). Мировое соглашение также предусматривало выдачу «УНТ» новой лицензии на радиочастоты технологии WiMAX и выплату ею 5,44 млн грн в пользу бюджета.

Но значительно более интересными стали события, развернувшиеся вокруг остальных лицензий. Так, 7-9 ноября в НКРС был проведен тендер на радиочастоты 5590-5670 МГц по отдельным регионам. Тендер на общенациональные лицензии был отложен в связи с судебным иском компании «Международный центр информационных технологий» (Киев), не согласившейся с тем, что ее предложения не были приняты на тендер.

Результаты тендера на региональные лицензии весьма и весьма впечатляющие. По данным О. Гайдука, госбюджет Украины получит 14 миллионов 820 тысяч грн. При этом только торги с голоса (по десяти регионам, остальные региональные лицензии ушли без торгов или вовсе не продавались) принесли бюджету более 14 млн грн. (см. таблицу на с. 24). И это при том, что в результате торгов было продано в общей сложности всего 800 МГц (см с. 8).

Еще более значительные поступления прогнозируются от проведения тендера на общенациональные лицензии (их должно быть разыграно три). По мнению члена НКРС Людмилы Ежовой, они принесут в госбюджет по 10 млн грн, а если верить Александру Склярову, тоже члену НКРС, — не менее 15 млн грн.

Николай Васильев