http://ITWare.com.ua/publication/745/

9 июня 2006 г

Вещательный контент в сетях операторов связи

Телекоммуникационные сети Украины достигли того уровня развития, который позволяет операторам на их базе предоставлять мультисервисные услуги, в том числе и передачу телевизионного контента. Однако эта возможность пока остается нереализованной. Почему?

Участники круглого стола отметили, что на украинском рынке ощущается нехватка компаний-посредников между производителями ТВ-контента и операторами
Именно поиску причин сложившейся ситуации было посвящено основное обсуждение во время круглого стола «Транспорт телевещательного контента в телекоммуникационных сетях», организаторами которого выступили журналы «Телемир», «Телеком» Издательского дома «СофтПресс» и устроители Восточноевропейской конвенции по широкополосным технологиям EEBC-2006. Мероприятие вызвало значительный интерес у таких компаний, как ZyXEL, Allied Telesyn, Nortel, «Квант-Эфир», «Ромсат», операторов кабельного телевидения и цифровых услуг «Воля» и мобильной связи — «Астелит» (бренд life:)), «Киевстар», представители которых взяли активное участие в его работе. Со стороны государственных структур в круглом столе принял участие начальник управления научно-технического развития телерадиовещания Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Виктор Лазоренко.

Не имеет значения,по какой технологии и на какие устройства передавать контент, разница — в транспорте и протоколах, которые используются Д. Рогов
Изначально предполагалось, что в ходе мероприятия в основном будут подниматься вопросы технических возможностей и особенностей построения современных телекоммуникационных сетей для транспорта телевещательного контента, специфики сертификации необходимого оборудования. Однако, как выяснилось во время обсуждения, на сегодня не возникают проблемы такого рода. По словам инженера технической поддержки продаж компании Nortel Алексея Орапа, на украинском рынке работает и внедрено множество решений от различных вендоров, которые позволяют создавать полно- ценную платформу для предоставления мульти- медийных услуг. Также успешно проработаны технологии доставки традиционного контента — телевизионных программ в сетях операторов кабельного телевидения.

Новые интерактивные сервисы трудно доставить через существующие однонаправленные системы, поэтому для них требуется организация двунаправленного канала. По словам начальника направления широкополосных систем связи компании «Ромсат» Дмитрия Рогова, в последнее время большинство западных производителей оборудования для формирования контента опираются на использование IP-протоколов. И, по его мнению, сегодня эта технология является наиболее перспективной. Тогда возникает вопрос: почему операторы кабельного телевидения и мобильной связи не предоставляют мультисервисные услуги при наличии передовых технологий и оборудования для организации транспорта телевещательного контента? Как выяснилось, корень проблемы находится в иной плоскости.

Где взять телевизионный контент?

Нам важна позиция телеканалов: интересует ли их передача телеконтента в сетях операторов мобильной связи? П. Коваленко
Последние несколько лет провайдеры телеинформационных сетей, GSM-операторы с завидной регулярностью заявляли о желании предоставлять мультисервисные интерактивные услуги в своих сетях. В частности, на этом еще раз акцентировали внимание участников круглого стола представители операторов мобильной связи «Астелит» и «Киевстар». Так, по словам начальника отдела индивидуальных коммуникационных услуг компании «Астелит» Павла Коваленко, они еще в прошлом году заявили о готовности предоставлять такую услугу в реальном времени. Однако до сих пор не могут реализовать ее: на практике телерадиоорганизации (ТРО) не могут вещать где-нибудь еще, кроме «традиционного» телевидения. По его словам, именно тут возникают основные правовые коллизии: кто должен получать лицензию на такой вид деятельности? Кто и каким образом будет решать вопрос с собственниками телевизионных продуктов о заключении дополнительных авторских прав на передаваемый (получаемый) контент? Как счи-тают GSM-операторы, ли- цензию должны получать поставщики телевизионного контента: телевизионные каналы или контент-агрегаторы. В свою очередь, операторы мобиль- ной связи будут принимать контент, конвертировать его и заниматься дальнейшей транспортировкой конечным пользователям. При этом точка зрения другой стороны — производителей телевизионного контента, телерадиоорганизаций — осталась неизвестной.

Деятельность провайдеров универсальной программной услуги регулируется государством, и лицензию на этот вид деятельности выдает Нацсовет В. Лазоренко
Если обратиться к букве закона, то ответы на этот вопрос нужно искать в новой редакции Закона Украины «О телевидении и радиовещании», которая вступила в силу с марта 2006 года. Именно в ней введены и прописаны понятия «предоставление универсальной программной услуги» и «провайдер универсальной программной услуги». Так, по словам Виктора Лазоренко, предоставление универсальной программной услуги предусматривает возможность пересмотра программ телерадиоорганизаций, которые, в соответствии с лицензиями, осуществляют вещание на территории расположения своей сети. Предоставление такой слуги является обязательным для провайдеров, а состав соответствующего пакета программ и абонентная плата за его предоставление определяются Нацсоветом. При этом, если провайдер самостоятельно занимается формированием пакета телепрограмм и абонент имеет к ним доступ в режиме реального времени, а также если он производит собственный продукт, вступает в силу положение о наличии в сетке вещания не менее 10 % продукта на украинском языке (а для сети национального масштаба — не менее 75 %). В случае, когда абонентам (к примеру, операторов мобильной связи) предоставляется только доступ к просмотру файлов с сервера (видеоролики и т. д.), этот вид деятельности не подлежит лицензированию. Ограничения не распространяются на ретрансляцию какого-либо иностранного телеканала.

Кто виноват и что делать?

Готовы ли операторы, производители оборудования и телеканалы совместными усилиями стимулировать спрос на новые услуги? Р. Саввин
Одним из сдерживающих факторов развития новых сервисов остается отсутствие культуры потребления новых мультимедийных услуг у населения и как следствие данной ситуации — низкий спрос на эти услуги. Так, начальник отдела развития m-Commerce и контента компании «Киевстар» Роман Саввин считает, что серьезными преградами на этом пути являются невосприятие рынка и неподготовленность абонентов к внедрению новых услуг и сервисов: «Я поверю в то, что, к примеру, мобильное телевидение будет пользоваться популярностью в самое ближайшее время, когда в сетях КТВ будет предоставляться хотя бы видео по запросу». Член правления «Интернет-ассоциации Украины», руководитель направления «Интернет» компании «Воля» Вадим Гарбуз поделился практикой ведения бизнеса с контент-провайдерами. Так, по его словам, когда они начали работать с контент-провайдерами по предоставлению новых сервисов (игры, лого, картинки по запросу и т. д.), то при подсчете потенциальных потребителей этих услуг не смогли выйти на показатели критической массы абонентов, с которой можно рассчитывать на получение прибыли. Хотя, по мнению других участников мероприятия — представителей операторов мобильной связи, даже при условии незначительной аудитории потребителей новых услуг, они могут стать дополнительным источником доходов для всех участников этого рынка (продакшен-студий, ТРО, операторов, рекламодателей и пр.).

Надо понимать, что телеканалы не могут перепродавать кому-либо поток контента цельным «куском» В. Гарбуз
Однако при предоставлении услуги мобильного телевидения возникают и проблемы иного характера: зачастую телевизионные каналы не являются производителями всего транслируемого ими контента — весомая доля телепрограмм покупается у правообладателей с правом только телевизионного вещания. Г-н Коваленко считает: для того чтобы каналы могли вещать на мобильные телефоны, им необходимо заключать дополнительные соглашения с правообладателями телевизионного контента, в частности, на авторские права. И на его взгляд, этим телеканалы заниматься не будут. Также он отметил, что на украинском рынке нет контент-агрегаторов, то есть компаний-посредников между про- изводителями контента и ТРО.

Несмотря на активное стремление операторов вводить мультисервисные услуги в свои сети, данный процесс идет довольно медленно. По словам директора представительства компании ZyXEL в Украине Игоря Дрозда, это один из показателей неразвитости рынка. Он считает, что ситуация изменится лишь тогда, когда каналы почувствуют отток зрителей от телеэкранов в «сторону» Интернета или мобильного телевидения. Кроме того, по его убеждению, пока что украинский потребитель новых услуг не готов принимать активное участие в формировании контента «для себя», а пассивно потребляет сервис и контент, которые традиционно предлагают ему телеканалы.

Рано говорить о мобильном телевидении: в Украине еще не работает услуга IPTV И. Дрозд
При этом важным заданием на сегодня остается стимулирование спроса на новые услуги. Однако каким образом это будет делаться, пока непонятно. Единственно опробованным путем, по которому пошли некоторые европейские операторы, остается следующий: на начальном этапе предоставлять новые мобильные сервисы на бесплатной основе. Еще одним из возможных вариантов (предложенным начальником отдела цифровых систем компании «Квант-Эфир» Ярославом Карнаковым) может стать введение некой условной абонплаты на услугу мобильного ТВ.

В ходе мероприятия звучал и противоположный прогноз. Так, по мнению г-на Дрозда, Украина «проскочит» активный этап предоставления мультисервисных услуг, в частности мобильного телевидения. В скором времени будет введен стандарт мобильного WiMAX, что позволит операторам через пару лет быстро разворачивать сети на базе этой технологии. А после — и вводить услуги предоставления телеконтента. Время покажет, кто оказался прав.

Использовать новые возможности

Телеканалы не заинтересованы в вещании на мобильные телефоны. Это пока интерес операторов связи Я. Карнаков
Каким образом и где производители контента смогут донести свои идеи до максимального количества заинтересованных операторов? Данное мероприятие в формате круглого стола — лишь небольшой повод проявить или укрепить интерес к дальнейшему развитию ситуации. Гораздо больше возможностей для этого на специально подготовленных площадках, которыми являются отраслевые конференции, семинары-тренинги и выставки. Так, по мнению Ольги Авериной, менеджера по связям с общественностью компании TechExpo, организатора Восточноевропейской конвенции по широкополосным технологиям EEBC-2006, которая состоится 18—20 октября в Киеве, это событие может дать хорошие возможности для общения: «Западный внешнеполитический вектор Украины постепенно приводит к тому, что она становится частью восточноевропейского пространства, охватывающего бывший социалистический блок (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария), а также страны Балтии и Молдову. Даже если внешнеполитический вектор развернется на Восток, экономические реалии во многом объективно способствуют созданию такого пространства. Более того, все эти страны объединяет наличие оди- наковых проблем и во многом — одинаковые подходы к их решению. Все они проходят пост- социалистическую тран- сформацию, все они бежали от империи и понимают, что нужно выживать в ситуации, когда никто не ждет с распростертыми объятиями ни на Западе, ни на Востоке.

Отраслевые выставки могут стать общей платформой для объединения усилий всех игроков рынка телерадиовещания О. Аверина
Восточноевропейская выставка EEBC-2006 пройдет в новом формате — B2O (business-to-operators — бизнес операторских решений). Именно такая форма позволит участникам предлагать более широкий спектр оборудования, а также услуги по построению сетей для операторов связи, интернет-сервис-провайдеров, операторов кабельных сетей и т. д. Этому будет способствовать и деловая атмосфера выставки, специальные меры по организации бизнес-встреч для посетителей, среди которых — производители оборудования, руководящий технический персонал операторов связи и телевещания. И теперь роль поставщика оборудования не ограничивается только продажей «железа»: он принимает активное участие в построении новых бизнес-моделей для оператора. Поэтому в новых рыночных условиях производители заинтересованы в том, чтобы и оператор, и абонент четко представляли себе, что именно они получат от той или иной услуги».