|
Публикации
|
|
У профессора и так исключительное положение…
И все равно все мысли и события неизменно возвращаются к образованию – как базовому, так и высшему. И не только у меня лично – но и в стране в целом постоянно бродит призрак необходимости
что-то сделать с процессом и качеством обучения. Начинаются мыслительные процессы обычно при участии в школьной жизни детей, а к
вузовским будням уже хочется вписаться в программу и выступить с парой лекций.
Уже десять лет слышим, что все предметы надо преподавать с использованием информационных технологий, но воз и ныне там,
обычно все заканчивается на компьютерном классе. В институтах и университетах история примерно та же, кроме того, что уже не один студент не сидит в библиотеке – сидят в Интернете и дерут курсовые, дипломные, рефераты и просто учебники. Есть даже очень позитивные новости – оказывается, преподы проверяют работы в … Google! Набирают фразы из рефератов и ставят пять тем, у кого в ответ на такой запрос не выпало аналогичного текста. Так что развитие есть, но качество соискателей на рабочее место падает и падает (CP #13/2007, c. 23). По
короткому опросу представителей компаний партнеров разработчиков ПО получены ужасные цифры – только 3 из 10 претендентов проходят тестирование по математике и 1 из 10 – по логике. Есть подозрение, что в более гуманитарных направлениях с логикой еще хуже – а то откуда бы эти вопросы с самооценкой? Причем последние три года ситуация
ухудшилась процентов на 50. А некоторые тренеры поделились со мной, что иногда приходится финансистам рассказывать, что такое процент!
Лично для меня самое страшное, что результаты короткого опроса практически совпали с данными докладов на конференции «Проблеми та перспективи підготовки фахівців у сфері інформаційно-комунікаційних
технологій». Можно сказать, что впервые Министерство транспорта и связи и Министерство образования вместе с Госдепартаментом по связи и информатизации собрали практически все стороны процесса – преподавателей, общественные организации, и промодерировали процесс.
113 представителей 23 вузов и представители общественности читали друг другу доклады и принимали решения. Многие рекомендации конференции актуальны и отвечают требованию времени, особенно – рекомендация Министерству экономики создать условия для предприятий, которые занимаются подготовкой кадров. Известно, правда, что ничего такого никакие наши правительства обычно делать не хотят – посмотрим, как будет на этот раз. Для любопытствующих – см. детали на www.stc.gov.ua/uk/publish/article/60468. Но сконцентрироваться предлагаю совсем на других аспектах большого вопроса об ИКТ-образовании. Известие первое: во всяких регламентах и спецификациях, регламентирующих деятельность вузов и специализации наших будущих коллег, ОТСУТСТВУЕТ отрасль ИКТ – и некоторые люди еще хотят обсуждать целесообразность введения такого понятия и в принципе вопрос нашего существования. Как бы это им намекнуть, что МЫ есть и работаем? Занимаясь подготовкой доклада для выступления на этой конференции, как член правления Интернет Ассоциации Украины
очень хотела сделать детальный анализ учебных программ и их
соответствия современному положению вещей – технологий прежде всего (благо все наши редакции вполне компетентны в самых разных вопросах всех высоких технологий). Остановило и развернуло меня почти в самом начале очень простое явление из средних веков – «оператор друкувального пристрою». Это где-то в вузах этому еще учат и потом ЭТО пишут куда-то в диплом. Для тех, кто не поверил своему пониманию – это они так называют наши принтеры! Дальше стало еще веселее: есть
люди, которые всерьез говорят о научных исследованиях в области высоких технологий. Причем после того, как я напряглась и постаралась услышать что-то о прикладных аспектах, ничего не случилось – не услышала. То есть что-то хотят исследовать. Нет, я не против наших ученых, я сама физик. Но именно отставание материального обеспечения научных процессов и нежелание уехать в америки выбросило меня в бизнес. И насколько я знаю (можете оспаривать на форуме) – там ничего не стало лучше и современнее. А вот как использовать чужие разработки, ноу-хау и, проще говоря, hardware – никто не говорил. И сама мысль, что производители технологий, оборудования и ПО тратят на науку и разработки новых технологий на порядки больше, чем весь бюджет Украины, никого не поражает – об этом не задумываются при всей вселенской любви к шаре (ведь можно не вкладывая овладевать и внедрять!). И уж тем более не думают о чем-то вроде «Ускорения внедрения высоких технологий во все сферы хозяйственной деятельности государства Украина». Государства прежде всего потому, что вузы были государственные и ведомственные. Частным вузам, кстати, запрещено
менять программы и квалификационные требования под страхом потерять лицензии. То есть даже они работодателей слушать могут, но удовлетворять – нет. Я бы назвала все эти явления простым развалом сути процесса. И виноват в этом прежде всего сам работодатель, то есть отрасль, то есть рынок информационных технологий. И не только в повседневной жизни последние 15 лет, но даже и на этой конференции
прямого мнения рынка ИКТ не было – ни в лице ассоциации предприятий информационных технологий, объединяющей ведущих вендоров и дистрибьюторов, ни в лице самих компаний. А ведь с кадрами и их квалификацией встречаются каждый день не только программистские бизнесы, которые очень активны всегда и в этот раз тоже не остались равнодушными. Среди присутствующих в зале не было людей младше 40 лет, практически не было. И это реалии надвигающегося демографического кризиса, предвестник которого уже отражается на всех
этапах обучения – начальной, высшей школе и на самом преподавательском составе. Уже очень много знакомых мне бизнесменов читают лекции в вузах с корыстной целью решения вопросов с персоналом. Уже некоторые компании вводят курсы, конкурсы, стипендии. Но во всем этом нет СИСТЕМЫ. А без системы – «кина не будет». Ничего не будет – только шариковы и бескрайние поля бурьяна. Зрелость страны определяется развитостью гражданского общества – туда попадают и бизнес-ассоциации. Может быть, все-таки нужно забыть на маленькую часть времени о квартальных планированиях и годовых результатах?
И совсем чуток подумать: кому о детях, кому о внуках. И договориться, как мы будем их учить, объединить разнобой учебных проектов в систему и заставить государство принять нашу помощь! В принципе, это не так
трудно – почти каждый из нас ходит в разнообразные кабинеты и всегда поодиночке. Вспоминать народную мудрость последнее время не модно, но все-таки известно, что громадою можно сделать больше. Профессору стало бы легче…
PDF-версия (для зарегистрированных пользователей)
версия для печати
|
|
Реклама
|
|
|
Издания и рубрики
|
|
|