|
Публикации
|
|
Бросьте гранату – ломота дальше ехать
Если кто не в курсе – это из разговора танковых вражеских экипажей, которые не хотят воевать и просят врага закончить их мучения на тропе войны и в жизни.
|
То ли жаркое лето, то ли мороз политических новостей создают впечатление, что вся страна вопит и шепчет «ломота». В № 9 СР, в «Поле чудес в стране…» мы начали большую и вечную тему о привлекательности бизнесов. Мало кто станет возражать, что фактор личности владельцев, руководства и команды может быть весьма определяющим в вопросе привлекательности. Ну кто захочет сотрудничать с немытой (в прямом смысле) командой? Однако, где вторая крайность привлекательности, определить иногда очень трудно. Например, в развитых странах финансовые потоки, не попавшие в учет и налогообложение, ничего не стоят, а у нас могут повысить стоимость на порядок (особенно пятиметровый коридор на границе). Поэтому буду я рассуждать о средней температуре команды и ее привлекательности для непосредственных владельцев бизнеса и его (бизнеса) клиентов. Точнее – об источниках ломоты в нашем ежедневном общении.
Как-то вечером за столом сиде- ли Владельцы – инвестиционной компании, спортклуба, банка, издательства, провайдера – и дипломат. Отгадайте: на каком этапе разговора все дружно обнялись и заплакали? Правильно – кадровый вопрос. Типовой персонаж во всех областях жизнедеятельности: «приходит студент, просит штуку, ничего не умеет, и мы его не берем». Понятно, что, скорее всего, студент – плод системы образования. Поскольку обучение в большей или меньшей степени платное, то бескорыстные в прошлом преподы обучают – «закончишь наше замечательное заведение и будешь очень востребованным за очень большие деньги». Как мы решаем вопросы квалифицированных сотрудников? Очень по-разному – кто-то учит в компании, кто-то ведет семинары и читает лекции в подходящих местах обучения. Некоторые, наверное, самые отчаянные, встраиваются в систему образования с собственными факультетами и учебными заведениями.
Но ломота не зависит от образования и опыта! Ломота присутствует в самых разных местах. И еще можно понять ломоту владельца, который уже почти двадцать лет тащит свою компанию вперед, а энтузиазм его несколько меньше, чем пятнадцать лет назад, – и возраст уже не тот, и иллюзий осталось слишком мало. НО: девочка в двадцать лет, которая НЕ ХОЧЕТ работать больше и получать больше, а просто знает – стою штуку, – откуда это в атмосфере всеобщего капитализма? Причем быстро развивающегося? Или тихая персона, которая вроде как продавец, продавать не хочет и тихо ждет, когда клиент захочет? Причем система выстроена: каждый заработанный «убитый енот» в зарплату своим хвостом попадает – ан нет, напрягаться облом. Приходится бросать гранаты. Но неплохо еще знать, куда бросать и в какой момент времени.
Интригующая статистика – на одном хорошо развитом рынке подсчитали: средней руки специалист повышает свою зарплату в 4 раза за 2 года, переходя из одной компании в другую. Иногда возвращается в исходную точку с пятикратным увеличением. Спеца понять можно, работодателя – с трудом. Именно этот подсчитавший рынок и посетила мысль договориться. И шара закончилась. Работодатели без рекомендаций никого не берут и держат адекватный уровень зарплат – не маленьких, но вменяемых. Почему бы и в других бизнесах не сделать похожее? И расстреливать тех, кто еще и клиентов с собой утаскивает – вместо радости от привалившей шары. Потому как история старая – как шара к тебе пришла, так и уйдет, вместе с персонажем. Модно последнее время шастать командами по рынку. Там посидели, здесь подзаработали. Один окопался – выводок подтащил. Некоторые умудряются шастать с периодичностью в год, другие – в два-три. Непонятно другое: как можно, зная историю предыдущих четырех лет и мест работы, брать к себе, записываясь под номером пять, если не шесть? И почему не поинтересоваться хотя бы в трех предыдущих местах, как оно было? Ломота? Но зато у задницы всегда приключения! И всегда остается осадок с не особо роскошным бизнес-результатом.
Или вот еще о наболевшем: кто сказал, что в издательствах учат на ПР и маркетинг? В издательствах учат делать периодические издания с присутствием эрудиции в определенных направлениях бизнеса. Проблема в том, что в стране ПР и маркетингу не учит никто – вот и получаем горе-менеджеров. А потом краснеешь, потому как специалист не оправдывает ожиданий. И некоторые особо одаренные приниматели решений еще звонят и наезжают! Заметьте, до того как рекомендаций не спросив. Кто не в теме – не обращайте внимания на этот абзац. А если кому наперед пригодится – будем рады.
Единственно здоровый механизм получения специалиста – реальный институт рекомендаций. Даже отрицательный отзыв может пригодиться вместе с негативно рекомендуемым. Потому как что для кого-то жах, то для тебя может оказаться давно ожидаемым кайфом. Но не звонят люди друг другу, и не пишут, и даже не спрашивают и не читают. Может, конечно, я в другой стране живу, но за 12 лет – два раза спрашивали. Интересно узнать личную статистику каждого – пишите на форум (www.cp-ua.com/forum): как часто вы, и как часто вас.
И есть – а как же! – возможность воспитывать почти с нуля, т. е. курса со второго-третьего. При этом очень хочется воспитанников с горящими глазами. По статистике – один из сорока. Ну, может, это мы такие неудачливые, может у кого-то чаще. Просто ужасно колбасит от невозможности понять: и откуда ж такая усталость в глазах в таком раннем возрасте? Откуда такая жадность, в принципе, понятно :).
Вопрос: как быть с энтузиазмом? Ну или хотя бы с горением слабеньким на рабочем месте? Сильные пожары приветствуются, но обычно редко встречаются. Во-первых, человек работает одинаково вне зависимости от зарплаты. Во-вторых, далеко не все осознают идею, что зарабатывать – это не отсижи- вать то ли часы, то ли нормы. В-третьих, очень трудно донести идею до осознания ее в ежедневном труде о том, что работодатель ДАЕТ ПРАВО зарабатывать – деньги, навыки, имидж и т. п. И все эти пересчеты ничего не дают в осознание того, как зажечь и поддержать горение. И черт с ним, как при этом внутри компании, ужас, когда это видно во внешней среде. Потому что это уже привлекательность вашего бизнеса.
Понятны и известны правильные решения – тренинги, соревнования, бонусы и все то, что придумали давно и без нас. Но есть ощущение, что часть убитого лозунга о любви к труду тоже не очень выжила. И кадровый вопрос стоит этаким нелицеприятным и болезненным колом у каждого руководителя компании и отдела, потому что старая система уже отдала бизнесу все, что могла. А новую мы еще не построили – ни в обучении, ни в осознании стоимости права зарабатывать, ни в системе ценностей общества.
И есть ощущение, что никто, кроме самого бизнеса, БИЗНЕСУ не поможет. Потому как в стране, где есть запрет на названия компаний и брендов по телевизору без денег, еще надо очень долго бороться за право БИЗНЕСА стать частью общественной жизни. Надо выстроить традиции. Нужно воспитать подрас- тающее поколение и самих себя. И если не гореть, то хотя бы не гаснуть от одной мысли о работе с самого раннего утра.
Лето – замечательное время для перезапуска себя, команды и проектов. Это очень хорошее время для отдыха. А после отдыха, с энтузиазмом – перезагрузка: себя, команды и проектов. И так хочется, вместе с первоклашками, за окном автомобиля увидеть на посвежевшем бизнес-просторе горящие энтузиаз- мом глаза коллег и партнеров. Обнаружить так много нового и свежего, не похожего не предыдущий сезон. Заодно – перезапустить страну, переизбрать власть в ней и хотя бы слегка изменить менталитет социума. Ну вот – опять нездоровый энтузиазм… Приятной вам ломоты в отпусках – и до сентября!
Обсудить на форуме
Источник: Газета Channel Partner [13/2007]
PDF-версия (для зарегистрированных пользователей)
версия для печати
|
|
Реклама
|
|
|
Издания и рубрики
|
|
|