http://ITWare.com.ua/publication/880/

5 июля 2007 г

Баллада о паучках

Наша жизнь переполнена информацией и общением. Мы живем в социальных сетях, но порой не замечаем паучков, которые ткут эти сети. А электронные коммуникации им помогают

Я уже 15 лет занимаюсь выставочным бизнесом и не устаю удивляться одной простой, в сущности, вещи. Британские психологи как-то провели масштабное исследование и обнаружили: среди посетителей выставок соотношение оптимистов и пессимистов составляет 80:20. Фантастический факт, если принять во внимание, что в обществе в целом их примерно поровну. Объяснение такого перекоса основывается на разном мировосприятии: оптимист воспринимает мир как поток возможностей, которые нужно использовать, а пессимист — как поток проблем, с которыми необходимо справиться. Соответственно, именно оптимисты, как правило, более открыты к новой информации.

Современный мир переполнен информацией и общением. Ежедневно каждый из нас получает через газеты и ТВ, Интернет и разговоры с друзьями-коллегами примерно столько информации, сколько человек предыдущих эпох, наверное, получал за несколько месяцев.

Не менее чем информацией наш день наполнен общением. На различные его формы у нас уходит в целом часов 8—10 в день — раза в четыре больше, чем у наших предков. Сюда входит и «пассивное общение» с ведущими телепередач, и случайное общение с соседями, и целенаправленное общение с друзьями и подругами, и (эпитет подберите сами) общение с начальником на работе.

И вот тут оказывается, что общение распределено в нашем мире крайне неравномерно. И дело не только в том, что есть задумчивые флегматики и импульсивные холерики (или, по другой классификации, погруженные в свой мир интраверты и открытые наружу экстраверты). И даже не в том, что кто-то живет в маленьком городке, а кто-то в мегаполисе. И даже не в профессиональных различиях — ночной сторож встречает за сутки человек пять, а кассир в супермаркете — пятьсот. Все упомянутое — правда, но это не вся правда.

Если не рассматривать случайное и пассивное общение, а принять во внимание только сознательное и целенаправленное, обнаружится, что нас всех связывают сложно устроенные социальные сети. Они основаны на работе, хобби, дружбе, родстве и множестве других причин, но это не важно. Важно, что места, занимаемые нами в этих сетях, существенно различаются. Если вообразить такую сеть мысленно, мы увидим, что некоторые узлы сети (конкретные люди) имеют в 100(!) раз больше связей, чем некоторые другие.

Кто эти удивительные люди? Это вовсе не звезды эстрады и спорта, как можно было бы подумать, — да, их знают многие, но знают ли они многих? Это мастера общения — люди, которые общаются больше других, лучше других, интенсивнее других. Они знают всех и все знают их. Вы наверняка легко вспомните парочку таких среди ваших коллег или знакомых. Это они являются разносчиками пустых слухов и важнейшей информации. Это о них мечтают маркетологи и политологи. Это им нужно рассказать то, что вы хотите сделать достоянием всего города. Это они ходят на выставки. Это они знают все про всех — и не только знают, но и охотно расскажут и познакомят вас лично. Это не сплетники, это паучки-мастера социальных сетей, искусно плетущие то, что не дает этому миру развалиться на куски под грузом собственной сложности. Таких людей Малкольм Гладуэлл в своей книге «Переломный момент» назвал Объединителями.

Две черты объединяют этих людей, несмотря на все различия. Они много знают (и поэтому с ними интересно). И они любят людей (и поэтому с ними хорошо). Люди для Объединителя — интересны и симпатичны.

Это удивительное свойство — любить людей — становится особенно важным в эпоху Интернета и мобильной связи. Как технологии изменили общение? Произошли три важных вещи: исчезло расстояние (мир стал «глобальной деревней», стало проще простого позвонить другу в Нью-Йорк через Skype); сжалось время (достаточно секунды, чтобы набрать номер, и 10 секунд для SMS); экспоненциально выросла плотность социальных сетей (как изменилась плотность общения с того времени, когда электронная почта была у 1 % населения, и сейчас, когда она есть у 10 %!). Вот когда Объединители смогли развернуться по-настоящему! Их адресные книжки переполнены — причем, что важно, переполнены людьми из разных социальных групп (иначе не будет сети и не будет связности мира).

Есть теория «восьмой степени», согласно которой любые два произвольно взятых человека (например, президент США и абориген Берега Слоновой Кости, или вы и Майкл Джексон) связаны друг с другом не более чем через семь других людей (то есть между ними восемь шагов). Немалую роль в такой связности играют Объединители. Оставляю вам самим подумать о том, как связность мира изменилась благодаря электронным коммуникациям.

Однако социальные сети были бы мертвы без контента. На этом основана парадигма, называемая «Web 2.0». Это — сфера влияния других людей, которых, вслед за Гладуэллом, мы назовем Знатоками. Но об этом в другой раз.