|
Публикации
|
|
Календарь отрасли. Избранное
Прошедший 2006 год для сферы телекоммуникаций запомнился разными событиями. Процесс регулирования и управления отраслью отшумел скандалами, но главное — отличился принятием важных решений для дальнейшего развития телеком-рынка...
Январь
Первый месяц прошедшего года «отметился» назначениями руководителей в отраслевые структуры. Сразу после праздников было объявлено об официальном назначении Павла Слободянюка начальником «Украинского государственного центра радиочастот» (которое дефакто состоялось в конце 2005 года). А в конце месяца стало известно о новом директоре Госсвязи, каким стал Георгий Бутенко.
В то же время Генпрокуратура 10 января возбудила уголовное дело против должностных лиц Государственного комитета связи и информатизации (предшественник Госсвязи) по факту злоупотребления ими своим служебным положением и лоббирования интересов компании «Украинские новейшие технологии» (УНТ) в течение 2000–2004 годов. Дело касалось выдачи этой компании лицензии с многочисленными нарушениями и правомерности подписания соглашения относительно временного прекращения действия лицензии на радиочастоты. Немного ранее, в конце 2005 года, НКРС решила выставить на конкурс радиочастоты УНТ, оста- вив используемый ей диапазон в Харькове, Киеве и Киевской области. По ее мнению, УНТ неэффективно использовала выделенный ей ресурс в диапазоне 3,4–3,7 ГГц, а также нарушила лицензионные условия использования РЧР.
В начале нового года представители госвласти подняли извечную тему о «начале процесса приватизации Укртелекома». На этот раз его «рулевым» стал экс-премьер-министр Юрий Ехануров, который 11 января поручил Фонду государственного имущества и Минтранссвязи подготовить весь комплект документов и план действий по приватизации национального оператора. Вскоре к работе подключилась Специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации, ко- торая «озаботилась» разработкой но- вого законопроекта об особенностях приватизации Укртелекома (новый документ был зарегистрирован в ВР только в феврале). Однако тогда ответственные структуры не уложились в отведенный правительством первый срок.
А 26 января рынок получил важный документ: лицензионные условия на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг подвижной (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставлением в пользование каналов электросвязи.
Февраль
В этом месяце экс-министр транспорта и связи Виктор Бондарь «задал тон» одной из наиболее обсуждаемых тем года и заявил о про- ведении конверсии радиочастот для развития сетей 3G. Также он пообещал выдать до конца года соответствующие лицензии еще трем операторам, кроме Укртелекома... Кроме того, в феврале Минтранссвязи «выдало» важные документы: о внесении изменений в порядок создания системы и плана нумерации ТСОП и др.
2З февраля Верховная Рада приняла закон, предполагающий создание структуры, к которой в большей мере должны были перейти функции ДСТСЗИ СБУ – Государственной службы специальной связи и защиты информации. В апреле этот закон подписал Президент.
Ближе к концу месяца рынок по- лучил новые тарифы на радиочастоты, которые с того времени стали рассчитываться в зависимости от стоимости 1 МГц определенного диапазона.
Март
Третий месяц 2006 года начался с назначения первого заместителя директора Госсвязи — Александра Романова. Тогда же в Верховной Раде был зарегистрирован нашумевший законопроект ¹ 919З о внесении существенных изменений в отраслевое законодательство.
В этом месяце правительством были отменены некоторые документы о приватизации Укртелекома. Одновременно с этим с новой силой зазвучали оптимистические заявления В. Бондаря о подготовке национального оператора к продаже. Тогда Кабмин дал новое поручение ФГИУ, Минтранссвязи, НКРС и другим ведомствам подготовить перечень мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия. С того времени в заявлениях представителей разных государственных структур были озвучены два противоположных варианта развития ситуации с Укртелекомом: одни выступали за быструю продажу, другие — за «инвестиционную модель» его развития.
Еще в марте НКРС инициировала проект создания тестового фрагмента сети мобильной связи третьего поколения. Участвовать в нем пригласили всех заинтересованных производителей UMТS- оборудования.
А тем временем Верховная Рада приняла в целом Закон о защите персональных данных...
Апрель
...на который в апреле Президент наложил вето и возвратил в парламент для повторного рассмотрения. По его мнению, закон содер- жал положение, противоречащее Конституции Украины.
В апреле снова пополнился руководящий состав Госсвязи: Эдуард Белов стал заместителем директора департамента. И еще одно назначе- ние: Государственную службу спецсвязи и защиты информации возглавил Игорь Коновалов.
Будут или не будут выдаваться лицензии на 3G? Баталии около решения этого вопроса не угасали в стенах Минтранссвязи и НКРС. Однако заявления В. Бондаря стали прагматическими: лицензии на ЗG не будут выдаваться в связи с отсутствием средств на проведение конверсии радиочастот. Вместе с тем НКРС в очередной раз под- твердила готовность начать проведение конкурсов по выдаче лицен- зий на радиочастоты на ЗG. В это время компании Nokia, Ericsson, ZTE, Huawei Technologies и Siеmеns подали заявки на участие в развертывании тестового фрагмента сети 3G.
Достоянием общественности стал публичный спор, разогревшийся между Ю. Ехануровым и председателем Фонда госимущества Валентиной Семенюк. Так, последняя отказалась выполнять поручения правительства относительно подготовки продажи Укртелекома, так как они «не отвечали интересам государства» и для этого не было законодательной базы. Тем временем 29 апреля состоялось общее собрание акционеров Укртеле- кома, на котором обновился состав Наблюдательного совета предприя- тия. В то же время правительство так и не утвердило финансовый план оператора на 2006 год.
В апреле НКРС представила свой первый годовой отчет. Кроме этого, регулятор заявил о проведении в июле-августе конкурса на лицензии для внедрения технологии WiMAX в диапазоне 5150–5850 МГц.
А тем временем настойчивые члены экс-состава НКРС Анатолий Довгий и Николай Орленко пытались доказать неправомерность назначения нынешнего состава комиссии в Высшем административном суде.
Май
В начале мая Госсвязи вынес на обсуждение проект основного документа отрасли — Концепции развития телекоммуникаций в Украине до 2010 года, который уже в последний день месяца был утвержден правительством.
Кроме того, НКРС вторично утвердила Граничные тарифы на общедоступные телекоммуникационные услуги, первую версию которых ранее не согласовали профсоюзы.
На протяжении месяца длилось утверждение финансового плана Укртелекома: ни 17, ни З1 мая правительтву это сделать так и не удалось. Главной причиной стал начавшийся ранее спор Минфина с ФГИУ и Минтранссвязи о двух «сценариях» развития ситуации с Укртелекомом. Такие многочисленные «несостыковки» сказались на
Пополнения в Государственный бюджет по итогам НКРС в 2006 году
Наименование |
Январь—декабрь |
По плану, тыс. грн |
По факту, тыс. грн |
Оплата за выдачу, продление, переоформление, выдачу дубликатов лицензий на пользование радиочастотным ресурсом |
177971,0 |
330387,2 |
Оплата за выдачу, переоформление, выдачу дубликата, копии и продление срока действия лицензии на ведение деятельности в сфере телекоммуникаций |
18078,0 |
44907,0 |
Оплата за выделение номерного ресурса |
31300,0 |
48467,0 |
Сбор за пользование радиочастотным ресурсом |
42000,0 |
72584,3 |
Итого |
269349,0 |
496345,5 |
|
работе общего собрания акционеров Укртелекома, дата проведения второй части которого была перенесена с 30 мая на... неопределенный срок.
А вот Концерну радиовещания, радиосвязи и телевидения «посчастливилось» больше. В последний день месяца он получил финансовый план, направленный на обеспечение эффективной работы.
Июнь
Чуть позже, 7 июня, Укртелеком получил инвестиционно-ориентированный финансовый план. И в скором времени состоялась вторая часть собрания акционеров, на котором было решено направить в фонд выплаты дивидендов 40% чистой прибыли за 2005 год.
В тот же день правительство утвердило долгожданный документ — Концепцию развития телекоммуникаций в Украине до 2010 года.
9 июня состоялось одно из важных событий 2006 года: Кабинет Министров утвердил План использования радиочастотного ресурса Украины.
НКРС в июне одобрила с некоторыми замечаниями Концепцию Государственной целевой программы внедрения цифрового телерадиовещания в Украине. Согласно документу, Украина должна выполнить ряд мер для перехода от аналогового к цифровому телерадиовещанию до 17 июля 2015 года. Кроме этого, в июне регулятор начал форсировать события с тендером на радиочастоты для WiMAX: с 14 июня начался прием заявок на участие в нем, когда еще длился процесс уточнения потребностей в соответствующих радиочастотах и разработки условий тендера.
А 26 июня Высший Административный суд отклонил кассационную жалобу А. Довгого и Н.Орленко относительно неправомерного назначения членов комиссии.
Июль
В результате рейтингового голосования 6 июля был избран состав Общественного совета при НКРС, который возглавил Андрей Дронюк. Также в него вошли 16 представителей рынка телекоммуникаций.
В июле поставлена точка в конфликте регулятора с УНТ: НКРС решила подписать мировое соглашение с компанией. Чуть позже, в августе, Хозяйственный суд Киева закрепил это решение комиссии и аннулировал вышеупомянутую лицензию. Кроме этого, в июле НКРС составила тендерную комиссию для выдачи лицензий на использование радиочастот в диапазоне 5470—5670 МГц.
Тем временем Госсвязи приступил к разработке Программы внедрения в Украине цифрового телерадиовещания. В департаменте была создана межведомственная рабочая группа по вопросам ее разработки, которая к концу ноября 2006 года должна была выдать проект Программы. Кроме того, началом реальной подготовки стало решение Минтранссвязи о реорганизации 28 отдельных предприятий, входящих в состав Концерна РРТ, путем преобразования их в 28 структурных подразделений и два госпредприятия. Этому событию предшествовало решение правительства профинансировать первый этап перехода Украины на цифровое телерадиовещание в размере 10 млн грн.
Определенную часть удивления вызвало решение одного из районных судов Харькова о запрете регистрации новой редакции устава Укртелекому, утвержденного на общем собрании акционеров. Суд установил, что собрание было проведено со значительными нарушениями законодательства. В дальнейшем Укртелеком оспаривал данное решение.
Август
«Событием месяца» стали кадровые перестановки главных руководителей отрасли: В. Бондарь был освобожден от должности министра транспорта и связи и на его место назначен Николай Рудьковский. Вновь назначенный руководитель обещал продолжать взятый курс его предшественником на реформирование отрасли связи, внедрение начатых проектов. А немного спустя новое правительство назначило заместителем министра транспорта и связи Леонида Нетудыхату, который стал отвечать за область связи.
В августе рынок получил долгожданные решения НКРС об объявлении открытого тендера на
Баталии на рынке телекоммуникаций: кто победит?
В 2006 году началась борьба провайдеров телекоммуникаций с новой редакцией Закона «О телевидении и радиовещании», принятой депутатами 12 января. Камнем преткновения стало введение так называемого «двойного лицензирования» на их деятельность (услуги доступа к телеканалам): на распространение телерадиопрограмм и вещание. К ним присоединились и операторы мобильной связи: 19 января Президенту было направлено общее письмо с просьбой наложить вето на новый закон. Однако несмотря на ярый протест рынка в феврале Президент подписал этот закон и... поручил Ю. Еханурову обеспечить подготовку законопроекта о внесении в него изменений. После этого велась длительная борьба операторов телесетей за выживание. В конце концов, в сентябре, был подготовлен новый законопроект, в котором предлагалось деятельность операторов телесетей по предоставлению услуг доступа к программам телерадиоорганизаций отне- сти только к сфере регулирования Законом «О телекоммуникациях». Кроме того, в нем было предложено упразднить нашумевшее лицензирование деятельности операторов «на вещание» и ввести единую лицензию, которая выдается согласно Закону «О телекоммуникациях». Теперь окончательное слово за Президентом...
|
радиочастоты в диапазоне 5470—5670 МГц, утвержденные условия его проведения и начальную стоимость ресурса. Согласно решению на продажу планировалось выставить 3 национальные и 54 региональные лицензии на WiMAX. На тот момент, по оценкам НКРС, внедрять эту технологию изъявили желание около 50 компаний, 20 из которых претендовали на национальные лицензии.
В этом же месяце Хозяйственный суд Киева остановил действие двух документов до рассмотрения дела по сути: положение о предоставлении разрешений на ввоз из заграницы РЕЗ и ВП и порядка их реализации в Украине. Причиной стал иск Днепропетровского частного предприятия к НКРС.
В конце концов в августе состоялось положительное, по оценкам многих участников рынка, событие: Министерство юстиции выдало заключение относительно отмены пресловутого приказа Госкомсвязи 122. Несмотря на то, что за Минтранссвязи осталось право обжаловать это решение, оно им не воспользовалось.
Сентябрь
Девятый месяц 2006 года был «плодотворным» на законодательные инициативы. Депутаты рьяно взялись откорректировать перечень общедоступных услуг, рассмотрели вопрос о перенесении абонентского номера и многое другое. Интерес вызвали также два документа, кото- рые предполагали внести ряд изменений относительно полномочий и функций НКРС. Из этого ряда немного «выбивается» законопроект об электронной торговле, который должен был урегулировать финансовые и юридические отношения юридических и физических лиц с банковскими учреждениями, использование технологий электронной торговли товарами и услугами.
Сентябрьская «жара» в НКРС нашла отображение в ряде важных решений. Так, среди прочего был утвержден порядок осуществления государственного надзора за рынком телекоммуникаций, а аткже порядок госнадзора за использованием радиочастотного ресурса Украины в полосах радиочастот общего пользования. Также регулятор утвердил план мероприятий относительно освобождения полосы радиочастот 3400—3600 МГц по всей территории Украины.
В этом месяце операторы узнали, что с начала 2007 года они будут проводить расчеты между собой по новой схеме. Новым порядком взаиморасчетов, который утвердила НКРС, вводилась оплата за использование соединительных линий в зависимости от переданного трафика (в отличие от практики ежемесячной фиксированной оплаты).
Октябрь
Состоялись очередные кадровые рокировки: были уволены со своих должностей двое наивысших руководителей Госсвязи, назначенных в начале 2006 года. Это директор департамента Георгий Бутенко и его первый заместитель Александр Романов. У руля остались Петр Яцук (и.о. директора) и Эдуард Белов соответственно, а вновь созданные вакансии и до сих пор остаются свободными.
Не состоялся запланированный НКРС на 9 октября тендер на радиочастоты 5470—5670 МГц под WiMAX. Его проведение было за блокировано на неопределенный срок. Причиной стал запрет Хозяйственного суда Киева по иску компании «Международный центр информационных технологий» к НКРС. Подробные детали этого дела не разглашались. Со временем суд разрешил комиссии выставить на торги только региональные лицензии, оставив в силе запрет на выдачу национальных. Дата проведения торгов «с голоса» была назначена на 8 ноября. В том же месяце, 26 октября, УНТ получила первую лицензию на технологию WiМАX согласно соот- ветствующему решению НКРС.
Тем временем народные депутаты продолжали принимать важные для развития отрасли законопроекты. Их октябрьские инициативы касались усовершенствования государственного управления и регулирования в сфере телекоммуникаций, изменений в перечне общедоступных услуг, предотвращения несанкционированных прослушиваний разговоров и защиты персональных данных.
Ноябрь
Наконецто состоялось главное событие, которое так долго ждал рынок: 7—8 ноября прошел тендер на лицензии для WiМАX по отдельным регионам. Его результаты были впечатляющие: госбюджет получил 14 миллионов 820 тыс. грн (см. ТЕЛЕКОМ 12/2006).
В середине ноября НКРС провела не менее интересное событие — выездное заседание, которое посетил профильный комитет Верховной Рады. В процессе выяснения эффективности отраслевого законодательства один из членов комиссии открытым текстом озвучил ошеломляющие факты неправомерной деятельности регулятора. Несмотря на то, что их и раньше высказывали представители рынка, но «изнутри» они были впервые вынесены на общественность.
Вместе с этим в июле разрешился вопрос о наличии частот для CDMA-450. Тогда НКРС приняла решение относительно возможности лицензирования соответствующих дополнительных частот и утвердила поэтапный план лицензирования полосы 450—470 МГц.
В этом же месяце правительство утвердило задания Национальной программы информатизации на 2006 год общей суммой 9013,2 тыс. грн. А Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон «О телекоммуникации» (о перечне общедоступных телекоммуникационных услуг). Со временем его подписал Президент.
В ноябре был сделан важный и необходимый шаг: своим распоряжением правительство утвердило Концепцию Государственной программы внедрения цифрового телерадиовещания в Украине.
Неутешительной новостью для НКРС стало решение Хозяйственного суда Киева, который приостановил еще одно решение комиссии относительно уменьшения тарифов на звонки из стационарных телефонов на соту.
«Новый формат» для регулятора?
В начале нового года, 11 января, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях», документ представляет значительный интерес для отрасли, так как в нем предлагается изменить правовой статус и порядок формирования состава НКРС. В частности, вывести регулятора изпод контроля Президента и сделать его подконтрольным... Верховной Раде и Кабмину. Кроме того, документ содержит предложения о сокращении штата комиссии с восьми до шести членов, трех из них — назначает и снимает с должностей парламент с подачи премьер-министра, других — Верховная Рада. (Напом- ним, что на сегодня председатель и члены НКРС назначаются Президентом с подачи премьер-министра.). Еще одно нововведение — НКРС сможет начинать работу с момента назначения более половины ее состава (сегодня — только в полном составе). Отдельным пунктом внесены «коррективы» относительно публичности работы комиссии. Так, в форме открытых слушаний будут проводиться «приоритетные заседания», в которых имеют право участвовать и представители рынка. В случае, если обсуждаемые вопросы могут привести к разглашению государственной тайны, предполагается проводить заседания в форме закрытых слушаний...
|
Декабрь
Последний месяц года не был спокойным относительно законодательных инициатив. В декабре их было немало, среди них документы о лицензировании видов деятельности и пользовании радиочастотным ресурсом, о защите информации о потребителе и др. Кроме того, было предложено внести изменения в Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» и дополнения к Закону «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».
Несмотря на крах надежд на продажу Укртелекома в 2006 году, законодательная власть не унывала и продолжала работать в том же духе. Еще в декабре депутатам удалось принять закон «О перечне объектов права государственной приватизации, которые подлежат приватизации в 2007 году». Согласно документу среди объектов приватизации включен также Укртелеком.
Вместе с тем в конце года регулятор успел выдать решение о проведении повторного тендера на приобретение лицензий на радиочастоты в диапазоне 5590—5670 МГц в некоторых регионах Украины. Причина –«заявленный радиочастотный ресурс для внедрения радиотехнологий «широкополосного доступа» превысил его фактическое наличие». Вообще, по итогам работы комиссии в прошлом году поступления в Госбюджет составили 496345,5 тыс. грн.
В конце уходящего 2006 года не обошлось без «предпраздничных» кадровых перестановок в отраслевых структурах. Так, Игорь Коновалов был освобожден от должности главы Госспецсвязи и его место занял Юрий Чеботаренко. Спустя день стало известно об увольнении президента Концерна РРТ Владимира Ищука и о назначении на эту должность Анатолия Антоненко...
Несмотря на целый ворох неоднозначностей при принятии решений, отраслевые структуры обеспечили серьезный «задел» для дальнейшего развития отрасли. Однако в законодательной базе все еще сохранилось множество пробелов, восполнение которых, хочется надеяться, состоится в самом ближайшем будущем.
версия для печати
|