http://ITWare.com.ua/publication/824/

14 декабря 2006 г

.UА: от общего к частному

C популяризацией Интернета растет и его роль в развитии бизнеса компании. Первым шагом на пути к использованию возможностей Сети является факт присутствия в виртуальном пространстве — регистрация доменного имени.

В пользу эволюции
Как это сегодня работает
Особенности национальной доменной системы
Сто раз отмерь —один раз зарегистрируй

Выход компании в Интернет подобен выходу в открытое море, когда во главу угла ставят надежность плавательной конструкции. И хорошо бы — под национальным флагом. Развитие зоны .UA в целом демонстрирует повышение интереса к украинскому домену верхнего уровня. 0днако если оценивать потенциал отечественного рынка, то темпы и количество регистраций в нем сегодня незначительны. Частично это результат общей неготовности, «завязанной» на недостаточное проникновение Интернета и консервативность мышления. А частично — следствие несовершенства существующих сейчас практик и неочевидной стабильности.

В пользу эволюции

Украинская система доменных регистраций является продуктом почти шестилетней эволюции. Начало формирования доменного пространства в нашей стране связано с образованием в 2001 году ООО «Хостмастер», открытием платных регистраций в .UA и COM.UA, а также возникновением института регистраторов.

Появление пусть и одиозной структуры «Хостмастера», администрирующей домен .UA по договору с фактическим администратором зоны .UA Дмитрием Кохманюком, послужило хорошим катализатором. Это очевидно, если вспомнить схему функционирования домена .UA, делегированного в 1992 году ICANN.

Качественным эволюционным скачком можно считать переход от одноуровневой системы администрирования (единоличного управления доменом) к двухуровневой системе регистраций: «регистр — регистраторы — регистранты». В мировой практике институт независимых регистраторов, удостоверяющих факт делегирования домена, является для пользователя гарантом надежности, исключающим возможность злоупотреблений со стороны администрато- ра. Последний же, не занимаясь непосредственно регистрацией доменов, должен способствовать формированию условий аккредитации регистраторов, способных обеспечить равные права для всех компаний, гарантируя честную конкуренцию на рынке.

В Украине сегодня действует более 125 компаний, получивших аккредитацию регистратора. И по данным директора ООО «Хостмастер» Татьяны Черненко, в нынешнем году наблюдается существенное увеличение числа новых регистраторов. Позиция «Хостмастера» в данном вопросе однозначна: регистраторов много не бывает. Иные оценки у некоторых участников рынка: процедура аккредитации нуждается в ужесточении требований, предъявляемых к претендентам, ведь наличие неквалифицированных регистраторов способно дискредитировать сам статус регистратора. Вопервых, предоставлением услуг невысокого качества.

Вовторых, отсутствием реальной защиты клиентов на случай прекращения своей деятельности. В частности, речь идет о введении принципа имущественного ценза (как вариант — уплата страхового депозита) для будущего регистратора. По мнению некоторых регистраторов, данное ограничение пошло бы на пользу рынку в целом, так как, с одной стороны, компания, инвестировавшая в получение аккредитации значительную сумму, никогда «не забудет» о своих клиентах. А с другой — вложенные деньги станут залогом в ситуации, когда регистратор по какой-либо причине не сможет обслуживать пользователей. Следовательно, последние смогут доверять системе, имеющей формализованные механизмы решения форсмажорных обстоятельств. Заметим, что сегодня «стоимость» аккредитации регистратора невелика. И повышать сумму разового взноса для претендента в регистраторы «Хостмастер» не планирует.

Как это сегодня работает

За период становления доменной системы зона растет: постепенно увеличивается как число регистраций в публичных доменах, так и количество публичных доменов. Сегодня регистрации в национальной зоне осуществляются в 47 публичных географических доменах, в 7 доменах общего назначения и непосредственно в домене верхнего уровня .UA.

Самым популярным и используемым публичным доменом второго уровня является COM.UA. Также традиционно востребованными остаются ORG.UA и NET.UA. Но если в платных доменах общего назначения ежегодно регистрируется около 20–25 тыс. доменов, то число регистраций в домене верхнего уровня .UA за этот год составит всего 1,5 тыс. доменов (см. график ниже).

Установленная в 2001 году Правилами домена .UA (http://www.host- master.net.ua/policy/Policy_of_.UA.pd) система позволяет регистрировать домены в .UA только владельцам торговых марок. Эта схема является серьезным «фильтром» с точки зрения регистрации доменных имен и характеризует зону .UA как закрытую. Если обратиться к логике происходящего, то обычно ограничение регистраций по торговым маркам устанавливается на период приоритетной регистрации, предшествующий «открытию» зоны. Этот период имеет четкие границы и назначение — защитить права существующих собственников торговых марок от вездесущих сквоттеров.

В украинской версии данное ограничение имеет собственную природу, не одинаково трактуемую разными участниками доменной системы. OOO «Хостмастер» считает такую меру однозначной защитой от кибер-сквоттинга. Регистраторы не так оптимистичны и в глубине души ожидают открытия зоны, своевременность чего, по их мнению, уже «перезрела». Подтверждением этого является тот факт, что от сквоттинга данная мера давно не защищает. Более того, украинские сквоттеры в соответствии с Правилами домена .UA «сквотят» торговые марки — регистрируют ТМ в любом классе под определенные домены. И зачастую в «оперативном режиме», за несколько месяцев, с нарушением фактической процедуры регистрации. Кстати, пользователь должен понимать, что правомерность регистрации такой ТМ можно при желании оспорить в суде.

Что же касается оценок сквоттинга в нашей стране, то исследовать этот вопрос сегодня нереально. Но по словам коммерческого директора компании-регистратора «Колокол» Петра Власенко, в Украине, к сожалению, уже несколько лет наблюдается активизация данного явления.

Особенности национальной доменной системы

Процесс реформирования украинской доменной зоны «застыл» в неком промежуточном состоянии. Реформы, которые начались в 2001 году, не были доведены до логического завершения. Именно этот факт, по мнению специалистов, периодически приводит к возникновению напряженности в отношениях «регистр — регистратор — регистрант».

{@INS=198 align="center" width="100%" @}

Участники рынка доменных регистраций акцентируют внимание на том, что до конца не был реализован принцип разделения административной и технической функций в рамках действующего регистра. А на этом принципе зиждутся прозрачность процедур администрирования, которой жаждет рынок, и возможность влиять на принятие решений. Это дает регистратору уверенность в оптимальном функционировании до- менной системы, а значит, и возможность гарантировать пользователю сервис прогнозируемого качества и характера.

Среди минусов системы также называют практически не прописанные в действующих Правилах права регистранта и регистратора (отсутствует исчерпывающий перечень причин отказа регистратору в аккредитации). По мнению директора компании-регистратора «Имена.ua» Павла Блоцкого, Правила несовершенны с точки зрения полноты описания ключевых операций, производимых с доменом и необходимых регистратору (отсутствие детального описания процедуры трансфера). Кроме того, они не регламентируют функционирование доменных зон ниже .UА. Требует оптимизации также техническая база регистра. Так, по мнению директора компании-регистратора Iname.UA Любомира Гайдамаки, в Украине не используются стандартные протоколы взаимодействия регистра и регистратора. Соответственно регистратор не может использовать стандартное ПО и многие операции вынужден выполнять вручную, что приводит к задержкам в обслуживании клиентов, а также чревато проблемами в сфере безопасности.

Добавим, что в рамках Интер- нет Ассоциации Украины разработан проект новых Правил администрирования домена (www.inau.org.ua/inau/bin/view/Main/ProgectOfUadomainPolicy). Как сообщил один из авторов этих Правил, член правления ИнАУ Александр Ольшанский, проект был поддержан большинством представителей интернет-сообщества (см. «Рынок требует определенности», ТЕЛЕКОМ ¹ 6/2006 ).

Сто раз отмерь —один раз зарегистрируй

Принимая во внимание реалии администрирования зоны .UА, регистрация в ней имени потребует от компании, вопервых, выбора хорошего патентного поверенного, способного застраховать от возможных неприятностей на этапе регистрации ТМ. Вовторых, следует выбрать регистратора «с именем» — опытом стабильной работы и хорошей репутацией. Он способен оказать ряд необходимых консультаций, в том числе помочь определить, какой домен лучше выбрать, так как при регистрации домена под конкретный проект лучше продублировать такой же домен в некоторых популярных зо- нах второго уровня — во избежание потенциально возможного шантажа в будущем. Если домен «раскручен», надо, чтобы регистратор «не забыл» вовремя напомнить об истечении срока делегирования. В противном случае домен «уведут» сквоттеры и компания понесет убытки.

Важно обратить внимание на договор с регистратором, где должны быть оговорены все права и обязанности сторон. Одним из принципиальных моментов договора является указание персоны, прописанной в контактных данных (admin-c) регистранта. Возможны два варианта: либо непосредственно пользователь, либо регистратор. В первом случае нужно понимать, что эти данные будут публично доступны в базе данных WHOIS. А это грозит рядом проблем с использованием персональных данных (спамом, фишингом и пр.). Во втором случае эти проблемы лягут на плечи регистратора. Но клиент должен настоять на четком обязательстве регистратора сменить запись admin-c регистратора на контактные данные клиента по первому требованию.

Свои особенности имеет также регистрация доменов в частных до- менных зонах (BIZ.UА, TM.UА, СO.UА). Здесь регистрант должен понимать разницу между публичным и частным доменом. За публичным стоит административная иерархия ICANN, гарантирующая надежность. За частным — частное лицо или компания, владелец ТМ. Следовательно, стабильность работы такого домена подкреплена лишь его репутацией. И ни в коем случае не следует регистрировать домен на чужое имя или на имя сотрудника компании, поскольку именно тот, чье имя внесено в базы данных WHOIS или регистратора, и будет впоследствии считаться владельцем.

Виктория Должан