7 июля 2006 г На подступах к Triple PlayКонвергенция сетей и услуг порождает новую проблему — необходимость модернизации сетей доступа. Как решают эту задачу производители оборудования и операторы сетей? Каковы реальные запросы мирового и украинского рынков? Рост пользовательского спроса на широкополосные услуги связи и желание абонентов получать весь спектр услуг в комплексе заставляет операторов и производителей оборудования искать и предоставлять новые решения. Без преувеличения можно сказать, что телекоммуникационный мир стоит на пороге глобальной революции, результатом которой будет переход на широкополосные абонентские каналы связи для предоставления комплекса новых и усовершенствования уже существующих услуг. Внедрение новых технических решений и концепций, изменение стратегии поведения операторских компаний, существенный передел рынка — все это неизбежно будет сопровождать революционные изменения. Технической основой для таких изменений является внедрение ряда концепций, объединенных общим названием FTTx (Fiber To The …-х ) — подведение волоконно-оптического кабеля к точке -х («FTTx: нахождение неизвестного», ТЕЛЕКОМ 11/2005). Основой для внедрения той или иной концепции чаще всего является архитектура пассивных оптических сетей PON. Конкуренция и передел рынка Исследования, проводимые маркетологами в развитых странах мира в последние годы, показывают неуклонное снижение спроса на услуги традиционной телефонной связи и лавинообразный рост спроса на широкополосные услуги, прежде всего высокоскоростной Интернет. Так, в США ежегодный прирост числа абонентов традиционной телефонии (ТфОП), достигнув максимального значения в 5,1 % в 1997 году, с тех пор неуклонно снижается. В 2001 году прирост стал отрицательным, то есть началось снижение числа абонентов. Аналитики, технические специалисты и маркетологи предсказывают в будущем дальнейшее сокращение количества абонентов, которое составит 50 % за ближайшие 15 лет. Безусловно, подобные тенденции в Украине проявятся не скоро, но предвидение их и использование уже существующего опыта избавит отечественных операторов от многих ошибок. Переход к широкополосной сети доступа повлечет за собой сегментацию рынка поставщиков услуг связи. В наиболее активную группу войдут молодые компании, строящие свой бизнес прежде всего на предоставлении комплекса широкополосных услуг. Это локальные и региональные альтернативные операторы, муниципалитеты, владельцы недвижимости и энергетические компании. Вторую группу составляют в основном традиционные операторы общенационального масштаба. Они обладают разветвленными сетями на основе медных кабелей и, разумеется, стремятся извлечь максимальный доход из существующей инфраструктуры. Типичными поставщиками услуг связи первой группы являются такие компании, как «Воля» и IP Net. Ко второй группе относится, в первую очередь, Укртелеком. Компании второй группы занимают оборонительную позицию, но и для них единственная возможность сохранить абонентов — предоставление новых видов широкополосных услуг, а значит, в конечном счете — переход к концепции FTTх. Хотя время, когда придется менять инфраструктуру, они стремятся отсрочить. Новая бизнес-модель Реалии современного рынка услуг связи — усиление конкуренции и демонополизация — отражены в новой бизнес-модели предоставления услуг (рис. внизу страницы). С точки зрения абонента такая модель предоставления услуг открывает ему много возможностей для выбора. Хотя владелец инфраструктуры только один, у клиента имеется возможность выбора поставщика сетевых услуг и поставщиков самих информационных услуг.
Такая тенденция развития, несомненно, должна послужить поводом для коррекции стратегии развития сети доступа, принадлежащей крупным операторам связи, так как именно они наиболее консервативны и неповоротливы в силу более сложной иерархической структуры управления, планирования и развития сети. Кроме того, модернизация большой сети — задача весьма непростая и требующая решения многих сложных и ресурсоемких проблем. Например, возникнет вопрос об утилизации демонтируемого медного кабеля, части сооружений и оборудования. Немаловажным будет вопрос о замене шкафного и распределительного оборудования, которое в некоторых случаях будет работать в «активном» режиме, то есть содержать не только простые и сравнительно недорогие разветвители, но и сложное дорогостоящее активное оборудование. Может потребоваться перенос места расположения распределительных шкафов с улицы в помещения, если в них необходимо будет установить активное оборудование (стойки модемов xDSL, мультиплексоры, маршрутизаторы и коммутаторы ATM). Правда, подобная ситуация характерна лишь для стратегии сети доступа, в которой на последнем участке еще используется медная инфраструктура (FTTC, FTTCab, FTTR). Наиболее ответственный этап — это правильный выбор стратегии замены, выбор оборудования и физической среды. Специалистам хорошо известно, как много видов оптического кабеля представлено сегодня на мировом рынке. Правильный выбор стратегии перехода к волоконно- оптическим технологиям и правильный выбор кабеля и оборудования — залог успешного развития услуг, которые будут предоставляться на базе данной сети доступа в будущем. Эта задача не столь тривиальна, как в случае медного кабеля, и требует работы высококвалифицированных специалистов и, безусловно, не допускает решения вопроса с точки зрения «кланового» подхода, когда тендер выигрывает не тот, кто представляет оптимальное с точки зрения соотношения цена/качество оборудование, а тот, кто имеет лучшие связи в руководстве компании. Экономика и экономия Оценивая рыночную ситуацию в Европе, можно сделать вывод: она способствует внедрению новой технологии построения сети доступа, особенно в районах новостроек. Это связано с доступностью всех необходимых для строительства компонентов и конкуренцией на рынке услуг, заставляющей вести агрессивную борьбу за заказчиков. Конечно, цена строительства оптической сети доступа пока еще высока, но она может быть значительно снижена, если строительство проводить на систематической плановой основе. К снижению затрат приводят:
Оценивая перспективность технологии FTTH, нужно принимать во внимание и долгосрочные обстоятельства, такие как простоту в обслуживании и большую надежность, а главное — условно бесконечную масштабируемость, совместимость со всеми без исключения видами услуг — как сегодняшними, так и теми, которые появятся в будущем. Кроме того, сети доступа FTTH обладают большей гибкостью, они допускают множество конфигураций, могут быть установлены по запросу, позволяют реконфигурировать сеть при изменении потребностей. Немаловажно также меньшее потребление энергии, чем в сетях на основе медных технологий. Экономические и технические преимущества технологии связаны с инновациями в области оборудования наружной установки (OSP — Outside Plant) — при инсталляции FTTH уменьшаются затраты на рабочую силу и активную электронику. Работа по установке внешнего оборудования составляет большую часть себестоимости FTTH (рис. на с. 59 внизу). Стоимость активного электронного оборудования для центрального офиса или головного узла и абонентского узла занимает второе место — даже в пассивных оптических сетях, где все оно распределяется между многочисленными абонентами, а внешние активные компоненты отсутствуют. Наружное оборудование, а также пассивные компоненты, устанавливаемые в головной офис или головной узел, по стоимости занимают лишь третье место; эти компоненты дают возможность значительно снизить затраты в первых двух пунктах. Трудовые затраты обычно составляют половину себестоимости строительства сетей системы FTTH. Пассивные компоненты составляют 15 % от общей стоимости, их проектирование может способствовать уменьшению долей остальных двух элементов. Плата за работу складывается из двух составляющих: установка, тестирование и выявление неисправностей, а также почасовая оплата труда. Почасовая оплата зависит от квалификации мастера и качества оборудования, необходимого для инсталляции комплектующих. Инновации в области оборудования наружной установки и достижения в архитектуре сетей дали возможность коммуникационным компаниям резко сократить оба компонента стоимости труда. {@INS=161 align="center" width="100%" @} Перспективы развития PON Целых 25 лет концепция «волокно к дому» оставалась технологией будущего для сетей доступа, сейчас же она в широких масштабах внедряется на территории Европы, Азии и США. Как и всякое высокотехнологическое решение, волоконная оптика обладает необъяснимой притягательной силой. «Люди толком не знают, для чего этот кабель нужен, но хотят протянуть его к своим домам», — так прокомментировал этот факт Дэррил Пондер, исполнительный директор американской компании Optical Solution, производителя оборудования FTTH. Так чем же может привлечь оптическая сеть? Прежде всего, доступом к информации во всем ее изобилии и самым разнообразным развлечениям, причем с весьма коротким временем отклика.
Как правило, когда речь идет о реализации технологии FTTH, в первую очередь рассматривается коммерческая сторона вопроса. В результате опроса, который проводился в августе 2001 года среди тех, чьи дома уже снабжены высокоскоростным доступом, читатели Network Magazine указали в качестве основной причины такого выбора желание работать дома. Спрос на виртуальное присутствие (теледоступ) и сегодня занимает второе место после высокоскоростного доступа в Интернет, существенно более важного для участвовавших в опросе читателей, чем заказы на просмотр видео и компьютерные игры в интерактивном режиме — о них чаще всего упоминается как о приложениях, требовательных к высокой пропускной способности. Удаленные пользователи виртуальных частных сетей потенциально могут иметь более качественный доступ из своих домов, чем из офисов. Когда и то, и другое связывает оптика, коммерческие приложения успешно работают в домашних условиях. Так какое же приложение наиболее привлекательно для абонентов широкополосной сети доступа? И сможет ли FTTH обрести популярность без такого приложения? Большинство аналитиков и маркетологов сомневаются, что подобный бестселлер для FTTH существует. Заинтересованные стороны пытаются найти приложения массового спроса уже в течение 20 лет, и до сих пор безрезультатно. Без популярного приложения, способного окупить все затраты, прокладка оптических кабелей должна быть тщательно обоснована. Если бы заказчики не считали денег, операторы связи давно обеспечили бы их оптической связью, но в действительности все по-другому. Цены на доступ при помощи FTTH довольно высоки, и доходы, которые должны окупить эти вложения, — главная забота провайдеров доступа. Социальные и культурные аспекты
Появление возможности обмениваться информационным контентом (фильмы, аудио, электронные книги) в пределах сегмента сети доступа позволяет людям расширить круг общения, сделав его при этом более избирательным и вместе с тем сохраняя возможность ограничения такого общения при необходимости. С другой стороны, население развитых стран мира сегодня начало пополнятся молодыми людьми, чьи социально-культурные запросы были сформированы под мощным воздействием электронных средств коммуникации и массовой информации. Молодежь, имевшая в период своего личностного становления такие возможности, как доступ в Интернет и 100-канальное кабельное телевидение, пользующаяся мобильным телефоном почти так же часто, как и обычным, весьма разительно отличается от предыдущего поколения. Эти люди, несомненно, более требовательны, часто обладают высоким уровнем технической грамотности, более мобильны и проще смотрят на проблему общения. Но возникает другая проблема: нередко вместо сближения молодое поколение получает обратный эффект. Количество общения не способствует его качеству, интерактивные возможности скорее создают оторванный от реальности мир, построенный искусственным образом. К сожалению, прогнозы великого Рея Бредбери сбываются и заставляют лишний раз задуматься над обратной стороной технического прогресса. {@INS=162 align="center" width="100%" @} |
||||||
|