RSS-лента

 
Новости
Пресс-релизы

Поиск по компаниям

 
Расширенный поиск
Обзоры сети

Архив публикаций

 

2005 г
2006 г
2007 г
2008 г
2009 г
2010 г
2011 г
2012 г
янв фев мар апр
май июн июл авг
сен окт ноя дек

июль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
2013 г
2014 г







© ICC.  Перепечатка допускается

только с разрешения .

Публикации

 

Совместный доступ к инфраструктуре и совместное использование сетей – украинский путь

Во время презентации Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) годового отчета за 2011 год, представители Комиссии заявили, что законопроект о совместном использовании сетевой инфраструктуры Кабинет Министров Украины может внести на рассмотрение Верховной Рады Украины уже в ближайшее время.

Как сообщил директор департамента связи НКРСИ Владимир Гресько, «опыт стран Евросоюза свидетельствует, что совместное использование инфраструктуры позволяет значительно повысить эффективность инвестиций в отрасль. В рамках рабочей группы НКРСИ разработан законопроект о совместном использовании инфраструктуры. Он предусматривает совместное использование как активной, так и пассивной инфраструктуры телеком-сетей».

Это сообщение стало логическим продолжением тех инициатив, которые в конце 2011 года высказал в одном из интервью глава НКРСИ Петр Яцук.

Как рассказал П. Яцук, во всем мире успешно действуют единые правила эксплуатации телеком-сетей в жилых помещениях. Они, в частности, предусматривают, что в новостройках в одном определенном помещении сконцентрированы все необходимые общие коммуникации, которые затем разводятся в каждую квартиру. Причем речь идет обо всех видах связи.

Сеть может быть построена в доме одним оператором, но если в нем же захочет предоставлять свои телеком-услуги другая компания, она обязана заключить договор с первой и подключаться непосредственно в указанном помещении. Абоненты могут выбирать, услуги какого оператора получать. «Никто не крушит стены, перекрытия, не прокладывает сотни метров кабеля над крышами домов», – подчеркнул глава Нацкомиссии.

С целью регламентировать совместное использование всех составляющих инфраструктуры (телефонной канализации, трубостоек, сотовых антенн, мостовых переходов, эстакад, колодцев, даже дорожного полотна) комиссия инициировала разработку соответствующего законопроекта.

В этом материале мы постараемся проанализировать все плюсы этой инициативы, а также найти возможные минусы (если они существуют), и в этом нам помогут эксперты рынка. Но, прежде всего, давайте проанализируем, что же такое совместное использование сетей, какой опыт использования этого механизма в мире.

Итак, всю телекоммуникационную инфраструктуру можно разделить на:

- активную (антенны, свитчи, передатчики);

- пассивную (вышки, телекоммуникационные шкафы, блоки питания);

- транспортную.

Сейчас в мире операторами наиболее широко практикуется совместное использование пассивной инфраструктуры.

Какие же мотивы двигают как операторами, так и регуляторными органами в процессе стимулирования совместного доступа к телекоммуникационной инфраструктуре?

Очевидно, что наиболее сильный мотив – снижение затрат на построение сетей. В самом деле, зачем, например мобильным операторам строить две вышки практически рядом, чтобы на них разместить по одной базовой станции? Вот здесь самым логическим способом уменьшить затраты и является совместное использование сетевой инфраструктуры. Причем, такой подход стал особенно популярным в период развития мобильной связи, и объемы его продолжают возрастать.

Совместно с использованием пассивной инфраструктуры, активно развивается и процесс использования активной инфраструктуры. Так, по данным компании ABI Research, сумма, сэкономленная на совместном использовании активной инфраструктуры, во всем мире может достичь $60 млрд в период 2009–2014 гг. Такая динамика также обусловлена тем, что в последнее время технологии развиваются очень быстро, и не успев получить прибыль от внедрения одного стандарта мобильной связи, операторы вынуждены строить новую сеть по новой технологии. Естественно, таким образом они пытаются снизить стоимость построения. Однако, не все операторы стремятся совместно использовать активную инфраструктуру, опасаясь конкуренции, трудностей отчетности, сложностей масштабирования.

Стоит отметить, что совместное использование инфраструктуры выгодно как в регионах с высокой плотностью населения (города, мегаполисы) так и в сельских регионах, где плотность населения ниже. Так, в числе стран, которые наиболее активно используют метод совместного использования инфраструктуры, находится Индия. Территория страны – огромная, большинство населения проживает в сельских регионах и имеет низкие доходы. Вот здесь операторы и стремятся совместно использовать инфраструктуру, чтобы снизить стоимость построения и эксплуатации сетей. Причем, стоить отметить, что территория Индии разделена на 23 операционные зоны, которые названы круги телекоммуникации. Среди этих кругов – «Metro», Мумбай, Калькутта, Дели и Ченай. Кроме того, круги телекоммуникации разделены на категории A, B и C. Более того, согласно индийскому законодательству оператору не разрешается иметь более 10 % лицензии на предоставление услуг в одном круге телекоммуникаций. Учитывая это, а также то, что в Индии 15 (!) мобильных операторов, остается только удивляться, что они могут находить общий язык друг с другом в плане совместного доступа и использования сетей.

Что же касается Украины, то, как можно сделать вывод из вышеприведенных цитат представителей НКРЗ, появление законопроекта связано с желанием упорядочить построение сетей в больших городах, нежели облегчить бремя построения сетей в сельской местности (регулятор для развития сети в сельской местности уже много лет пытается создать Фонд универсальных услуг, но это уже тема для другой публикации). И это неудивительно, ведь, например, в каждом городе-«миллионщике» Украины действуют десятки интернет-провайдеров, которые борются за каждый дом, за каждого клиента. Например, в столице Украины – города Киева в некоторых домах центральных районов предлагают свои услуги по 5–6 (!) интернет-провайдеров. В такой ситуации каждый провайдер пытается дотянуть свою сеть к квартирам пользователей как только может.

Конечно же, при этом, практически хаотичном процессе, не обходиться без нарушений. Например, практически непонятно, действуют сейчас ли нормы о том, что коммуникации связи в городах должны проводиться под землей? Если да, то почему бездействуют контролирующие органы? Ведь если опять же, посмотреть на эту ситуацию в городе Киеве, то медленно и уверенно Киев превращается в подобие Таиланда, где в воздухе проведено несметное количество проводов. И в недалеком будущем, если такая тенденция сохранится, над крупными городами Украины небо просто не будет видно…

Выглядит так, что этот законопроект направлен на решение вопросов совместного использования сетей в новостройках. Но как быть с теми многочисленными сетями, которые уже построены, и многие, очевидно построены с нарушением закона? И зачастую вина в этом не только операторов, но и той системы, которая существовала и существует. Так, построение сетей регулируют, по крайней мере, Закон Украины «Про архитектурную деятельность», «Про основы градостроительства», «Про планирование и застройку территорий», «Про лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности», Постановление КМУ «Про лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве», Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности в строительстве связанной с созданием объектов архитектуры. И выполнить все требования законов иногда просто невозможно.

В то же время пытаются «ловить рыбку в мутной воде» и ЖЕКи, представители которых не упускают случая «содрать» с провайдеров за «вход» в обслуживаемые ими дома.

Пока что однозначных ответов на эти животрепещущие вопросы нет.

Что ж, разрабатываемый законопроект, в случае принятия, позволит решить множество проблем в упорядочении построения сетей, их использовании и развития и в целом уже позитивно оценивается экспертами. Единственная угроза, которую таит в себе нововведение, так это возможность ограничения развития новых провайдеров путем их недопущения под разными предлогами к совместному использованию сетей тех операторов/провайдеров, которые уже имеют развитую инфраструктуру. Остается надеяться на соблюдение условий честной конкуренции.

Президент ООО «СВ-консалтинг» Олег Стефанюк:

«Вопросы, затронутые в статье, я бы разделил, как минимум, на две основные части. Это совместное использование базовой инфраструктуры сетей операторов связи. Об этом можно говорить много и это тема отдельного разговора. Тут можно начать разговор с тех договоров, которые уже давно работают на сетях операторов мобильной связи, в том числе и в Украине, и о относительно новых тенденциях, когда третья сторона, строит, эксплуатирует и сдает в аренду операторам связи свои объекты. Например компания «Укртауэр» в Украине, или стартовавший в России новый большой проект «Русские башни», рассчитанный, в первую очередь на перспективные сети LTE, которые только начинают свое массовое развитие.

Второй, гораздо более актуальный для нас сегодня вопрос – это именно кабельные сети. И если говорить об опыте цивилизованных стран, то все начинается даже не с домашних сетей. Во многих странах, таких, как например Швейцария, монополист рынка услуг фиксированной связи, на законодательном уровне обязан предоставить линию от, условно говоря, телефонной станции до квартиры клиента. И при этом установлен тариф, который регулируется государством. И никто (почувствуйте разницу) не может использовать ситуацию для того, чтобы не пустить конкурента в тот или иной дом, а в наших реалиях и целый микрорайон, установив космическую цену за аренду потока, волокна, либо места в трубе. ЖЕКи действительно беспредельничают, и к слову сказать, не только ЖЕКи. Беспредельничают буквально все, кто имеет хотя бы намек на право собственности(часто сомнительный) квадратного метра земли, стены, крыши, осветительного столба и т.д.

На сегодняшний день фактически все операторы и провайдеры связи оказались не защищены законом. Хотя законом они защищены не были никогда. Просто сейчас ситуация по ряду причин, в основном экономического характера, обострилась, как никогда. И проблемы есть у всех, начиная от национального оператора мобильной связи и заканчивая провайдером с малым количеством абонентов. Разница в одном: на национального оператора работают юридические департаменты, а маленькие провайдеры спасаются старыми, как говориться проверенными «дедовскими методами». Как собирается государство регулировать вопрос доступа в дома? Это огромная проблема. Если ограничиться новыми домами, то это просто капля в море. И то, если решение будет справедливым, то есть не ущемляющим права одних в интересах других. А что будет с 99 % существующего жилого фонда? Что ждет операторов там? Можно с большой долей вероятности предположить, что в покое операторов там уже никто не оставит.

Вариантов развития событий, может быть немало, но есть чувство, что ничего хорошего операторов и провайдеров услуг связи уже в самой ближайшей перспективе не ждет. По крайней мере, для 90 % из них, а это сотни субъектов предпринимательства, грядут непростые времена».

Директор ООО «Укрком Лайн» Валерий Асташов:

«Безусловно, и в Украине совместное использование инфраструктуры важно для скорейшего и цивилизованного развития сетей доступа, особенно FTTH. Несмотря на сложность вопроса и неприятие его на ментальном уровне операторами, положительные примеры совместного доступа уже есть.

На мой взгляд, наиболее приемлемой будет ситуация когда инфраструктура абонентского доступа будет построена организацией, не предоставляющей услуги связи. Это может быть коммунальное или другое эксплуатирующее предприятие (необязательно государственное). Только в этом случае можно рассчитывать на то, что операторы (все кто пожелает) получат доступ к такой инфраструктуре на равных условиях. Тариф на услуги такого предприятия должен быть заранее определен и зафиксирован, например НКРСИ.

Учитывая украинскую специфику, вариант, когда несколько операторов совместно финансируют строительство инфраструктуры и потом владеют ею, исключает появление нового оператора на этой сети».

Олег Большешапов, эксперт рынка телекоммуникаций

«Представляется, что необходимость в совместном использовании сетевой инфраструктуры действительно уже назрела. Первые свидетельства этого стали появляться еще в 2004–2005 г.г., когда мобильные операторы впервые стали договариваться о совместном использовании вышек и других площадок под размещение базовых станций. И сейчас эта практика по факту принимает все большее распространение.

Хочется обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в последние несколько лет с связи сактивным ростом числа пользователей Internet и, соответственно, прокладкой сетей для подключения этой услуги. Это приводит к тому, что каждый из многочисленных Internet-провайдеров прокладывает свои собственные кабеля и полностью создает необходимую сетевую инфраструктуру для доступа в дома, где находятся его клиенты (потенциальные клиенты). Зачастую затраты на самостоятельное построение такого доступа в конкретно взятый дом не окупаются по той причине, что в там (мы говорим о многоквартирных домах) уже проложили свои сети другие провайдеры, либо другие провайдеры «входят» в такой дом следом за пришедшим первым. Результатом является неэффективное использование затраченных средств и, зачастую, искажение показателей, представляемых инвесторам: «нашей компанией подключено к сети Интернет столько-то домов, охвачено столько-то домохозяйств…». Однако, сколько реально пользователей в этих домах пользуются и, соответственно, оплачивают услуги таких провайдеров, какова отдача?

Другое дело, если сеть построена в доме одним оператором, например, первым, кто «вошел» в этом дом; в таком случае есть: а) собственные клиенты; б) понимание того, что построенная сеть/инфраструктура будет использована в любом случае – если не построившим ее, то другим провайдером, «входящим» в этот же дом; при этом провайдер, «пришедший» следующим, будет оплачивать построившему такую сеть вознаграждение за ее использование. Да и «приходящему» вторым (третьим и т.д.) провайдеру будет проще и менее затратно работать – отпадет необходимость в одномоментных существенных затратах на построение всей необходимой инфраструктуры.

Необходимо отметить и тот факт, что в отсутствие понятных и одинаковых для всех участников рынка «правил игры» ЖЭКи и другие коммунальные службы зачастую устанавливают свои собственные правила, которые могут по разному применяться к тому или иному провайдеру/оператору.

Обязательными условиями, которые желательно реализовать в обсуждаемом законопроекте о совместном использовании сетевой инфраструктуры, это максимальная простота, понятность и прозрачность правил, обязательность их для всех участников рынка, а кроме того приведение в соответствие с этим законопроектом всех связанных положений других законодательных и нормативных актов, которые касаются рассматриваемого вопроса».

Материал подготовлен специалистами компании «СВ-консалтинг»

версия для печати

Реклама

 

Издания и рубрики

 

© ITware 2000-2014