Точка отсчета
Жизнь вынуждает человека многое делать добровольно.
Станислав Ежи Лец (1909—1964)
Люблю весну! За ощущение, за иллюзию возможности начать все сначала :-). Для меня весна ассоциируется еще и с долго отмечавшимся 12 апреля Днем космонавтики. А почему, собственно? Почему космонавтику связали с полетом Гагарина в 1961-ом, а не с запуском первого спутника (4 октября 1957-го)? И не с выводом 10 мая 1897 года К. Э. Циолковским математического описания реактивного движения?
Вопрос «Почему эру космонавтики отсчитывают от 60-х годов XX века?» ничуть не хуже вопроса «Когда открыли Америку?». В Х веке, когда там появились норвежские викинги, ведомые Лейфом Эрикссоном? Или когда с борта «Пинты» 12 октября 1492 года увидели землю? Или когда разобрались, что это не Индия, и немецкий картограф М. Вальдземюллер назвал в 1507-ом континент Америкой?
А что считать началом Информационной Эры? 14 февраля 1946 года — дату запуска первого по-настоящему эффективного цифрового компьютера ENIAC (или даже 1937-й — компьютер Атанасова)? А может быть, 12 августа 1981-го — начало «жизни» IBM PC? Или 15 ноября 1971-го — дату выхода в свет микропроцессора Intel 4004?
А почему так уверенно говорят, что автомобилю принадлежит век ХХ, хотя и Г. Даймлер, и К. Бенц начали производство самодвижущихся экипажей в 1885—86 годах? Не оттого ли, что связывают автоэпоху не с изобретениями, а с осознанием — прогресс не остановить красным флажком, даже если закон потребует нести его перед автомобилем?! С решением: пора продавать дилижансы и переделывать конюшни в гаражи... И космическую эру связывают не с Калугой конца XIX века. Да и компьютер общественно-значимым стал лишь в последней трети XX века. Возможно, лишь к 1982-му, когда Time «человеком года» объявил IBM PC.
Никогда не стал бы утомлять читателя столь обширными экскурсами, если бы не нуждался в прецедентах :-). Но прежде чем сделать последний шаг, еще одно воспоминание. CeBIT‘98 — главная ИТ-выставка запружена «словами на e-»: «e-Business» на сумках и пакетах, стендах и плакатах, на обложках и в разговорах. Крупнейшие компании наперебой спешат доказать — они имеют все для перехода в e-вселенную. Еще никто не знает, что лишь два года отделяют всех от краха «доткомов», небывалого обвала на фондовой бирже высоких технологий Nasdaq (nasdaq.com) и долгого спада, с шумными процессами о «приписках», банкротствами и прочими неприятностями.
Что ж, это нормальный путь развития технологий: сначала новичка игнорируют, потом с ним борются, радуются его неудачам и громко кричат об ошибках… Ну, а когда проходит время и становится ясно, что прогресс уже нельзя запретить — его бросаются возглавлять :-). Ох, как велик соблазн углубиться в анализ событий периода обвала Nasdaq: кто и как вел себя в тот момент, когда электронный бизнес едва ли не предавали анафеме, а интернет-торговлю спасал от обвинений в тотальном мошенничестве лишь развивающийся несмотря ни на что Amazon.com. Но наша тема еще интереснее ;-).
Для начала — цитата: «Новые технологии сегодня уже доступны и начали использоваться крупнейшими онлайн-продавцами, например, «ОТТО групп», — сказал Эрик Раддер, старший вице-президент Microsoft, выступая в ноябре перед украинскими разработчиками. И вновь не поддамся соблазну обсуждения причин появления в Киеве человека (www.microsoft.com/presspass/exec/ericr), с которым связывают все современные и перспективные технологии софтверного гиганта (для заинтересовавшихся — itware.com.ua/news/14309). Понятно, что в центре внимания лидера команды разработчиков — готовность использовать предлагаемые решения. Но почему «ОТТО групп»? Почему, ведь они сами признают, что как онлайн-продавцы уступают Amazon.com, занимая в мировом рейтинге онлайновых продаж вторую строчку?!
Думаю, ответ прост. «ОТТО групп» задолго до рождения «слов на e-» занялась почтовыми продажами по каталогам. Сегодня она объединяет 123 компании в 19 странах и является мировым лидером в своем деле. Это бизнес с ориентацией на самые обыденные и повседневные человеческие потребности, а не на ИКТ-товары или носители информации, для которых e-продажи естественны, так как и придуманы внутри отрасли. И раз такая компания сегодня второй в мире онлайн-продавец, раз пристально следит за только-только выходящей к ее потребителям Windows Vista, то онлайн- бизнес, очевидно, признан, мечты десятилетней давности становятся реальностью. Не совсем такой, как представлялось. Не совсем те, кого мы ожидали, выходят в лидеры. Но, похоже, «точка невозврата» пройдена. Добро пожаловать в e-мир!
Не знаю, в какой степени это говорит о готовности к восприятию новых технологий, но в прошлом году и я приобщился к числу онлайн-покупателей не ИКТ, а бытовой техники. Купил пылесос. Нет-нет, я не переводил Web-money и не пользовался мобильным банкингом. Просто сравнил модели, обсудил в аське понравившуюся с консультантом (в Одессе), договорился когда и где заберу (в Киеве) — подъехал, расплатился и увез (сервис предлагал и доставку с оплатой на месте).
Лишь теперь стало ясно, в том числе и из опыта работы «OTTO групп» — «e-торговля» означает, в первую очередь, выбор и обсуждение покупки, а не «хитрую» ее оплату. Мне нравится узнавать о товарах от тех, кто заведомо компетентен. Нравится почти одновременно обсуждать несколько вариантов покупки с разными продавцами. Нравится в то же время искать в Сети ответы на мои вопросы. Мне нравятся такие возможности… А вам?
Скачать полную версию в PDF формате. Размер: 1393 Kb Смотрите также:
|