http://ITWare.com.ua/news/28507/

3 января 2013 г

Второй заход: депутаты предлагают стимулировать развитие ИТ-индустрии с помощью налогов

Депутаты внесли на рассмотрение Парламента законопроект, предусматривающий существенные налоговые стимулы для ИТ-бизнеса в течение 10 лет. Какие выгоды получит от его принятия бизнес и государство?

Законопроект, 21 декабря 2012 года зарегистрированный в Верховном совете под номером 2063, не первая попытка законодателей создать привлекательные условия для ведения ИТ-бизнеса в Украине. Чуть более полугода назад два законопроекта, предусматривающие существенные льготы для ИТ-компаний, были приняты Верховным советом, но после поправок и предложений со стороны Администрации Президента большинство их ключевых положений так и не приобрели законную силу.

Новый законопроект, поданный в Верховный совет депутатами Омельченко В. П., Януковичем В. В., Гриневецким С. Р. И Гордиенко С. В., еще одна попытка создать привлекательные базовые экономические условия для ведения ИТ-бизнеса в Украине и повышения конкурентоспособности отечественных разработчиков на международном рынке.

В частности, законопроект предусматривает освобождение от уплаты НДС операций по поставке программного обеспечения (в том числе покупки и продажи, проката, выдачи лицензий на использование программного обеспечения и т. п.). Важно, что в законопроекте дается весьма подробное и развернутое определение программного обеспечения, к которому относятся «программное и программно-технические средства, которые используются в сфере информатизации, включая операционные системы, системные, прикладные, развлекательные и/или обучающие компьютерные программы (их компоненты), интернет-сайты, системы, сети и комплексы, а также криптографические средства защиты информации; роботы и/или услуги совокупно или отдельно по проектированию, разработке, изданию, программированию, тестированию, инсталляции, поставки, внедрения, интеграции, обслуживания программных и/или программно-технических средств и/или систем, сетей и комплексов, которые создаются и внедряются на базе программно-технических и программных средств, управления ими, а также услуги по обработке данных, консультативные услуги в сфере информатизации, в частности консультативные услуги по указанных выше программно-технических и/или программных средств и/или определенных систем, сетей и комплексов»

По словам генерального директора ABBYY Украина Виталия Тищенко, расширенное определение списка операций, освобожденных от уплаты НДС, позволит снизить налоговое бремя на промежуточных этапах работы над ИТ-продуктами и услугами, что положительно скажется на конечной стоимости продукции и услуг.

Также законопроект предлагает определить ставку дохода физических лиц в виде заработной платы, а также других вознаграждений по трудовым договорам для работников индустрии программной продукции на уровне 5 %. При этом сумма налога должна быть не меньше 15 % от двукратного размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года.
Специальный режим налогообложения применяется к компаниям в соответствии с видами их экономической деятельности для сотрудников, должности которых отвечают перечню профессиональных названий работ индустрии программной продукции, утвержденной Кабинетом министров Украины.

Также в законопроекте предлагается определить размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для наемных работников индустрии программной продукции на уровне 2,6 % от суммы двух минимальных заработных плат, установленных на день начисления единого взноса.

Все предложенные в законопроекте положения предлагается ввести сроком на 10 лет со дня вступления закона в силу.

Напомним, что именно два последних положения по мнению специалистов могут оказать наибольшее влияние на развитие индустрии разработки программного обеспечения, детенизации ее работы и повышение конкурентоспособности украинских аутсорсинговых компаний на международном рынке.
По словам глава Совета по конкурентоспособности индустрии информационно-коммуникационных технологий Игоря Лисицкого, положения этого законопроекта не следует рассматривать как льготы, но как приведения базовых условий для Ит-рынка в соответствие с давно действующими в странах-конкурентах Украины на международном рынке разработки — Индии, Белоруссии, Российской Федерации и т. п.

По словам авторов законопроекта, принятие этого закона поможет детенизации более 100 тыс. работников и 2000 компаний в сфере разработки программной продукции, увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц в первый год действия закона на 78 млн грн, а за 5 лет — на 4 млрд грн, и увеличение суммы единого взноса на 120 млн. грн. только за первый год действия закона (за 5 лет — на 6 млрд. грн). Депутаты уверены, что принятие этого закона ускорит рост индустрии программной продукции до 40–45 % в год, повлечет за собой увеличение количества рабочих мест на 35–40 % каждый год, а также создаст привлекательный бизнес-климат и увеличит валютные поступления в страну.

Вопрос лишь в том, насколько велика вероятность принятия законопроекта в текущей редакции? И не получится ли так, что в ходе его обсуждений, доработок и изменений мы получим на выходе половинчатые решения, полезность которых для разработчиков будет весьма сомнительной?