Украинский рынок бытовой электроники и фотоустройств начал оживать
Аналитики «GfK Украина» отмечают в обнародованном ими отчете, что III квартал 2009 года добавил оптимизма игрокам украинского рынка бытовой электроники и фотоустройств, который продемонстрировал замедление темпов падения по сравнению со II кварталом 2009 года. За исключением сегмента ЭЛТ-телевизоров, продажи стали снижаться медленнее во всех продуктовых группах, за которыми ведут наблюдение исследователи.
Согласно данным специалистов, общий объем рынка потребительской электроники и фото в Украине, подпадающего под мониторинг GfK Retail and Technology, составил около 1,29 млрд грн., что на 38 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Падение в III квартале по сравнению со второй четвертью замедлилось, когда сокращение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008 года было равно 45 %. Что же касается общего показателя за первые девять месяцев нынешнего года, то объем продаж потребительской электроники и фото сократился в годовом исчислении на 32
Сильнее всего упали поставки камкордеров, автомагнитол, домашних аудиосистем и ЭЛТ ТВ — во всех этих сегментах отмечалось падение на 50 и более процентов. Немногим меньше (от 40 до 50 %) снизились продажи DVD-проигрывателей и рекордеров, фотоаппаратов, плазменных (PDP) телевизоров и карт памяти. Меньше всего пострадали секторы портативных медиа-проигрывателей, LCD-телевизоров и USB-накопителей на основе флеш-памяти — здесь продажи по сравнению со II кварталом 2009 года упали в пределах от 10 до 20 %.
Если темпы падения продаж большинства продуктовых групп рынка бытовой электроники и фото замедляются, то падение поставок CRT-телевизоров в июле-сентябре нынешнего года только ускорилось и достигло 51 %. Ненамного отстал сегмент PDP ТВ, где сокращение продаж по сравнению с третьей четвертью 2008 года составило 42 %. В свою очередь сектор ЖК-телевизоров продемонстрировал один из медленных темпов падения продаж в 18 %. Столь существенная разница между показателями, по мнению аналитиков «GfK Украина», свидетельствует о происходящей в нашей стране технологической замене — LCD-технология продолжает завоевывать популярность прежде всего за счет кинескопных и плазменных телевизоров.
Что касается структуры рынка ЖК ТВ в зависимости от размера диагонали, то здесь, как указывают исследователи, наблюдается довольно значительный рост сегмента 32 дюймов, на долю которого по результатам III квартала пришлось 45 % всего рынка LCD-телевизоров, в то время как в том же периоде 2008 года этот показатель был равен 39 %. Доля ЖК ТВ с диагональю 37 и более дюймов осталась практически неизменной — примерно 35 % (37 % - в III квартале 2008 года). Наибольшее падение зафиксировано в сегменте 19-20 дюймов, доля которого уменьшилась с 10 до 8 %.
Появление ЖК-телевизоров с диагональю 32 дюйма с поддержкой технологии Full HD положительно повлияла на рост доли сегмента устройств высокой четкости, которая в денежном выражении достигла 37 % в июле-сентябре нынешнего года по сравнению с 23 % в аналогичном периоде годом ранее.
Поставки DVD-устройств и домашних кинотеатров в III квартале 2009 года упали соответственно на 46 и 40 %. В случае с DVD-рынком такое падение аналитики объясняют достижением точки насыщения. Домашние же кинотеатры являются прежде всего предметом роскоши, поэтому в период экономической неопределенности их приобретение было отложено до «лучших времен». Как подчеркивают исследователи, спрос на проигрыватели с поддержкой формата Blu Ray ввиду их высокой цены был невысоким, а их доля в продажах в денежном выражении в III квартале 2009 года составляла всего 1,6 %.
Системы 5.1 по-прежнему являются основными на рынке домашних кинотеатров, однако показали значительное падение продаж под натиском внимания потребителей к устройствам класса 2.0 и 2.1, доли которых выросли в годовом исчислении на 9 и 4 % соответственно, до 16 и 7 %.
Достаточно существенным было падение в годовом исчислении поставок автомагнитол (на 58 %) и домашних аудиосистем (на 56 %). Основными причинами этого, полагают аналитики «GfK Украина», были резкое снижение продаж автомобилей в нашей стране (в случае с автомагнитолами) и перенасыщение рынка (в случае с домашними аудиосистемами). В то же время продажи портативных медиа-проигрывателей падали не так стремительно, — на 19 % в денежном выражении — что, главным образом, вызвано относительно коротким циклом жизни продукта на динамичном и сравнительно дешевом рынке.
В секторе домашних аудиосистемах наблюдают тенденцию к уменьшению физического размера приобретаемых устройств: доля микро- и минисистем в III квартале 2009 года составляла 45 и 54 % соответственно по сравнению с 36 и 62 % в III квартале 2008 года.
Структура портативных медиаплееров в разрезе функции проигрывания видео продолжает изменяться. Моделям с поддержкой воспроизведения видео удалось увеличить долю на рынке почти до 64 % в третьей четверти нынешнего года по сравнению с 54 % в аналогичным периодом прошлого.
Рынок видео-и фотокамер продемонстрировал значительное падение: на 58 и 43 % соответственно. Показатели снижения поставок, однако, отличаются. Видеокамеры все же являются предметом роскоши, поэтому оказались подвержены во время кризиса большему падению продаж.
Продолжает изменяться структура рынка устройств в зависимости от типа носителя для записи. Новому сегмента флеш-памяти удалось увеличить долю до 28 % в III квартале 2009 года против 5 % в аналогичном периоде 2008 года. За счет этого в отчетном периоде доля сегментов DVC, DVD и HDD снизилась до 11, 20 и 37 % соответственно.
Падение продаж карт памяти в размере 45 % обусловлено, как отмечают исследователи, падением продаж смежных продуктовых групп — например, цифровых фотоаппаратов, видеокамер, мобильных телефонов и т. п.
Группа USB-накопителей, между тем, показала снижени продаж лишь на 8 %, что связано с длительной тенденцией к росту объема памяти и относительно низким ценам по сравнению с другими группами товаров. Следует также отметить, что продуктовая группа USB-памяти продемонстрировала наименьшие падение продаж среди групп бытовой электроники и фото, говорится в отчете «GfK Украина».
|