GfK: сезонный фактор способствовал росту продаж ИКТ-продукции и офисной техники в Украине
Аналитики «GfK Украина» отмечают в обнародованном ими отчете, что на третий квартал традиционно приходится начало сезонного подъема продаж ИТ- и телекоммуникационных товаров. Именно фактор сезонности и привел к первому за нынешний год подъему показателей поставок такой продукции в квартальном исчислении.
По данным аналитиков продажи ИТ и офисных товаров выросли на 66,7 %. При этом сильнее всего, почти вдвое, взлетели поставки мобильных ПК (95,3 %). В то же время падение продаж в секторе в целом по сравнению с III кварталом 2008 года составило 36,8 %.
Достижения телеком-сектора немного скромнее. Рынок вырос по сравнению со II кварталом 2009 года на 39,5 %. Самый маленький по объему сегмент коммуникаторов показал самый большой рост в 97,8 %. По сравнению с III кварталом 2008 года падение телеком-сектора составило 49,5 %.
Наибольшее падение в третьей четверти 2009 года по сравнению с аналогичным кварталом годом ранее отмечалось, по данным «GfK Украина», на рынках сканеров, мониторов и стационарных компьютеров — на 57,8; 53,8 и 53,3% в денежном выражении соответственно. Одновременно, благодаря положительным показателям июля-сентября замедлились темпы падения в годовом исчислении. Однако если даже этот тренд продолжится и в IV квартале, рынку ИТ и офисного оборудования все равно не хватит времени для полной реабилитации до конца текущего года.
Меньше всего пострадал сектор ноутбуков, что стало возможным благодаря многочисленным акциям, проводившимся в розничных сетях. В третьей четверти 2009 года поставки мобильных ПК сократились по сравнению с тем же периодом 2008 года всего на 16,7 % - это минимальный показатель падения среди всех групп ИТ и офисного оборудования, входящих в список групп мониторинга для TEMAX.
На украинском рынке десктопов, говорится в отчете, зафиксирован первый, за последние три квартала, рост продаж. При этом в квартальном исчислении поставки взлетели на 54,5 %, а показатель средней стоимости (ASP) в отчетном периоде стал самым высоким за последние четыре года и составил 3527 грн. В то же время в годовом исчислении падение продаж все еще довольно существенное и равняется 53,3 %.
Как напоминается в подготовленном специалистами «GfK Украина» документе, продажи мониторов напрямую связаны с продажами настольных ПК. Десктопы по-прежнему занимают значительную долю в объеме поставок «персоналок» и объемы продаж мониторов также продолжают повторять тенденции рынка десктопов. В третьей четверти реализации дисплеев увеличилась по сравнению со II кварталом 2009 года на 31,8%, а падение относительно такого же периода 2008 года составляет 53,8 %.
Продажи ноутбуков в июле-сентябре нынешнего года составили 490,1 млн грн., что на 16,7 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом, при сравнении рынка за период трех кварталов 2009 и 2008 годов, отмечается падение на 28,9 % - это наименьший показатель среди всех групп ИТ-товаров. По мнению аналитиков, это стало возможным благодаря значительному снижению цен на отдельные модели портативных ПК в розничных сетях.
Доля нетбуков в общем объеме продаж ноутбуков в количественном выражении снизилась с 14,1 % во II квартале 2009 года до 10,4 % тремя месяцами позже. При этом показатель ASP нетбуков (3 248 грн.) приближается к цене на ноутбуки (5085 грн.). Если в апреле-июне разница в этих покзателях составляла 2515 грн., то в отчетном периоде она была равна уже 1837 грн.
Продажи многофункциональных устройств (МФУ) в III квартале 2009 года составили, согласно данным аналитиков, 102,7 млн грн., что на 36,8 % меньше по сравнению с аналогичным кварталом 2008 года. Это падение было меньше, чем отмечалось в крупнейших сегментах рынка офисного оборудования (принтеров и сканеров). За последние пять кварталов доли лазерных и струйных устройств не претерпели изменений и находились в пределах 30 и 70 % соответственно.
По итогам третьей четверти текущего года объем продаж принтеров составил 72 млн грн., что на 51,1 % меньше, чем было в том же периоде годом ранее. Положительный рост против показателей II квартала 2009 года составил 24,4 %.
Что же касается сегмента сканеров, то объемы продаж этих устройств в июле-сентябре текущего года сократились по сравнению с тем же периодом 2008 года почти на 60 %, до 7,7 млн грн.
По данным «GfK Украина», продажи мобильных телефонов и смартфонов в нашей стране в годовом исчислении упал по итогам третьей четверти нынешнего года почти вдвое (на 49,5 %). В то жвремя поставки в секторе смартфонов, на которые приходится 3 % рынка в количественном выражении, взлетели на 97,8 %. Исследователи подчеркивают, что это самый высокий показатель за все историю продаж коммуникаторов в Украине. При этом произошел рост показателя ASP смартфонов на 44,6 %, в то время как для мобильных телефонов средняя цена продажи увеличилась на 11,1 %. Основная борьба, говорится в отчете, продолжается в бюджетном ценовом сегменте, хотя лидирующие позиции время от времени достаются довольно дорогим моделям.
Достаточно стабильной остается соотношение каналов продаж. За последние пять кварталов доли распределились следующим образом: магазины, специализирующихся на телекоммуникационных товарам — примерно 83 %; магазины, специализирующиеся на электробытовой технике — порядка 14 %; магазины, специализирующиеся на компьютерной технике — около 3%.
На рынке стационарных телефонов III квартал 2009 года охарактеризовался сокращением объемов продаж на 45,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Основной технологией стационарной связи остается стандарт DECT: телефоны с ее поддержкой занимают долю рынка более 50 %.
Рынок факсимильных аппаратов показал падение на 43,3 % в годовом исчислении, но, как отмечают исследователи «GfK Украина», в то же время наблюдался рост продаж высокотехнологичных аппаратов. В частности, в третьей четверти 2008 года доли проводных и беспроводных факсов были равны 40 и 60 % соответственно, а в аналогичном периоде этого года составляли по 50 % у каждых. Продолжает расти доля факсимильных устройств с автоответчиком - с 25,3 % в III квартале 2008 года до 80,9 % годом позднее.
|