Рынок ПК в мире начинает восстанавливаться
Аналитики IDC и Gartner представили отчеты, касающиеся итогов продаж ПК на мировом рынке в III квартале 2009 года.
Согласно данным исследователей IDC, которые содержатся в документе, озаглавленном «Worldwide Quarterly PC Tracker», поставки персональных компьютеров в мире в третьей четверти нынешнего года выросли в годовом исчислении на 2,3 %. Этот положительный итог является очень важным, так как означает продолжение восстановления после показателей первых двух кварталов 2009 года, когда рост поставок по сравнению с аналогичным периодом 2008 года равнялся соответственно, -6,8 и 2,4 %. Также в отчете подчеркивается, что с выходом Windows 7 можно рассчитывать на еще более успешную заключительную четверть нынешнего года. Во всех регионах, за исключением Японии, результаты оказались лучше прогнозировавшихся. На долю портативных ПК по-прежнему приходится основная часть роста и объема продаж, а мининоутбуки вновь придали рынку дополнительный импульс.
Как указывают аналитики IDC, несмотря на остающуюся неуверенность в мировой экономике, рынок ПК продолжает демонстрировать быстрое восстановление. Конкурентная среда, переход к мобильным ПК, новые и энергосберегающие продукты, рост ритейлерского и потребительского сегментов, влияние снижающихся цен — все это способствовало росту рынка в целом, и помогло Acer и HP укрепить свои позиции. Благодаря скорому выходу Windows 7 и ожидаемому в 2010 году началу обновления парка компьютеров у корпоративных потребителей, перспективы для дальнейшего роста рынка «персоналок» представляются исследователям очень хорошими.
Продажи ПК в Соединенных Штатах увеличились по сравнению с III кварталом 2008 года на 2,5 %. Высокий объем реализации портативных ПК в период сезона «снова в школу» вновь подтвердил, что интерес потребителей быстрыми темпами смещается в сторону бюджетных ноутбуков. Вендоры с сильным присутствием в ритейле, например, НР, воспользовались такой тенденцией в США сполна.
Несмотря на падение поставок в годовом исчислении, рынок ПК в регионе ЕМЕА, как и ожидалось, показал прирост продаж по сравнению с кварталом ранее, прежде всего на фоне усиления интереса потребителей в Западной Европе. Продвижением мининоутбуков занимаются и телекоммуникационные провайдеры, и ритейлеры, привлекая пользователей агрессивной ценой и стимулируя приобретение самых популярных ноутбуков.
Япония по-прежнему ощущает последствия низкого спроса на ПК со стороны корпоративных потребителей и это падение не могут компенсировать индивидуальные пользователи. Объем рынка снизился в годовом исчислении на двузначную величину, хотя по сравнению с тремя месяцами ранее поставки и увеличились на волне сезонного роста спроса. В сегменте портативных компьютеров продажи немного превысили прогнозы, однако поставки десктопов снизились сильнее, чем ожидалось, а потому у большинства вендоров объемы реализации в годовом исчислении упали.
В Азии и Океании (за исключением Японии) (APeJ) – продажи как настольных, так и портативных ПК в III квартале увеличились достаточно хорошо. Особенно высокими оказались поставки в Китае и на Тайване, где госсектор приобретал ПК, причем активно.
Как подчеркивается в отчете IDC, HP удержала завоеванные позиции в ритейле и на фоне хорошего сезонного роста спроса, смогла нарастить продажи в годовом исчислении на 9,3 %. Еще одним фактором, способствовавшим успеху компании, были «пакетные» предложения от телекоммуникационных провайдеров. Вендор продемонстрировал неплохие результаты в большинстве регионов, но особенно хорошими были итоги в APeJ.
Dell, у которой отмечалось падение продаж в годовом исчислении в целом в мире, показала тем не менее высокий показатель роста на развивающихся рынках, особенно в Азии и Океании (за исключением Японии), и вторую четверть года подряд подтверждает необходимость постоянной активной работы в розничном канале.
Спрос потребителей на бюджетные системы в течение сезона «снова в школу» означал для Acer хорошие продажи ее мининоутбуков. При этом продажи вендора росли быстрее, чем рынок в целом, почти во всех регионах.
Lenovo сумела воспользоваться восстановившимся интересом потребителей в регионе APeJ, что во многом связано с проводимой китайским правительством программой стимулирования спроса. Улучшились объемы поставок у компании и в других странах, что позволило ей увеличить свою долю на мировом рынке. Хороших результатов Lenovo смогла добиться в ЕМЕА и Японии, но в США ее продажи несколько уменьшились.
Toshiba смогла обойти среднерыночный показатель роста во всех регионах, кроме ЕМЕА. В то же время компания показала солидное увеличение поставок в Соединенных Штатах и Латинской Америке.
В свою очередь исследователи Gartner сообщают в обнародованном ими отчете, что индустрия ПК продемонстрировала лучше ожидавшихся результаты в третьей четверти нынешнего года, а объем поставок на мировой рынок в июле-сентябре достиг 80,9 млн штук, что на 0,5 % выше, чем в аналогичном периоде 2008 года.
Как подчеркивается в документе, результаты оказались тем более неожиданными, поскольку III квартал 2008 года был очень сильным. Одновременно аналитики обращают внимание на то, что в квартальном исчислении поставки взлетели на 18 % - рекордный показатель для роста продаж между второй и третьей четвертями года.
В количественном выражении активнее всего росли поставки для индивидуальных пользователей, а ключевую роль играл спрос на недорогие портативные ПК. Продолжающееся снижение цен остается основной проблемой для отрасли. Успех работы вендоров не может всегда обеспечиваться исключительно за счет увеличения доли на рынке в поставках в единицах, так что компаниям необходимо будет повышать прибыльность деятельности и наращивать выручку на высококонкурентном рынке.
Лидером рынка «персоналок», по данным Gartner, остается Hewlett-Packard (HP), причем ее продажи выросли больше, чем в среднем в мире. Особенно хороших результатов HP достигла в Азии и Океании, в частности, в Китае.
Аналитики Gartner полагают, что выпуск Microsoft своей новейшей операционной системы Windows 7 окажет на рост продаж «персоналок» в количественном выражении минимальное влияние. Однако стремление вендоров расчистить складские запасы продукции все же должно сказаться на продажах ПК в III и IV кварталах нынешнего года. Исследователи также добавляют, что у корпоративных потребителей широкое использование Windows 7 начнется не ранее конца следующего года.
После трех подряд кварталов, когда было отмечено уменьшение объема реализации ПК, в июле-сентябре текущего года продажи «персоналок» в США составили 17,8 млн единиц, увеличившись в годовом исчислении на 3,9 %.
Как отмечается в отчете Gartner, локомотивом роста стал сегмент потребительских мобильных ПК, где спрос был тесно связан с сезоном «снова в школу». Однако результаты рынка в денежном выражении оказались удручающими из-за постоянного падения показателя средней цены продажи (ASP) — более чем на 20 % за год.
Dell осталась лидером по поставкам ПК на рынке США, но ее продажи в количественном выражении снизились на 8,9 % по сравнению со II кварталом 2009 года. Gartner считает, что Dell на нынешнем этапе стремится поддерживать прибыльность, а не защищать свою рыночную долю.
В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (ЕМЕА) рынок персональных компьютеров показал по итогам третьей четверти нынешнего года двузначное падение. Объема реализации ПК в этом регионе в годовом исчислении снизился на 10,1 %, до 26 млн штук.
Аналитики обращают внимание на слабые показатели продаж ПК в ЕМЕА во всех странах. Хотя объемы поставок «персоналок» и уменьшились на 4,5 % по сравнению со второй четвертью нынешнего года, это означает что рынок начинает выбираться из трясины, в которой он находился, и одновременно подчеркивает возврат к сезонным колебаниям.
Корпоративный рынок также остается чрезвычайно слабым, как в мобильном, так и настольном сегментах, в результате чего падение в каждом из них измерялось двузначными числами. По мнению исследователей, сегмент аппаратного обеспечения оказался в числе первых, пострадавших от урезания корпоративных бюджетов и, судя по всему, станет последним ИТ-сектором, в котором будет отмечаться возвращение уровня расходов. Потребительский рынок мобильных ПК поддержал объемы поставок в Западной Европе, а доля мининоутбуков увеличилась и в настоящее время находится на уровне свыше 20 % от всего объема реализации портативных компьютеров в ЕМЕА.
Acer сохранила за собой по итогам III квартала 2009 года первую строчку в рейтинге поставщиков в регионе, еще сильнее оторвавшись от занимающей второе место HP. В свою очередь Dell показала один из самых худших результатов в отчетном периоде, а ее продажи рухнули в годовом исчислении на 17,6 %, так как слабый корпоративный рынок постоянно тянет компанию назад.
По мнению Gartner, по итогам всего 2010 года падение на рынке ПК в ЕМЕА составит 10 %. В 2010 году ускорение роста исследователи прогнозируют лишь на вторую его половину.
В Азии и Океании в июле-сентября 2009 года было реализовано 25,2 млн «персоналок», что на 16,1 % больше, чем в том же периоде годом ранее. Столь высокий показатель стал возможным прежде всего благодаря взлету поставок ПК в Китае (28,5 % в годовом исчислении) и других развивающихся рынках Юго-Восточной Азии, где показатель роста выражался двузначными числами.
В Латинской Америке в третьей четверти нынешнего года было продано 6,9 млн персональных компьютеров, что на 3,9 % меньше, чем в том же периоде годом ранее. Аналитики полагают, что отрицательный показатель роста продаж наблюдался в этом регионе последний раз, а уже по итогам IV квартала поставки взлетят на 29,6 %.
В Японии было продано 3,2 млн ПК — на 15,1 % меньше, чем в IV квартале 2008 года. Слабыми были как рынок индивидуальных пользователей, так и корпоративных потребителей.
|