На рынке смартфонов кризис сказался меньше, чем на рынке сотовых телефонов в целом
Согласно подсчетам исследователей IDC и Gartner, как общемировой, так и западно-европейский рынки смартфонов, несмотря на экономический кризис, продемонстрировал неплохие показатели роста.
В частности, по данным аналитиков [Gartner], продажи таким устройств на мировом рынке в последней четверти прошлого года достигли 38,1 млн штук, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом на 3,7 %. По итогам же всего 2008 года объем реализации смартфонов вырос на 13,9 %, составив 139,3 млн единиц.
Доля смартфонов в общем объеме поставленных на мировой рынок сотовых терминалов в IV квартале 2008 года составляла 12 % против 11 % годом ранее. В целом, отмечают исследователи Gartner, в прошлом году операторы и вендоры стремились уделять этому рынку особое внимание, благодаря чему портфолио устройств в прошлом году расширялось быстрыми темпами. В то же время у [Samsung], [RIM], [HTC] и [Apple] выросли объемы продаж и, одновременно, доли этих компаний, что, по мнению исследователей, во многом связано с ростом предложений продукции с сенсорными интерфейсами и растущей опытностью пользователей.
Согласно данным Gartner, впервые в первую пятерку крупнейших в мире поставщиков смартфонов вошла Samsung, потеснившая [Sharp]. Продажи RIM увеличились как в квартальном, так и годовом исчислении, в то время как у Nokia объемы поставок продолжают снижаться.
Лидерство на мировом рынке смартфонов осталось за [Nokia], но ее продажи в IV квартале 2008 году рухнули на 16,8 % по сравнению с тем же периодом 2007 года. Это, в свою очередь, привело к снижению рыночной доли финской компании до 40,8 % (год назад — 50,9 %). Бюджетные модели Nokia по-прежнему успешно поставляет бюджетные модели, но в топовом сегменте потребительских смартфонов ее Nseries теряет позиции.
На волне падения продаж своих аппаратов, Apple, тем не менее, сохранила за собой третью строчку рейтинга крупнейших поставщиков. В III квартале прошлого года общий объем скопившихся на складах iPhone достиг порядка 2 млн штук, а в октябре-декабре этот показатель почти не снизился. В то же время росли продажи таких моделей, как RIM Storm, T-Mobile G1 (первый продукт на базе платформы Android от Google), а также продуктов с сенсорными экранами Samsung. Очень хорошие результаты показала HTC, причем как собственными моделями, так и поставляемыми для операторов устройствами.
Говоря об общемировом рынке операционных систем для смартфонов, аналитики Gartner подчеркивают, что доля Symbian в IV квартале 2008 года снизилась в годовом исчислении с 623 до 47,1 %. Давление в потребительском сегменте со стороны вышедших здесь новых платформ, продолжающееся снижение продаж устройств Nokia и ослабление, наметившееся на рынке мобильных аппаратов в Японии — все это негативно сказалось на результатах Symbian. Между тем, RIM успешно нарастила свою долю — с 10,9 до 19,5 %. Исследователи Gartner предполагают, что в последней четверти 2008 года доля Android составляла в общем объеме продаж устройств на базе Linux порядка 20 %.
Между тем, доля Microsoft на рынке ОС для «умных мобильников» в IV квартале прошлого года выросла благодаря увеличению продаж устройств на базе этой «операционки» на 16 % в квартальном исчислении. Ключевыми факторами стала высокая популярность Samsung Omnia и сенсорных продуктов от HTC. В свою очередь поставки смартфонов под управлением Linux выросли на 19 % по сравнению с результатами аналогичного периода 2007 года, что объясняется во многом хорошим интересом пользователей к устройствам на базе платформы Android, предлагавшихся T-Mobile в октябре-декабре прошлого года.
С региональной точки зрения рынок смартфонов в Северной Америке продолжил расти, несмотря на большие проблемы в экономике. На долю таких устройств пришлось в общей сложности без малого 20 % от всего объема реализованных в этом регионе сотовых терминалов, что намного больше, чем было год назад. В общей сложности поставки смартфонов в Северной Америке взлетели в прошлом году на 69 %. Хотя рост продаж был не слишком высок, им способствовали усилия операторов, агрессивно продвигающих тарифные планы, предусматривающие передачу данных. Смартфоны также будут испытывать все более жесткую конкуренцию со стороны функционально насыщенных телефонов с полноформатной (так называемой qwerty) клавиатурой. Эти устройства обладают многими из возможностей смартфонов, но стоят намного меньше, чем они.
В Азии и Океании продажи в квартальном исчислении выросли на 2,3 %, до 7,5 млн единиц, несмотря на то, что поставки мобильных устройств всех типов снизились на 9,2 %, хотя в топовом сегменте ситуация была неплохой, что и обеспечило положительные результаты для смартфонов. Лидер рынка в этом регионе, Nokia, потеряла почти 2 % в пользу Apple. Среди других компаний, показавших положительные результаты в Азии и Океании — RIM и Samsung. Наиболее привлекательными остаются здесь устройства на базе сенсорной технологии.
В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA) рост поставок составил в годовом исчислении по итогам IV квартала 2008 года всего 2 %. Несмотря на замедление обновления в Западной Европе, продажи смартфонов все равно выросли в этих странах на 9,6 %. Samsung стала двигателем роста в Европе, прежде всего благодаря успеху своих сенсорных моделей Omnia. Доля корейского вендора в результате почти утроилась на протяжении октбря-декабря, оказывая существенную конкуренцию предложениям устройств аналогичного типа от HTC.
Аналитики [IDC] указывают, что рынок конвергентных мобильных устройств, шире известных под именем смартфоны, в Западной Европе продемонстрировал в последней четверти прошлого года хорошие показатели. Согласно данным, содержащимся в отчете под названием «European Mobile Phone Tracker», в общей сложности в IV квартале 2008 года было продано 9,3 млн аппаратов, что на 25,9 % больше, чем 7,4 млн единиц, реализованных в аналогичном периоде 2007 года. За весь 2008 год объем поставок достиг 31,9 млн штук, что на 36,1 % больше, чем годом ранее, когда объем рынка был равен 23,5 млн штук. Аналитики обращают внимание на то, что в последние несколько кварталов рост продаж конвергентных мобильных устройств был выше, чем на рынке традиционных сотовых аппаратов. При этом, в последней четверти прошлого год поставки мобильников упали по сравнению с тремя месяцами ранее на 13,5 %, а в сегменте смартфонов отмечался рост.
В октябре-декабре на западно-европейском рынке появились сразу несколько новых моделей. Наибольшей популярностью пользовались, например, BlackBerry Storm, BlackBerry Bold, T-Mobile G1 и HTC Touch HD. Также специалисты IDC добавляют, что с уменьшением цены постепенно набирают обороты продажи таких вышедших в предыдущие месяцы терминалов, как Nokia E71, Samsung Omnia, Sony Ericsson X1, iPhone 3G.
По мнению исследователей, производители сконцентрировали свое внимание на самых современных тенденциях в сфере технологий. Как результат, функционально насыщенные телефоны стали бумом на рынке и стали причиной гонки за характеристиками. Вендоры начали выделять в качестве преимуществ своей продуции количество мегапикселей в камере, размер экрана, мощность процессора, наличие GPS и т. д., и т. п. Однако, ввиду сложившейся в мире экономической ситуации малого кого из потребителей может побудить к замене устройства наличие в новинке 12-мегапиксельной фотокамеры, подчеркивают аналитики, добавляя, что если потребители не видят действительно стоящего предложения, они отложат покупку. В то же время операторам необходимо стимулировать процесс замены мобильников, чтобы развивать новые сервисы и получать дополнительные доходы.
На таких развитых рынках, как, например, Западная Европа, пользователи считают передачу данных ключевым требованием для своих устройств, поскольку эта функция обеспечивает доступ в Интернет, социальные сети, email, IM, PIM или специфическим корпоративным приложениям. Продажи ориентированных на передачу данных устройств взлетели в IV квартале 2008 года на 94 % в годовом исчислении, в то время как ориентированных на голосовые услуги — рухнули за тот же период на 21 %.
В документе говорится также, что функционально насыщенные телефоны будут в ближайшие годы уступать по популярности конвергентным мобильным устройствам. Производители и операторы тесно сотрудничают над тем, чтобы снизить стоимость операционных систем, которые предназначены для смартфонов. Рынок движется в сторону ОС, позволяющих работать на них приложениям сторонних разработчиков, обеспечивающих способность работать вне зависимости от наличия сети оператора и запускать одновременно несколько приложений.
Нынешняя ситуация с экономикой привела к тому, что даже рынок сотовых аппаратов вошел в стадию рецессии. Тем не менее, даже сейчас у поставщиков и операторов есть хорошие возможности для дальнейшего развития бизнеса. Сегмент смартфонов является ярким подтверждением того, что если на рынке имеются действительно интересные для потребителя продукты с нужными сервисами, пользователи продолжат заменять свои устройства и будут расходовать на связь достаточно большое количество средств.
Хотя прирост продаж конвергентных мобильных устройств и замедлился в годовом исчислении, но он по-прежнему остается двузначным, в отличии от негативного показателя на рынке собственно «мобильников». Но по мере насыщения рынка смартфонов, рост неизбежно замедлится, особенно учитывая то, что потенциальный объем продаж в количественном измерении в принципе серьезно ограничен. Обычно эти устройства ассоциируются с корпоративными пользователями и большинство потребителей считает их достаточно сложными в повседневном использовании. Кроме того, стоимость смартфонов для тех, кто не имеет четкого понимания зачем их использовать, довольно высока.
Говоря о рынке операционных систем для конвергентных мобильных устройств, аналитики IDC отмечают появление в последней четверти прошлого года Android OS, созданную усилиями Open Handset Alliance. Первым устройством на ее основе стал смартфон, выпущенный HTC для британского подразделения T-Mobil. Несмотря на противоречивые отзывы и небольшую (0,3 %) долю на рынке ОС, от Android в 2009 году ждут многого. Большинство крупнейших вендоров собираются представить устройства под управлением Android в нынешнем году. По мнению исследователей, эта ОС завоюет популярность среди пользователей в ближайшие годы и станет одной из основных «операционок» на рынке, предназначенной прежде всего для среднего ценового диапазона.
Что же касается табели о рангах вендоров, то бесспорным лидером по итогам последней четверти 2008 года оставалась Nokia, доля которой в общем объеме продаж смартфонов была равна 53,6 %. Наиболее популярными у финской компании были модели E71, E51, E85, N95 и 5800 XpressMusic.
Успех продукции Research in Motion обеспечил ей рыночную долю в 16,7 %, что вдвое выше, чем тремя месяцами ранее. Успех вендору во многом обеспечила популярность ее моделей BlackBerry Storm и BlackBerry Bold, особенно в Великобритании — ключевом для компании рынке в Западной Европе. RIM реализовала в 2008 году 3,8 млн устройств, что на 58,6 % больше, чем годом ранее. Важным достижением вендора является лидерство в секторе ориентированных на передачу данных смартфонов, где она контролирует 35,2 % продаж.
У Apple поставки рухнули в октябре-декабре наполовину, составив 1 млн штук. В то же время американская корпорация все еще занимает третье место рейтинга крупнейших поставщиков смартфонов в Западной Европе с долей в 10,7 %. Несмотря на успех iPhone, Apple столкнется в текущем году со сложностями, если она не представит новые продукты. Основные конкуренты наполняют рынок полностью сенсорными устройствами, причем большинство имеют намного лучший функционал, чем iPhone.
HTC нарастила продажи на 24,4 % в годовом исчислении и контролирует по итогам последней четверти года 6,8 % рынка конвергентных мобильных устройств. В то же время объем реализации у компании упал в квартальном исчислении на 15,2 % и оказался ниже, чем было в традиционно слабом I квартале года. Выпущенные вендором новые продукты сталкиваются со все более активной конкуренцией со стороны BlackBerry, а также корейских компаний [LG] и Samsung. В 2009 году аналитики прогнозируют для HTC активизацию конкуренции, а также фокус компании на устройствах на бахзе платформы Android, стратегически важной для диверсификации портфолио НТС.
Samsung замыкает первую пятерку основных игроков на западно-европейском рынке смартфонов, с долей в 5,4 %. Продажи Samsung в IV квартале 2008 года в Западной Европе были равны 500 тыс. штук, что на 91 % больше, нежели в последней четверти 2007 года. Модели F480 и i900 Omnia стали ключевыми факторами успеха. Модель с сенсорным устройством на базе Windows Mobile (i900 Omnia) была хорошо принята рынком и сумела успешно противостоять в предновогодний период iPhone. Samsung надеется увеличить свою долю в нынешнем году, а также представить ряд новых устройств на базе разных ОС, включая Windows Mobile, Android и LiMo (Linux).
|
События, мнения, комментарии
|
|
|
|