30 января 2002 г.
Около 30 лет тому назад американские супермаркеты забили тревогу: учет огромных масс получаемой и проданной продукции стал "проваливаться". Менеджерам торговых гигантов было очевидно, что этот процесс нужно автоматизировать. Но как? Решение проблемы пришло в виде известного сегодня во всем мире штрихового кодирования товаров.
В 1974 г. производители и дистрибьюторы из 12 европейских стран создали совет по изучению возможностей развития универсальной системы товарной нумерации, совместимой с уже работавшей в то время в США системой идентификации. Его трехлетняя работа привела к созданию Европейской ассоциации товарной нумерации (EAN), секретариат которой разместился в Брюсселе.
Цель деятельности EAN, определенная "отцами-учредителями", состоит в развитии всемирной многоотраслевой системы стандартов и методик, предназначенных для усовершенствования процессов идентификации и учета, а также для эффективной организации информационных потоков. Решение этих задач, по их мнению, должно было привести к повышению производительности труда и сокращению производственных потерь (результаты минувших десятилетий подтвердили, что так и происходит).
Успешное развитие системы и создание национальных организаций EAN во многих странах мира определили новый статус ассоциации: в 1992 г. она стала Международной ассоциацией товарной нумерации (EAN International). Сегодня ее членами являются 95 национальных организаций, которые представляют более 800 000 предприятий, и среди них ассоциация "ЕАН-УКРАИНА" (год рождения 1994, количество объединяемых предприятий, организаций и частных предпринимателей на 1.04.2001 г. 3200).
Штрихи к портрету товара
За шесть лет работы Ассоциации товарной нумерации Украины в нашей стране идентификационные номера получили более 65 тыс. наименований товаров. Безусловными лидерами в штриховой кодировке своей продукции являются предприятия пищевой промышленности. Эта отрасль "захватила" около 70 % номеров. Следующая за ней химическая промышленность обладает 12 % "акций", остальные на уровне единиц процентов и менее.
Конечно, это капля в море мирового бизнеса, но, как говорил классик перестройки, "процесс пошел", и украинские предприятия во все больших объемах внедряют у себя технологии автоматической идентификации на основе штрихового кода (за последний год количество членов ассоциации выросло почти на четверть). Однако практика показывает, что многие пользователи систем идентификации и учета встречаются с проблемами, которых могло бы не быть.
Решению этих проблем было посвящено техническое совещание, проведенное 25 января "ЕАН-УКРАИНА". Основные акценты докладов и дискуссий делались на правильности использования системы идентификации EAN/UCC в информационных системах предприятий, на реализации подсистем автоматической идентификации, а также на типичных ошибках и их последствиях для предприятия-пользователя.
К таким ошибкам, как показал опрос разработчиков АСУП на выставке "Управление предприятием 2001" (4 8.12.2001 г.), относятся, в первую очередь, неправильная установка разрядов (полей) в компьютерных файлах (их должно быть 14, а не 13 или 12, как думает основная масса разработчиков программного обеспечения подсистем учета), а также несоответствие начертания штрихов и их цвета требованиям стандартов EAN/UCC.
Тотальное отслеживание
Большой интерес участники совещания проявили к новым для украинского бизнеса решениям: всемирному электронному каталогу членов Международной ассоциации товарной нумерации GEPIR (Global EAN Party Information Register), в который сейчас входят предприятия 14 стран, и радиочастотной идентификации (РЧИ).
Системы РЧИ включают в себя микроэлектронные приборы (радиочастотные метки), в электронную память которых вносятся данные, и электронные считывающие устройства. Их "общение" осуществляется с помощью радиосигналов. Радиочастотная метка "откликается" на электромагнитное поле определенной частоты, созданное считывающим устройством, и "отвечает" собственным сигналом, который содержит закодированную информацию, например, идентификационный номер торговой единицы.
При этом, хотя уже существует много примеров использования радиочастотной идентификации в товарном обеспечении и торговле, одним из факторов, который ограничивает ее применение в этих сферах, является высокая цена метки. Поэтому пока РЧИ целесообразна в процессах, которые предусматривают многоразовое считывание метки, например, для идентификации товаров в возвратной транспортной таре (контейнеры, вагоны, автомобили, цистерны и т. п.).
Сегодня более 100 компаний мира поставляют оборудование для радиочастотной идентификации, но поскольку их преобладающее большинство использует собственные патентованные технологии, оборудование оказывается несовместимым. Однако, как утверждает проектная группа EAN/UCC по РЧИ, в ближайшие два-три года будет определен и радиочастотный диапазон, и разработаны соответствующие стандарты на оборудование. И тогда каждый поставщик и получатель в любое время смогут отследить местонахождение интересующей их продукции в любом месте земного шара. А поможет им в этом глобальный язык бизнеса штриховое и электронное кодирование товаров.
|