30 января 2001 г.
По данным исследователей, в последнее время многие компании, пострадавшие от снижения спроса на ПК, делают ставку на выпуск ноутбуков.
Статистика продаж персональных компьютеров за четвертый квартал 2000 г. и декабрь 2001 г. не внушает оптимизма производителям ПК. Привыкшие к двузначным показателям роста продаж и многомиллиардным прибылям, эти компании ищут новые сегменты рынка. И одним из таких сегментов, по мнению экспертов, может оказаться рынок ноутбуков, спрос на которые остался сравнительно высоким. Цифры, приведенные аналитической компанией Dataquest свидетельствуют о том, что оптовые продажи ноутбуков в 2000 г. увеличились по сравнению с 1999 г. на 21 %, в то время как персональных компьютеров за тот же период было продано всего на 1,6 % больше.
В розничных продажах на потребительском рынке наблюдается аналогичная тенденция. По данным отчета, опубликованного исследовательской компанией NPD Intelect, продажи ноутбуков за декабрь этого года превысили прошлогодние показатели на 17 %, в то время как те же показатели для ПК снизились на 5 %. Причем аналитики отмечают, что уменьшение среднегодовых объемов продаж персональных компьютеров зафиксировано впервые за историю существования этого рынка.
Однако наиболее показательными являются цифры долевого соотношения прибылей на рынке ноутбуков и настольных ПК. Если в 1999 г. на долю ноутбуков приходилось 22,8 % общих прибылей от продажи всех компьютерных систем, то в 2000 г. эта доля увеличилась до 26,9 %, а это свидетельствует о том, что ноутбуки "отвоевали" у ПК часть рынка. В то же время цены на портативные компьютеры несколько возросли. Средняя розничная цена на ноутбуки в четвертом квартале 2000 г. составила $1725, тогда как в начале года, по данным NDP, она равнялась $1709.
Все вышеуказанные тенденции, по мнению аналитиков, получат дальнейшее развитие и в нынешнем году. Частично это связано с тем, что рынок ноутбуков менее насыщен, чем рынок ПК. Эксперты компании Dataquest заявляют, что в корпоративном секторе более 80 % пользователей ПК являются потенциальными покупателями ноутбуков. И одним из методов стимулирования продаж, которые могут применить компании-производители, является сокращение ценового разрыва между ноутбуками и настольными системами. Предпосылки для этого существуют, поскольку комплектующие для портативных компьютеров дешевеют. В первую очередь это касается жидкокристаллических дисплеев, на которые приходится 40 % общей стоимости ноутбуков.
В то время как снижение цен может стать мощным стимулом для роста продаж на потребительском рынке, корпоративных заказчиков могут привлечь новые возможности по беспроводной связи, предлагаемые компаниями, выпускающими ноутбуки. Большинство ведущих производителей, таких как Apple Computer, Dell Computer и IBM, разрабатывает модели портативных ПК, обеспечивающих доступ к корпоративным сетям и Internet через беспроводные модемы и Bluetooth-устройства. И по мнению многих аналитиков, внедрение беспроводных технологий может стать ключом к победе ноутбуков на рынке компьютерных систем.
|