http://ITWare.com.ua/news/16339/

12 июня 2007 г

OLED-телевизоры: технология неблизкого будущего

Дисплеи на базе технологии органических светодиодов (Organic Light-Emitting Diode, OLED) в ближайшие несколько лет окажут лишь минимальное влияние на рынок телевизионных приемников. Такой прогноз сделали в подготовленном ими отчете исследователи iSuppli.

Сейчас OLED-технология ассоциируется главным образом с дисплеями для мобильных телефонов, напоминают исследователи. Поставки же OLED-TV на период до 2012 года будут расти с показателем CAGR, равным 170,6 % - с 8 тыс. в 2007 году до 1,2 млн единиц к концу анализируемого периода. Одновременно, прогнозирует iSuppli, доходы от продаж OLED-TV увеличатся за тот же промежуток времени с менее чем $1 млн до $691 млн.
Как указывают специалисты, интерес к телевизорам на базе органических светодиодов подогревает прежде всего недавнее заявление Sony, объявившей, что уже к концу нынешнего года она представит продукт, в котором будет применяться эта технология. Среди потенциальных преимущество OLED японская корпорация выделяет, в частности, меньшую толщину, более высокий контраст и большую насыщенность по сравнению с привычными уже жидкокристаллическими ТВ. Исследователи указывают также на то, что в ответ на заявление Sony компания Toshiba Matsushita Display (TMD), совместное предприятие двух других японских корпораций – Toshiba и Matsushita – в свою очередь сообщила, что она ускорит подготовку производства 20,8-дюймовых активно-матричных OLED-панелей (AMOLED) для телевизионных приемников OLED.
По мнению аналитиков, технология AMOLED, несомненно, по многим параметрам является очень подходящей для телевизоров. OLED имеют быстрое время реакции, хорошую цветопередачу, отличные показатели углов обзора и соотношения контраста. Кроме того, органическим светодиодам не нужна подсветка, что в принципе может сделать их потенциально тоньше, чем любая другая плоскопанельная технология, существующая на рынке.
В принципе достижимыми с OLED являются разрешения, необходимые для рынка телевизоров. В период до 2012 года могут начаться продажи OLED-TV больших размеров, к примеру, свыше 20 дюймов. Скорее всего эти ТВ будут использовать большие полимерные панели, выполненные путем струйной печати, но также могут применяться микромолекулярные OLED, выполненные по технологии напыления.
Однако у технологии органических светодиодов есть ряд проблем, препятствующих широкому внедрению на телевизионном рынке. Основные сложности связаны с нехваткой мощностей для выпуска, сравнительно недолгим временем работы и стоимостью.
В настоящее время производственные процессы AMOLED испытываются на панелях небольших (2 и 2,4-дюймов) размеров. Выпуск даже этих продуктов вызывает проблемы, а производство активно-матричных OLED больших размеров потребует решения множества других вопросов. Например, для создания техпроцессов потребуется больше времени. К тому же струйные принтеры для подложек четвертого поколения все еще проходят фазу бета-тестирования.
Таким образом, уверены аналитики iSuppli, первые OLED-TV будут небольшого размера и разрабатываться для, например, кухонь или ванн. При этом общий объем рынка для телевизоров такого типа будет небольшим.
Позднее, с развитием технологий и производственных возможностей, OLED начнут покорять пространство ТВ с диагоналями 20 и более дюймов. Это произойдет к концу прогнозируемого периода, но только в том случае, если основные поставщики полимерных OLED продолжат активно инвестировать в такие продукты.
Из-за более высокой себестоимости AMOLED, по мнению исследователей, в обозримом будущем будут дороже панелей LCD. Согласно их предположениям, в 2011 году панели OLED-TV будут стоить вдвое дороже, чем ЖК-панели.
Еще одна проблема для телевизионного рынка OLED – большое количество конкурирующих технологий, соревнующихся за доли в продажах. На рынке ТВ-приемников можно выбрать между ЭЛТ, LCD, PDP, четырьмя типами проекционных систем и потенциально новыми технологиями, как SED и FED.
При этом потребителям, по большей части, нет дела до особенностей технологий. Их интересуют лишь качество изображения и цена, а во вторую очередь размер и ширина. Это может стать еще одним препятствием на пути к завоеванию OLED популярности среди потребителей.
Разнообразие технологий может усложнить привлечение внимание к OLED-TV со стороны OEM-производителей конечных продуктов, а также канальных вендоров.
Таким образом проникновение OLED на общемировом телевизионном рынке в 2011 году составит, по предположениям iSuppli, лишь 1 % – 242,7 млн штук.
Между тем, по данным DisplaySearch, поставки OLED в I квартале 2007 года равнялись 19,1 млн штук, а доходы от их продаж составили $121 млн. При этом рост рынка в количественном измерении по сравнению с аналогичным периодом годом ранее равнялся 71 %, а в денежном – 56 %, что связано с падением показателя средней цены продажи (ASP) на 9 %. В квартальном измерении доходы и объемы поставок упали соответственно на 14 и 13 %, что связано с сезонным фактором. OLED-дисплеи конкурируют с LCD в таких малых приложениях как основные и дополнительные экраны мобильных телефонов, дисплеи для МР3-плееров, а также автомобильных консолей. Аналитики обращают внимание на то, что на долю пяти крупнейших поставщиков приходится 85,4 % всего рынка, причем отрасль продолжает консолидироваться.
Быстрыми темпами растут объемы продаж активно-матричных OLED-дисплеев, причем основную их часть поставляют Samsung SDI, Kodak, Sony и eMagin – 335 тыс. штук в отчетном квартале. Согласно предположениям исследователей, во второй четверти года продажи достигнут 685 тыс. штук. Основными приложениями являются МР3-проигрыватели, мобильные телефоны, а также категория продуктов, где экраны расположены вблизи глаз.
Что же касается всего рынка OLED, то здесь лидирует RiTdisplay, с 5,1 млн поставленных экранов, а вплотную за ней следует Pioneer (с примерно тем же результатом). Далее в рейтинге идут Samsung SDI (3,7 млн), LGE (3,1 млн) и TDK (1,5 млн). Univision, ранее свернувшая деятельность из-за финансовых проблем, вновь начала выпуск и в первой четверти текущего года реализовала 900 тыс. дисплеев, а во II квартале объем должен увеличиться до 1,5 млн штук.
Основными приложениями OLED-дисплеев были вспомогательные экраны сотовых терминалов и МР3-проигрывателей, занимая в общей сложности 87 % от всего объема продаж – соответственно, 12,6 млн и 4 млн единиц.