http://ITWare.com.ua/news/1595/

2 октября 2002 г

Виртуальная сфера

Виртусфера v это своего рода личный парк развлечений. Стоит только одеть специальный шлем и войти в сферу, как вы окажетесь внутри своей любимой компьютерной игры.

Все ваши движения, включая ходьбу и бег, отображаются в виртуальной реальности. А если вы оглянетесь, то увидите, что происходит за вашей спиной (в игре, естественно). Кроме игр-аркад, виртуальная сфера может также использоваться для тренировок милиции и военных в качестве симулятора боевых ситуаций.

Виртусфера v плод разработок двух братьев-физиков из Узбекистана v Нуруллы и Нурахмеда Латыповых. Технологию Lпогружения¦ в трехмерный мир они уже использовали ранее для создания виртуальной киностудии, в которой во время фильма или телешоу актеры в специальных шлемах и киберкостюмах могут взаимодействовать с виртуальными персонажами и предметами. Латыповы также работают над разработкой технологии, которая позволила бы зрителям прямо из дома общаться с виртуальными персонажами в телестудии с помощью компьютера, мыши и соединения с Интернетом.

У Латыповых получили американские патенты на виртуальную сферу и систему отслеживания движений, на которой она базируется. В скором времени будет запатентована и виртуальная киностудия.

Зарубежные специалисты высоко оценивают разработки Латыповых, но их компанию, базирующуюся в Москве, нельзя назвать процветающей. В чем причина? Братья Латыповы - ученые, а не бизнесмены. Хотя их компания получила 15 наград на международных выставках, им все еще не удалось найти спонсора. Кроме того, по сравнению с западными странами, в России ИТ-индустрия развита слабо. там много талантливых ученых и инженеров, количество патентов на душу населения достигает 75 % этого же показателя у США. В то же время доля России на мировом рынке хай-тек составляет около 0,3 %. Среди причин такого дисбаланса можно назвать сложные процедуры бизнес-регистрации, слабое продвижение законов об интеллектуальной собственности и т.п.

Латыповы планируют продвигать свои разработки по уже проторенной некоторыми российскими компаниями дороге: разработку продолжать в России, производство перенести в Азию, а команду менеджеров набрать в США. На начальной стадии проекта им нужно 3 миллиона долларов.