2 октября 2006 г
Компьютерный рынок Украины: горячие итоги
В 1964 году, когда IBM анонсировала легендарный мейнфрейм System/360, мировой компьютерный парк состоял из 20 тыс. машин, а средняя стоимость упомянутой системы равнялась $700 тыс. Сегодня компьютеры стали намного доступнее, а их количество только в Украине измеряется миллионами. Об особенностях развития отечественного компьютерного сегмента говорилось на пресс-конференции «Украинский рынок IT: тенденции и перспективы роста».
В этом году, по прогнозам исследователей IDC, объем украинского рынка информационных технологий превысит $2 млрд – на 20 % больше по сравнению с 2005-м. Данная цифра учитывает показатели по следующим сегментам: ИТ-услуги, готовое (коробочное) ПО, системы хранения данных, сетевое оборудование, периферийное оборудование, компьютеры и серверы. Во многом такое бурное развитие специалисты связывают с отложенным спросом. С 2004 по 2007 годы рост отечественного рынка высоких технологий составит 70 %.
К сожалению, по словам Владимира Позднякова, регионального менеджера IDC в Украине, наш рынок сегодня является слишком аппаратно-ориентированным: более 80 % ИТ-затрат связано с приобретением оборудования, а доля услуг составляет лишь 9 % (в соседней России – 21 %). В то же время во многих западных странах на программное обеспечение и услуги приходится более половины всех расходов на ИТ.
Почему же доля оборудования в ИТ-затратах так высока у нас? Отвечая на этот вопрос, Владимир Поздняков отметил ненасыщенность отечественного рынка: «То, что сейчас происходит в Украине, можно назвать своего рода бумом, который прежде всего предполагает развитие инфраструктуры. Компьютеры – это кирпичики, которые должны создать фундамент для будущего роста». Среди других причин – замена устаревшей техники, а также тот факт, что реализация услуг в нашей стране «прячется» в продажу оборудования. Такая картина будет наблюдаться еще в течение ближайших четырех лет, считают эксперты отрасли.
По емкости hardware-сегмента Украина сегодня уже перегнала ряд европейских держав (например, Чехию и Венгрию). В целом же оборот отечественного рынка информационных технологий сегодня не очень высокий по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы. Так, ИТ-расходы на душу населения в Украине составляют $43, в Румынии – $61, в России – $99, Польше – $157, Венгрии – $248, Чехии – $328.
Эта величина напрямую связана с экономикой страны, доходами населения и уровнем ВВП, пояснил Владимир Поздняков. Так, по данным Госкомстата ВВП на душу населения в нашей стране составляет $1422. Для сравнения: в Румынии данный показатель равен $3060, а в Чехии – $10670.
Наиболее активно на мероприятии обсуждался сегмент компьютерных систем – десктопов, ноутбуков и серверов. Согласно статистике, с 2003 по 2005 годы украинский компьютерный рынок вырос (в численном выражении) с 700 тыс. систем до более одного миллиона. Ожидается, что в нынешнем году данная цифра достигнет 1,5 млн (в 2007-м – 1,9 млн).
Тем не менее уровень проникновения компьютеров в общество остается пока достаточно низким – примерно 7 ПК на 100 жителей нашей страны. По подсчетам, Украине на то чтобы достичь нынешнего показателя польского рынка (16,2 компьютера на 100 человек), сходного с нашим по многим экономическим и политическим факторам, потребуется еще три года. «Такой разрыв говорит о том, что украинский компьютерный рынок обладает высоким потенциалом, а компании, которые на нем работают, имеют огромное поле для деятельности, и места здесь пока хватит всем», – отметил Владимир Поздняков.
Доля настольных систем на отечественном компьютерном рынке по итогам прошлого года составила 86 %. Ноутбуки заняли 13 % рынка. Оставшийся процент пришелся на серверы. Несмотря на то, что в сегменте ноутбуков сегодня наблюдается бум, продажи настольных ПК (в численном выражении) будут преобладать как минимум до 2010 года.
По прогнозам IDC, в текущем году поставки десктоп-систем вырастут на 29 %, достигнув 1,19 млн штук. В следующем году рост несколько замедлится и будет равен 22 % (1,45 млн штук). Если сравнивать с более насыщенными рынками стран Западной Европы, то там трехпроцентный рост в год считается очень хорошим показателем, прокомментировал Владимир Поздняков. Вообще же, за первые три квартала этого года было отгружено столько же настольных ПК, сколько и за весь 2004-й (780 тыс. штук).
Если говорить о сегментировании рынка настольных компьютеров по производителям, то по итогам 2005 года в нашей стране на TOP-10 локальных сборщиков приходилось 33,2 % проданных систем. По ранним прогнозам IDC, их доля в этом году должна была увеличиться до 35 %. Однако этого не произойдет, считают аналитики данной компании, так как ведущие локальные производители не могут справиться с наблюдающимся сегодня высоким спросом на ПК (в частности, в сегменте домашних систем). Сейчас они активно наращивают мощности, а пока эту нишу заполняют компании «среднего дивизиона».
Согласно обновленным прогнозам, в 2006-м доля локальных сборщиков на нашем рынке составит 31 %, A-брендов – 3,1 % (непрерывная тенденция к увеличению). На остальные системы придется 65,9 % продаж десктоп-машин. Во многих других странах региона ЦВЕ локальные сборщики играют первую скрипку на рынке.
Сегодня многие высказывают опасения насчет того, что вступление Украины в ВТО и Евросоюз негативно скажется на бизнесе локальных производителей. Однако, по мнению Владимира Позднякова, это вряд ли случится. В данном отношении показателен пример Польши, структура компьютерного рынка которой практически не изменилась после ее вступления в ЕС и ВТО.
Структурирование украинского рынка настольных ПК по каналам продаж имеет следующий вид: 38 % систем реализуется через розницу, 28 % приходится на дилеров, а 36 % – на прямые продажи. Что касается потребителей, то сегодня 6 % десктопов приобретает крупный бизнес, 10 % – «уходит» в государство и сферу образования, а на сегменты SMB и SOHO (менее десяти работников) – приходится 26 % и 58 % соответственно.
Рынок ноутбуков в Украине, как уже говорилось, развивается очень активно. Если в 2005 году было поставлено 143 тыс. ноутбуков, то в 2006-м эта цифра возрастет уже до 315 тыс. (рост – 120 %). Бурное развитие сегмента ноутбуков вызвано падением цен на подобные системы, популяризацией мобильного образа жизни и сокращением сроков морального устаревания десктоп-платформ, вследствие чего ноутбуки постепенно отнимают у настольных ПК их основное преимущество – возможность модернизации, заявил Владимир Поздняков.
Практически все лидеры этого сегмента являются международными компаниями, и они все больше вытесняют остальных игроков. Так, дальнейшие перспективы локальных сборщиков, по его словам, будут во многом зависеть от действий производителей компонентов. В частности, существенный эффект в этом вопросе может оказать новая инициатива Intel, направленная на унификацию компонентов для производства ноутбуков. Вообще же, по итогам первого полугодия нынешнего года первая пятерка вендоров, в которую вошли Asus, Acer, Toshiba, Samsung, Dell, контролирует 75 % украинского рынка ноутбуков.
Что касается рынка серверов, то темпы его роста также значительны. В этом году, согласно ожиданиям IDC, производители отгрузят 18,6 тыс. систем семейства x86 (рост за год составит 39 %). В прошлом году доля зарубежных вендоров достигла 30 % (из них 20 % принадлежит компании HP), 70 % рынка заняли украинские компании. В нынешнем году доля зарубежных вендоров еще больше увеличится. По итогам трех кварталов, она приблизилась к 50 %.
Таким образом, по своей структуре украинский серверный рынок становится все более похожим на рынки других стран региона. В Польше, например, на долю A-брендов приходится 62 %, а в Чехии – 88 %.
Присутствовавший на мероприятии Олег Кристюк, директор по продажам и маркетингу K-Trade, одного из ведущих отечественных производителей десктоп-систем, подвел итоги деятельности компании и поделился планами на будущий год. По его словам, темпы роста K-Trade сегодня выше, чем рынка в целом – по итогам трех кварталов 2006 года, рост продаж ПК BRAVO составил 58 %, а обороты компании увеличились на 48 %. В 2007-м K-Trade намерена занять не менее 10 % украинского рынка настольных ПК. По оценкам IDC, на сегодняшний день K-Trade входит в TOP-3 крупнейших отечественных производителей ПК.
Кроме того, Ирина Кривчикова, PR-консультант AMD в Украине, рассказала присутствовавшим о последних событиях из «жизни» компании. В частности, было упомянуто, что процесс приобретения ATI завершится к концу октября.
В этом году была изменена система партнерских статусов AMD: 1 ступень – официальный партнер (не предъявляются требования), 2 ступень – золотой партнер (имеют значение объемы продаж и доля решений на базе AMD) и 3 ступень – платиновый партнер. Если золотых партнеров AMD в Украине – пять, то платиновый всего один – K-Trade.
«Мы не продвигаем свои продукты как таковые. Сегодня производителю нужны решения, предложением которых занимаются наши партнеры. В нашей линейке есть продукты, ориентированные на все сегменты рынка», – заявила Ирина Кривчикова.
|