17 октября 2003 г.
Торговля в Сети становится признаком новых отношений "покупатель продавец". Причем зачастую успех для компании здесь базируется не на огромных капиталовложениях, а на знании специфики бизнеса, хорошем программном обеспечении и грамотном маркетинге виртуального проекта.
Недавно вспомнился эпизод из личного опыта. Где-то году в 1999, будучи в офисе серьезной внешнеторговой фирмы, я стал свидетелем отправки по факсу в Германию полного текста внешнеэкономического контракта на продукцию, готовящуюся на экспорт. Этот документ вместе со всеми приложениями составлял этак листов 15 20. Несуразный, с точки зрения современных технологий, случай.
Новая эпоха новые стандарты. Теперь все чаще удается экономить время и деньги, используя для деловых коммуникативных целей электронную почту. И вот уже на пороге стоит виртуальная реальность в торговле.
Скоро ли станет для нас тривиальным делом совершать большинство покупок в Сети, а то и создать свой собственный интернет-магазин? Есть ли перспектива для малого и среднего бизнеса целиком погрузиться в мир виртуального сбыта своих товаров и услуг, и что для этого потребуется? Попытаемся вместе ответить на эти и некоторые другие вопросы.
Почему там покупают?
С чего начать свой собственный успешный проект в Интернете? Есть несколько путей для компании, которая хочет начать продажу своего товара.
Первый из них вы можете арендовать место в уже существующем интернет-магазине: от элементарного "прилавка-лотка" до целого фирменного отдела.
Второй путь заключается в сдаче товаров на комиссию в виртуальный магазин по аналогии с оффлайновой торговлей. Тогда ваше предложение находится среди массы товаров других клиентов.
Третий, и самый продвинутый вариант состоит в создании собственного магазина. Это предполагает его рекламную раскрутку в Сети и постепенное формирование брэнда, который впоследствии будет работать на вас. Вы полностью им управляете и пользуетесь конечным результатом: как говорится, сначала работаете на имидж, потом имидж работает на вас. При других вариантах это просто невозможно. В своем магазине вы полностью контролируете все процессы и осуществляете обратную связь с покупателями, что поможет вовремя скорректировать стратегию. Если идея создать собственный виртуальный магазин уже витает в воздухе и головах ваших сотрудников, неплохо вместе проанализировать основные факторы, которые влияют на активность покупательского спроса и рентабельность этого бизнеса.
Несомненно, первое это количество пользователей Сети. Если целевым рынком ваших услуг и товаров являются США или Западная Европа, то я хотел бы спросить, зачем вы читаете эту статью? Ваш виртуальный магазин должен уже работать несколько лет и приносить реальную прибыль. Серьезный подход к интернет-торговле в России начался примерно три года назад, когда количество подключившихся к Сети достигло 2 млн. Сейчас там работают уже тысячи таких торговых площадок.
В Украине, согласно информации Госкомсвязи, число пользователей Сети в марте достигло 2,5 млн (около 5 % населения). При этом украинских интернет-магазинов не более сотни, а реально и прибыльно работающих и того меньше. Фактически мы стоим на пороге бума виртуальной торговли и, скорее всего, повторим путь зарубежных сетевых предпринимателей. Поскольку по прогнозам к началу 2004 года ожидается двукратный рост пользователей Сети, то увеличится и спрос на товары и услуги, предлагаемые виртуально.
Вторым условием считается благосостояние и покупательная способность пользователей. Клиенты Сети отнюдь не бедные люди, пытающиеся сберечь несколько гривень в поисках наиболее выгодного места покупок. Тем более, здесь переход к альтернативному предложению занимает секунды.
Третье условие целиком субъективное: ваша маркетинговая концепция и технологии продажи, оперативность доставки, форма оплаты, сервис и гарантии.
Вспоминается старая шутка. В адвокатском бюро висит плакат: "Мы обслужим вас: быстро, качественно, недорого. Если вы станете нашим клиентом, выбирайте любые два пункта". Нет смысла покупать товар, если нет достойного сервиса по всем упомянутым составляющим, тем более когда конкурент находится рядом. В интернет-торговле, где личного контакта с продавцом нет, покупатель вынужден безоговорочно принять его условия. Здесь все зависит от грамотного маркетинга и профессионализма, умения убедить в надежности и качестве послепродажных услуг.
Собственный виртуальный бизнес начните с работы над маркетинговым планом и ответа на главные вопросы: что, кому, каким образом вы будете продавать? Безусловно, понадобятся хороший специалист-маркетолог и логистик, ведь люди, несмотря на виртуальность проекта, остаются на первом месте. Поскольку в Интернете компетентность фирмы видна как на ладони, для продажи выбирайте такой товар, в особенностях которого вы разбираетесь лучше всех. Подберите соответствующее доменное имя сайта.
После предварительной гигантской работы, когда потенциальный покупатель становится реальным, на первое место выходит программное обеспечение магазина, отвечающее за его четкую работу. Если заказ оформлен не на тот товар или количество, произошли сбои с уведомлением и доставкой, то клиент потерян раз и навсегда. И вместе с ним все, что достигнуто путем начальных денежных и интеллектуальных инвестиций. Именно поэтому мы уделяем такое внимание поиску совершенного "софта" для виртуальной торговли.
Готовые решения
Программный продукт для интернет-магазина играет ту же роль, что и торговое оборудование для обычного. Оснащенный по последнему слову техники и оформленный с хорошим вкусом супермаркет сразу создает настрой для покупки. А в интернет-магазине подходящее ПО еще и облегчает работу с заказами и клиентами для продавца. Чтобы не утонуть в море разнообразных предложений для тех, кто планирует открыть торговую площадку в Сети, мы ограничились рассмотрением только готовых программных решений, поскольку они в максимальной степени отработаны и апробированы на практике. А еще, как правило, уже используются не одной компанией, мнение которой может оказаться полезным.
Среди критериев отбора были простота поиска в Интернете, доступность информации о продуктах на сайте разработчика или по запросу e-mail, цена, наличие компаний, выбравших данное ПО. Безусловно, описываемыми решениями ряд программ для интернет-торговли не исчерпывается, и данный выбор в основном определен их применением в информационном пространстве для нужд малого и среднего бизнеса.
Источник: журнал "Мир связи"
|