12 августа 2003 г.
Генеральный директор представительства Intel в странах СНГ Алексей Наволокин √ о "секретах" сохранения конкурентоспособности компании в условиях экономической нестабильности.
В преддверии 2000 года, когда по всему миру в средствах массовой информации активно обсуждалась "Проблема 2000", компании тратили огромные средства на модернизацию своих компьютерных систем. И хотя, по мнению некоторых экспертов, эта проблема была во многом и надуманной, но тем не менее мировой парк компьютерной техники стал тогда на голову новее и совершеннее, чем был до этого.
Но сегодня на дворе √ вторая половина 2003 года. И, вроде бы, такого великолепного мотива для смены уже устаревшего с тех пор оборудования сейчас нет. Но, по мнению экспертов корпорации Intel, такая ошибочная позиция может стать роковой для бизнеса многих компаний. Поэтому сегодня Intel призывает их обратить внимание на тот факт, что инвестиции в ИТ-инфраструктуру своего предприятия √ это важный элемент не только для повышения его конкурентоспособности, но и для усиления безопасности бизнеса. Об этом и многом другом √ в интервью с Алексеем Наволокиным, генеральным директором представительства Intel в странах СНГ.
ITware: Алексей, Intel, несмотря на продолжающуюся нестабильность в мировой экономике, вот уже семнадцатый год подряд неизменно заканчивает с прибылью каждый квартал. Как вы считаете, в чем основная причина столь феноменальных показателей?
А. Н.: Здесь я вижу несколько составляющих нашего успеха. Во-первых, продуктовые линейки, которые мы продвигаем в различных сегментах рынка, очень конкурентоспособны. Во-вторых, это правильно выбранная маркетинговая политика компании: брэнд Intel находится в пятерке самых известных в мире. В-третьих, это эффективная система управления внутри компании, которая базируется на новейших информационных системах. Например, Intel взаимодействует со своими партнерами во всем мире через систему электронного бизнеса, которая доказала свою высокую эффективность.
Все последние годы наша корпорация продолжает наращивать объем инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Растут и капиталовложения Intel в расширение производственных мощностей. В результате, в текущем году общая сумма ассигнований компании на эти цели, как ожидается, превысит $8 млрд.
Чистая прибыль корпорации за второй квартал 2003 года увеличилась по сравнению с 2002 годом на 101 % и составила $896 млн. Естественно, большая часть прибыли получена за счет реализации продукции на базе архитектуры Intel.
Можно также отметить, что прибыль (из общей прибыли $6,8 млрд) от реализации продукции на базе беспроводных коммуникационных технологий составляет $465 млн, а сетевых решений √ $508 млн.
Но, несмотря на то, что каждый год и каждый квартал Intel неизменно заканчивает с прибылью, мы остаемся недовольными этими показателями, так как считаем, что наши потенциальные возможности намного выше.
ITware: Но многие ведущие ИТ-компании сегодня еще выбираются из кризиса. И в это время вы заявляете, что недовольны такими результатами роста прибыли корпорации?
А. Н.: Тому есть причины. Например, по нашим оценкам, компьютеризация сегодня затронула менее 50 % рынков России и Украины, и это при том, что численность населения обеих стран составляет почти 200 млн человек. Поэтому налицо огромные потенциальные возможности обоих рынков. Конечно же, для реализации этих возможностей нам необходимо серьезно поработать над решением таких задач, как обеспечение доступности и возможности приобретать новые ПК всем жителями этих стран.
ITware: Но на этих рынках показатели роста прибыли для вашей компании и так хорошие.
А. Н.: Они, поистине, феноменальные. Ежегодные показатели роста рынков России и Украины достигают 30 %.
ITware: Но это по относительным показателям. Возможно ли уже сейчас Украине и России соперничать с развитыми странами Запада по абсолютным показателям?
А. Н.: Я уверен, что скоро это станет возможным. Например, рынок EMEA, который объединяет страны Европы, Ближнего Востока и Африки, сегодня по абсолютным показателям составляет около 30 % мирового оборота Intel. К сожалению, отдельно по странам СНГ я не могу привести такую информацию, но уверяю вас, показатели роста рынков стран, входящих в наш регион, весьма обнадеживающие.
ITware: В развитии рынков России и Украины есть немало похожих черт, но они все-таки разные даже по объему.
А. Н.: Конечно же, по абсолютным показателям Россия здесь лидирует. Но, по результатам первого квартала этого года, Украина по темпам роста опережала даже Россию.
Тенденции развития обоих рынков весьма схожие, хотя корпоративный сегмент в Украине пока развивается еще не так активно, как в России. Этого, однако, нельзя сказать о потребительском сегменте и сегменте малого и среднего бизнеса: Украина здесь показывает весьма впечатляющие результаты по темпам роста оборотов нашей корпорации.
ITware: Прибыльность бизнеса Intel продолжает удивлять многих. Дело в том, что ваша компания не производит готовой продукции, а только поставляет на рынок "отдельные кирпичики" для построения компьютерных систем. Может и другим ИТ-компаниям следует воспользоваться примером Intel?
А. Н.: По финансовым результатам прошлого года, по прибыльности лидером среди ИТ-фирм является все-таки Microsoft. В числе лидеров на этом рынке есть и наша корпорация.
Важно отметить, что продукция Intel, Microsoft и многих других лидирующих ИТ-компаний рассчитана на массового пользователя. Мы пропагандируем открытую архитектуру, и нашими технологиями пользуются разные фирмы в своих целях. Например, на процессоре Itanium мы максимально делаем 4-процессорные решения, однако другие фирмы на этом же процессоре предлагают рынку и 8- и даже 32-процессорные решения. Почему бы и нет? Главное, что они используют именно наши технологии.
Действительно, наш основной бизнес √ это поставка "строительных блоков" для производства компьютеров и решений на их базе. Поэтому в свое время мы решили уйти из бизнеса сетевых решений как готовых продуктов. Пусть этим занимаются компании √ системные интеграторы. А мы будем производить и продавать чипы для них.
ITware: В общем объеме прибыли Intel уже немалую часть занимает продукция на базе беспроводных технологий ($465 млн). Как будет увеличиваться эта доля, по вашим оценкам, уже в ближайшие годы?
А. Н.: Этот рынок только набирает обороты, и он чрезвычайно перспективен для нас. Среди важнейших факторов, влияющих на успех продвижения этой продукции на рынок, есть не только новые возможности, которые они дают пользователям, но и изначально низкая цена.
ITware: Значит, это продукты должны быть особенно популярны на рынках Украины и России, где цена на товар имеет большое значение?
А. Н.: Что касается Украины и России, то здесь не все так просто. Непрозрачность рынков и некоторые законодательные препоны мешают им быстро развиваться. Конечно же, и сюда придут столь перспективные во всем мире технологии, но только, видимо, позже.
Я считаю, что очень перспективны стандарты беспроводной передачи данных семейства 802.11 и WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access).
Кстати, сегодня в 90 % офисов представительств Intel, включая российский, внедрена система беспроводной передачи данных. В ближайшее время это ждет и украинский офис нашей компании.
|