6 марта 2003 г.
Украинский Интернет на протяжении десятилетия показывает стабильные темпы роста. Однако последние тенденции свидетельствуют о необходимости более интенсивной интернетизации отечественного пространства
Не секрет, что телекоммуникации сегодня являются самой быстрорастущей отраслью экономики Украины, а компьютерная связь по темпам роста лидирует среди видов связи. Так, если рост ВВП за девять месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года достиг в среднем 4,1 %, то рост в отрасли связи составил 17,5 %. Интересно отметить, что доля доходов инфотелекоммуникационной отрасли в ВВП нашей страны составляет порядка 4√4,5 % (в среднем по миру √ 2√3 %). А украинский интернет-рынок до сих пор демонстрирует стабильный и уверенный рост. Так, по данным Госкомсвязи, рост доходов от компьютерной связи в первой половине 2002 года составил 51 % (с 98,2 млн до 156,5 млн грн) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что превысило темпы роста доходов от мобильной связи (35 %). В 2001 году темпы развития компьютерной и мобильной связи составляли соответственно 46 и 64 %.
После периода взрывного (порядка 300 % в год) роста в 1998√1999 годах украинский рынок Интернета уже несколько лет сохраняет стабильные темпы развития. Сейчас они аналогичны наблюдавшимся в США в 1998 году, чей рынок уже тогда был достаточно зрелым (рост доходов операторов от предоставления услуг доступа к Интернету составлял 63,1 %). Однако в Украине подобная стабилизация проходит при существенно меньшей плотности сети, неразвитой и несбалансированной информационной инфраструктуре.
Впрочем интернетизация украинского телекоммуникационного сегмента значительно слабее, чем в большинстве стран Европы и СНГ. В среднем доля доходов от компьютерной связи в общих доходах украинских операторов составляет 2,5√3 %.
От частного — к общему
Коммерческое предоставление услуг Интернета началось в Украине с 1991 года. После отмены в 1997 году лицензирования, количество провайдеров увеличилось со 100 до 300. При этом 20√30 % из них предоставляют свои услуги исключительно в Киеве, обслуживая около 70 % всех пользователей Интернета.
Характерной чертой развития украинского сегмента Интернет можно считать отсутствие частных провайдеров национального масштаба. Ведь большинство крупных провайдеров предоставляют услуги не более чем в двух-трех регионах.
Сервисы: узкополосность и ограниченность сохраняются
Сегодня украинский интернет-рынок предлагает массовому пользователю весьма ограниченный спектр сервисов. Причем абоненты Интернета в среднем, как правило, пользуются только двумя из них — доступом к ресурсам вэб и e-mail (преимущественно, бесплатной вэб-почтой). Об этом, в частности, свидетельствуют результаты всеукраинского маркетингового исследования интернет-рынка, проведенного в 2001 году Украинской маркетинговой группой по заказу Укртелекома. Что же касается предоставления комплексных информационных услуг через Сеть, то сегодня этот рынок практически отсутствует. Следует отметить, что большинство пользователей еще не готовы к расширению сферы использования интернет-технологий.
Кроме услуг доступа, единственными дополнительными услугами, которые предоставляет большинство провайдеров, являются вэб-дизайн и хостинг.
По мнению большинства провайдеров, наименее перспективными услугами на украинском рынке являются услуги оплаты счетов через Интернет, телеконференции и сложные информационные комплексы.
Анализ тенденций развития рынка в 2002 году свидетельствует, что ситуация практически не изменилась. Так, сегодня новые технологии в нашей стране не используются для создания инфотелекоммуникационных систем, управления технологическими, производственными и научными комплексами, создания баз знаний и в образовательных целях. Не удивительно также, что около 40 % пользователей коммутируемого доступа весьма недовольны качеством Интернета. При этом большинство из них неудовлетворены прежде всего скоростью передачи данных. То есть пользователи ощущают потребность в качестве и хотели бы применять Интернет более широко, но рынок не готов массово предоставлять более качественные и разнообразные услуги. Кроме этого, перспективы развития рынка за счет гарантий качества услуг и расширения сферы применения технологии выглядят реалистично только для крупных областных центров: Киева, Харькова, Донецка, Днепропетровска, Одессы. Что касается областных центров с населением менее 600 тыс. человек (особенно в индустриально менее развитых регионах), то массовое развитие услуг с гарантированным качеством в ближайшие несколько лет выглядит нереальным. Это подтверждает, в частности, тот факт, что темпы роста числа клиентов и доходы от услуг технологий массового широкополосного доступа здесь значительно ниже. Таким образом можно прогнозировать дальнейшее отставанияе этих регионов в вопросе массового расширения сферы применения интернет-технологий.
Региональная диспропорция усиливается
По разным оценкам, к середине 2002 года в Украине было от миллиона до полутора миллионов активных пользователей Интернета. И не более 300—400 тыс. человек пользовались Сетью эпизодически (в целом не более 3 % населения). Этот показатель существенно ниже даже характерных для большинства стран третьего мира 10 %. В Украине такой уровень может быть достигнут не ранее, чем через два-три года. Перспективы же развития Сети в нашей стране до плотности пользователей Интернета в 70√80 % выглядят пока достаточно нереальными.
Согласно ряду маркетинговых исследований, Интернетом в Украине сегодня пользуется преимущественно молодежь. Однако в последние годы стала увеличиваться доля потребителей сетевых сервисов среднего и старшего возраста. Так, пользователи старше 30 лет составляют более 20 % от общего их числа.
Общая статистика исследований свидетельствует также, что Интернет в своей деятельности применяют около 30 % украинских компаний. Однако только 6 % их них осуществляют доступ через выделенную линию. Что же касается частных пользователей, то всего 0,24 % имеют доступ по выделенной линии. Очевидно, что подавляющее большинство пользователей подключаются к Сети исключительно через dial-up.
В последнее время все большее распространение получают услуги широкополосного доступа для малых офисов и домохозяйств (решения SOHO). Здесь следует отметить xDSL-проект Укртелекома (в основном на базе оборудования "Сириус-128"), а также проекты доступа через сети кабельного телевидения. Причем цена домашнего широкополосного доступа уже сейчас превышает стоимость неограниченного dial-up всего в полтора-два раза, имея при этом устойчивую тенденцию к снижению. Основным сдерживающим фактором развития этих технологий является недостаточный географический охват, который в свою очередь связан с необходимостью значительных инвестиций в оборудование со стороны провайдеров.
Количество пользователей Интернета, находящихся в Киеве выросло с 30 % в 1999 году до 46 % в 2002. Кроме этого, уменьшилась доля пользователей—жителей городов с населением менее 1 млн человек, а также промышленно неразвитых регионов. Что свидетельствует о тенденции сохранения (и даже усугубления) неоднородности числа пользователей по регионам. Так, значительное количество "интернетчиков", кроме столицы и крупных областных центров, сосредоточено в городах, являющихся центрами черной металлургии (Кривой Рог, Мариуполь).
Важно также отметить, что, несмотря на колоссальные усилия в расширении зоны покрытия Интернетом (в основном Укртелекомом), в значительной части райцентров до сих пор отсутствуют узлы доступа к Сети. А это значит, что в таких населенных пунктах фактически невозможно пользоваться Интернетом иначе, как используя абсолютно недоступные для большинства населения (да и предприятий) дорогие спутниковые или радиотехнологии.
Реален ли "туннельный эффект"?
Непосредственная экстраполяция, для которой, в общем-то, есть все основания, даст в ближайшем будущем ожидаемый рост рынка порядка 50√70 % в год в условиях сохранения значительной его неоднородности и ограниченности сферы применения технологии. Следует также учесть, что существует реальная опасность усугубления неоднородности за счет разрыва в темпах роста. Это в равной мере касается и региональных диспропорций, и социальной сегрегированности и элитарности значительного числа услуг.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что основными характеристиками рынка Интернет в Украине являются ограниченность платежеспособного спроса и целевой аудитории, неоднородность спроса и развития инфраструктуры передачи данных и ограниченная сфера применения технологии.
Если прогнозировать развитие Сети в Украине, основываясь на экстраполяции существующей ее плотности, динамике развития сетей фиксированной и мобильной связи и прогнозируемом росте ВВП, то к 2015 году следует ожидать плотности сети Интернет не более 25 %. Это крайне низкий уровень по сравнению с прогнозируемыми 90 % в развитых странах.
Сейчас Госкомсвязи совместно с другими ведомствами, операторами и научными учреждениями готовит проект программы "Электронная Украина", в котором, в частности, выдвинут тезис о возможности применения в сложившихся условиях так называемого "туннельного эффекта", чтобы "перепрыгнуть через несколько ступенек развития информационных компьютерных технологий и наиболее эффективно внедрить современные технологии в отрасли телекоммуникаций и сфере информатизации".
К сожалению, к поиску объективности и выработке реальной программы действий примешивается также элемент мифотворчества. Но на фоне "великих надежд", безусловно, присутствует и рациональное зерно — проработка комплекса мер для содействия реальной информатизации. Госкомсвязи делает здесь акцент на развитии национальной информационной инфрастуктуры (по крайней мере, создания ее костяка), а также социокультурных и образовательных программах, призванных повысить востребованость информационно-коммуникационных технологий обществом.
В частности, для решения задач развития Интернета в нашей стране предлагается ряд мероприятий по созданию национальной инфраструктуры как на магистральном уровне, так и на уровне доступа, в том числе завершение строительства транспортной цифровой сети передачи данных (backbone) до всех районных центров страны, внедрение во всех крупных городах массового широкополосного доступа на базе технологий xDSL и др.
Авторы программы "Электронная Украина" считают что, при условии продуманной государственной регуляторной политики и поддержки со стороны операторов связи в течении ближайших лет аудитория пользователей Интернета в Украине может увеличиться до 10 млн человек.
Социальная функция плюс прибыль
Не секрет, что Укртелеком делает ставку на создание национальной инфраструктуры Интернета во всеукраинском формате, вкладывая в построение магистральной транспортной сети значительные средства. Уже сейчас сеть передачи данных Укртелекома включает в себя, в частности, АТМ-каналы на
155 Мбит/с до Днепропетровска, Донецка, Одессы, Львова, Симферополя и Луганска и каналы от 2 до 8 Мбит/с до всех областных центров. Построенная национальным оператором инфраструктура покрывает более 250 населенных пунктов, включая в себя 315 узлов доступа. Таким образом, сеть "захватывает" около половины (48 %) районных центров страны. А строительство национального backbone Укртелеком планирует закончить в ближайшее время.
|
Емкость внешних интернет-каналов Укртелекома, организованных на основе волоконно-оптических линий связи, сегодня составляет более 250 Мбит/с. Пытаясь предоставлять и качественный, и относительно недорогой Интернет, Укртелеком, с одной стороны, намеревается повысить стандарты качества местного рынка, а с другой — способствовать его расширению. Ведь, несмотря на усилия по формированию общенационального рынка, региональная диспропорция интернет-рынка нарастает. Хотя надо отметить существование в регионах реального платежеспособного спроса на услуги Интернета, который большинство крупных провайдеров сегодня не в состоянии удовлетворить. Ведь даже в крупных городах частные провайдеры зачастую сталкиваются с недостаточностью ресурсов, что не позволяет им внедрять масштабные массовые проекты, которые, без сомнения, принесли бы им немалую прибыль и способствовали бы расширению рынка в целом. Реальность такова, что сейчас единственной компанией, способной прибыльно вести такой бизнес, является Укртелеком. Так, согласно статистике, один порт коммутируемого доступа в западных регионах Украины приносит Укртелекому больший доход, чем в городах-миллионниках.
Эта ситуация является, безусловно, временной. По мере расширения рынка в регионах это соотношение, вероятно, должно выравниваться, а конкурентные преимущества Укртелекома не будут уже играть столь существенную роль. Однако если сейчас не предпринимать усилий к созданию регионального рынка, вполне вероятно, что отставание в темпах роста здесь может усилиться. В этом случае, эксплуатация сверхмалых интернет-узлов в регионах станет невыгодной даже Укртелекому.
|