регистрация | карта сайта
Постоянно обновляемая лента новостей
Обзоры, комментарии и статьи
Даты и дополнительная информация о событиях компьютерного рынка
Контакты, виды деятельности, предложения и другая информация о компьютерных компаниях
Описание, технические характеристики, цены и поставщики аппаратных и программных продуктов
Новости, анонсы и пресс-релизы компьютерных компаний
Учебники, руководства, справочные материалы, техническая документация
Конференции с участием ведущих специалистов и экспертов
Информация для пользователей ITware, изменения персональных настроек, персональные закладки и web-карточки, служба переадресации
Высокооплачиваемая работа в Украине и за рубежом
   
    
     Как искать?   Расширенный поиск
 ITware :. Публикации :. Публикация      Вход для зарегистрированных пользователейВыход
Разделы
Software (79)
Hardware (74)
Internet и Жизнь (72)
Бизнес (57)
Телекоммуникации (51)
Архив за 2003 г.
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек
архив за 2002 г.
архив за 2001 г.
архив за 2000 г.
Поиск
Контакты
Редакция:

Web-мастер:

 
Реклама



Конец связи?

3 марта 2003 г.

Принятые парламентом 20 февраля поправки к закону "О связи" через полгода полностью изменят украинский рынок голосовой телефонии

Цена "дармовщины"

МИР СВЯЗИ (см. ╧1/2003) уже писал о "подводных камнях" запрета тарификации входящей связи. Фактически у сотовых операторов есть два пути выполнения требований законодательных новаций. Первый √ перекладывание стоимости входящей связи на абонплату и исходящие звонки абонента. Сегодня почти у всех мобильных операторов есть пакеты такого рода √ с абонплатой от $50 и бесплатными входящими (см. таблицу). И, возможно, такие пакеты будут оставлены для VIP-абонентов, желающих сохранить прямые номера. Однако массовый перевод абонентов на такие пакеты невозможен по двум причинам:

- не все клиенты готовы тратить ежемесячно свыше $50;

- мобильные сети будут перегружены из-за дешевизны звонков, сынициированных со стационарных телефонов.

Поэтому основным станет второй путь обеспечения "бесплатности" входящих √ перекладывание стоимости входящей мобильной связи на инициатора звонка. И если этот инициатор √ другой мобильный абонент, никаких проблем нет. Уже сегодня, к примеру, корпоративные клиенты Golden Telecom GSM не платят за входящие звонки из некоторых других мобильных сетей. Если же инициатор звонка √ абонент стационарной связи, тогда нужно обеспечить три условия:

- разработать и принять на уровне Кабмина или Госкомсвязи принципы взаимодействия и взаиморасчетов между стационарными и мобильными операторами;

- обеспечить в стационарных сетях техническую возможность тарификации звонков в мобильные сети;

- перевести абонентов мобильной связи на "непрямые" номера.

С осени прошлого года под эгидой Госкомсвязи функционирует рабочая группа по взаимодействию операторов, и в принципе у нее есть шанс до осени 2003-го разрешить "политические" вопросы. Прошлой осенью операторы просили два года для "утряски" всех проблем взаимодействия, а теперь им придется сократить желаемый срок вдвое. Технически несложно (хотя и весьма болезненно для абонентов) заменить их "прямые" номера сетевыми. А вот для технологического переоснащения стационарных сетей (и, прежде всего, сетей Укртелекома) понадобится и длительное время, и большие деньги. А время "Ч" наступит уже где-то в середине сентября: пара недель уйдет на представление закона Президенту, который теперь уже не имеет права его ветировать, пару недель он будет его подписывать, плюс шесть месяцев пройдет до крайнего срока реализации поправки.

    Законодательный форсаж

Еще большей деструктивной силой обладает вторая поправка к той же 12-й статье закона "О связи". Формально депутаты не преодолели вето Президента, не пожелавшего согласиться с требованием посекундной тарификации для всех видов связи с повременной тарификацией (как известно, сегодня в стационарных сетях преобладает поминутная тарификация, причем абонент платит за неполную минуту разговора как за полную). Однако создатели новой редакции поправки виртуозно сумели сохранить ее суть, полностью изменив акценты и формулировки. Теперь операторы могут оставить поминутную тарификацию (и даже ввести почасовую), но при этом неполная минута (или, соответственно, час) не должна тарифицироваться. Не в лоб, так по лбу √ все равно от посекундной тарификации никуда не деться. Результат голосования небывалый √ 403 голоса. Столь редкое единодушие практически не оставляет надежд на ветирование этого закона Президентом.

Выходов из этой ситуации у операторов, опять же, два.

Первый √ переоснащение сетей. На большой части украинских телефонных сетей (особенно в сельской местности) сегодня преобладают аналоговые АТС. Из около 10,7 миллиона телефонных номеров украинских абонентов к аналоговым АТС подключено около 7 миллионов. Посекундно устаревшая техника считать не умеет, и для ее дооснащения и "обучения" посекундному счету требуется время и деньги. Нужна доработка и в цифровых сетях: хотя бы в части перенастройки биллинга. Откуда брать средства на переоснащение, пока неясно.

Второй выход √ отказ от повременной тарификации в пользу абонентской платы. Абонплата как единый вид платежа за местную связь все еще широко применяется в Украине. Однако и в этом случае при выходе на "межгород" включается поминутный счетчик на междугородней АТС. Если не удастся решить технологические вопросы, таких клиентов во исполнение новых законов отключат от автоматического межгорода и переведут на обслуживание барышней-телефонисткой.

Надо заметить, что посекундная тарификация разговоров в мире √ далеко не правило. И в стационарной, и в мобильной телефонии разных стран мира весьма распространены поминутная тарификация, а также тарификация по долям минуты √ 6, 10, 30 секунд.

    Что дальше

Те, кто рассчитывают на удешевление связи после ввода в действие законодательных новаций, будут разочарованы. От запрета оплаты входящих звонков связь в целом точно не подешевеет и при этом станет менее удобной. Первым из "подарков" станет отмена "прямых" номеров. Возможно, "пилюлю" подсластят расширением сети автоматов, поддерживающих "восьмерку" для выхода на мобильники. Возможно, будет упрощена сама процедура набора сетевого номера.

Что касается посекундной тарификации, то сама по себе она на руку абоненту. По некоторым оценкам, тарификация неполных минут приносит операторам дополнительно 20% оборота. Это огромная цифра. Однако можно не сомневаться, что ввод "посекундки" станет поводом для повышения телефонных тарифов, ведь операторы уже давно жалуются на низкую рентабельность, особенно в сельской связи. И это повышение с лихвой перекроет экономию абонентов за счет более цивилизованной тарификации.

Уже сегодня ясно, что эпопея с запретом оплаты входящих и регулированием повременной тарификации не закончена.

Во-первых, в числе первоочередных законопроектов дожидается рассмотрения в парламенте новый закон "О телекоммуникациях". Скорее всего, он будет принят еще до вступления в силу поправок в старый закон "О связи". А принятие нового закона автоматически отменяет старый со всеми его поправками. И совсем не факт, что эти поправки перекочуют в новый закон. Уж на этот раз депутаты не останутся без внимания и опеки заинтересованных сторон.

Во-вторых, в "свежеиспеченные" поправки уже заложены противоречия, требующие скорейшей законодательной корректировки. К примеру, возникла проблема с услугой "800", когда компания сама оплачивает звонки заинтересованных в ее услугах абонентов. Похожая ситуация у мелких предпринимателей, которые сегодня дают в рекламе свой мобильный телефон и сами платят за входящие звонки от потенциальных клиентов. По новому закону, такой сервис (очень популярный во всем мире) через полгода будет подлежать запрету. Поэтому, скорее всего, в поправки от 20 февраля скоро будут принимать новые поправки.

В-третьих, не исключено, что, несмотря на простоту и недвусмысленность формулировок поправок от 20 февраля, в них будут найдены лазейки. К примеру, кто может запретить абоненту обратиться с письменным заявлением к оператору с просьбой взять на себя оплату входящих звонков (а заодно и оставить старые тарифные пакеты)?

Было бы здорово, если бы одними законами можно было добиваться прогресса. Проголосовали бы, к примеру, за вступление Украины в Евросоюз (со сроком реализации шесть месяцев), глядишь, и телефония стала бы европейской. К сожалению, грубые попытки законодательного штурма обычно приводят к результату, обратному ожидаемому. А лучшим регулятором рынка является он сам, а не благие прожекты доброжелателей.

    Внимание! Полный вариант статьи появится в номере 3/2003 журнала "Мир связи"




© ICC. Перепечатка допускается
только с разрешения .
Новости Публикации Календарь событий Пресс-центр
IT-каталог: продукты IT-каталог: компании Библиотека
Форум Персональные сервисы Регистрация Карта сайта