5 ноября 2002 г.
Мобильная связь √ одна из наиболее динамично развивающихся в нашей стране отраслей. Какие же изменения произошли за последний год?
Что представляет собой украинский рынок мобильной связи сегодня, какие шаги предпринимают операторы в борьбе за абонентов, как меняются подходы поставщиков мобильных терминалов, какие новые устройства предложат производители в ближайшее время? Вот приблизительный перечень вопросов, затронутых на конференции "Развитие рынка мобильной связи в Украине: тенденции и перспективы", прошедшей в конце сентября в Одессе.
В мероприятии, организованном компанией Unitrade для своей сети, насчитывающей более 100 дилеров, приняли участие представители Motorola, Nokia, Samsung, Siemens, "Киевстар" и UMC. Все выступления, в общем, свидетельствовали об одном: компании готовы перестраивать свою работу так, чтобы более эффективно работать в изменяющихся условиях. Это касается и выпускаемой продукции, организации каналов сбыта, предложения клиентам все более разнообразных услуг.
Остановимся подробнее на изменениях, которые произошли на рынке мобильной связи за этот год, и посмотрим, над чем работают его участники.
Насыщение еще впереди
На рынок мобильной связи в Украине влияет целый ряд факторов, который и обусловливает его развитие. Это прежде всего макрофакторы. К ним можно отнести экономические (рост ВВП, курс валют, уровень доходов), политические (стабильность), законодательные (например, лицензирование и налогообложение), технологические (качество существующих сетей связи). Естественно, не последнюю роль играют сугубо отраслевые особенности, такие как развитие технологий сотовой связи, конкуренция между основными игроками, существование параллельных рынков (наличие "серых" поставок и рынка вторичного оборудования).
Интересно, что соотношение "белого" и "серого" рынков, по мнению специалистов Unitrade, составляет сегодня в Украине 60/40. Полтора года назад это соотношение было 20/80. Здесь сыграли роль и изменение политики дотирования мобильных телефонов операторами (в том числе и в соседних странах), и стратегии производителей в области ценообразования, управления линейками продуктов, маркетинга, развития каналов дистрибуции.
В 2002 году, как и в 2001, рынок мобильной связи показывает темпы роста, значительно превышающие показатели украинской экономики в целом. Хотя он и несколько замедлился. Это демонстрирует, в частности, и постепенное снижение темпов роста абонентской базы при одновременном снижении средней доходности клиентов, которая в настоящее время составляет около $20, что в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году.
Операторы:устойчивое противостояние
Сегодня на долю двух операторов, "Киевстар" и UMC, приходится около 90 % абонентов (на конец 2001 года: 1,1 млн абонентов у первого и 1,045 млн — у второго). Именно это противостояние в основном формирует уровень сервисов и развитие сети мобильной связи в стране. Рынок в Украине в настоящее время больше ориентирован на предоставление предоплаченных услуг, на долю которых приходится сегодня 60 % подключений. При этом тенденция уменьшения контрактных типов подключений, скорее всего, будет сохраняться. Учитывая это, операторы меняют стратегию при работе со своими партнерами, в области создания новых разнообразных пакетов, продвижения, что должно привлечь большее число контрактных абонентов, приносящих больший доход.
При этом если в прошлом году развитие дилерской сети операторов (впрочем, сейчас это касается и производителей) шло по пути простого количественного увеличения, то сегодня ситуация кардинально меняется. Например, компания UMC разработала критерии определения оптимального количества торговых точек и дилеров, исходя и из плотности населения, проживающего в том или ином районе. По данному критерию на 25 тыс. человек должна, в среднем, приходиться одна торговая точка (например, 100—130 точек должно быть в Киеве). Также регламентируется количество дилеров и субдилеров в партнерской сети оператора, ужесточаются требования, которые должны быть ими выполнены.
Необходимо отметить, что в Украине именно в этом году ярко проявилась тенденция перехода к вертикальному построению рынка (такая структура присуща западным странам). При этом оператор сам формирует свою сильную дистрибьюторскую сеть, а роль независимых дилеров и дистрибьюторов значительно меньше (в нашей стране ситуация пока была противоположной).
Больше и разнообразнее
Рост украинского рынка мобильной связи определяет уже заметные даже на мировом уровне объемы поставок терминалов, что делает цены на них сравнимыми с мировыми. Это же позволяет увеличить и долю "белого" рынка. Стремясь приумножить свою долю, производители предлагают пользователям все больше моделей устройств, с новой функциональностью и самого разного ценового диапазона. Только в октябре-ноябре появится более двух десятков новых моделей.
Так, компания Motorola начнет поставку телефонов начального уровня T191 и Т192 с полной поддержкой русского языка (в том числе и с русифицированной клавиатурой). В числе новых моделей нижнего ценового диапазона будет предлагаться телефон C300. Среди особенностей этой модели — самовключение при срабатывании будильника, полная русификация, возможность замены корпусов с различными вариантами дизайна, встроенный незаменяемый аккумулятор. Для бизнес-пользователей компания предназначает аппарат T720 с цветным дисплеем, поддержкой Java и возможностью передачи электронной почты в защищенном режиме. В числе аксессуаров для своих аппаратов Motorola предлагает FM-радио, MP3-плейер, внешний спикерфон, цифровую видеокамеру, а также зарядное устройство с ручным приводом.
Осенью Nokia представит рынку две новых модели. На смену Nokia 8310 придет трехдиапазонный телефон 7210 (GSM-900/1800/1900). С цветным дисплеем, полифоническим звонком, FM-приемником, поддержкой Java, GPRS и MMS (Multimedia Messaging Service), аппарат предназначен для людей с высокими требованиями к дизайну. В бизнес-классе телефон в классическом стиле 6610 заменит модель 6510. Последний имеет практически тот же набор функции, что и 7210. В комплект будут входить стереонаушники и спикерфон. Кроме того, при продаже он будет комплектоваться различным набором Java-приложений.
Samsung Electronics достаточно агрессивно вышла на рынок мобильной связи. Сейчас она занимает третье место по производству телефонов в мире. Среди новых аппаратов, которые должны появиться в ближайшее время в Украине═— пять устройств. SGH-A800 — самый маленький 2-дисплейный аппарат весом 68 граммов. Трехдиапазонный SGH-S100 поддерживает GPRS, Java, EMS, WAP, имеет цветной дисплей 128x160 пикселей, отображающий 65К цветов. SGH-S300 является телефоном высшего класса и работает в сетях GSM-900/1800/1900. Он имеет два цветных дисплея, как и SGH-S100 поддерживает Java. 89-граммовый телефон класса "техно" SGH-Q300 также поддерживает GPRS и EMS. Скоро на рынке должен появиться трехдиапазонный GPRS-телефон CMP-I со встроенной видеокамерой. Все вышеперечисленные аппараты будут иметь полифонический звонок.
На долю аппаратов Siemens, по данным представительства компании, в Украине приходится до 28 % парка мобильных телефонов. На конференции были продемонстрированы три новых устройства. В классе "эконом+" выступит GPRS-телефон Siemens М50 с поддержкой Java и EMS. В его комплектацию входит набор сменных панелей. На смену А40 придет модель А50, которая станет доступна украинским покупателям в январе 2003 года. Siemens С55 — небольшой и легкий терминал с поддержкой GPRS, Java, возможностью записи звука и полифоническим звонком, поступит в продажу в начале октября (рекомендуемая розничная цена — $210). В октябре должны также появиться два новых устройства класса S и SL.
Что дальше?
В то время когда рынки мобильной связи во многих странах мира вошли в стадию насыщения, телекоммуникационный рынок Украины показывает значительные темпы роста. Так, по мнению независимых аналитиков, в частности специалистов венчурной компании AVentures, насыщение рынка мобильной связи у нас в стране произойдет только через 3—5 лет. Тогда ее услугами будут пользоваться 15—20 % населения. К концу этого года число мобильных пользователей в Украине составит примерно 3,9 млн человек. Если же динамика сохранится и далее, то уже в следующем году в стране будет насчитываться более 6 млн абонентов.
Источник: журнал "Мир связи" 10/2002
|