22 ноября 2002 г.
Верховная Рада 21 ноября окончательно приняла закон "О внесении изменений в закон Украины "О связи", который был принят в первом чтении весной этого года.
Ключевых поправок две, они вступают в силу через шесть месяцев после подписания закона Президентом Украины и опубликования. Первая запрещает предприятиям связи всех форм собственности устанавливать плату за входящие телефонные сигналы всех видов телефонной связи. Вторая предусматривает возможность использования абонентских счетчиков учета продолжительности услуг электросвязи. И если по второй поправке особых возражений экспертов нет, поскольку она лишь дает пользователям право и техническую возможность контроля правильности начисления телефонных счетов (при этом счетчики должны иметь сертификат соответствия и подлежат периодической метрологической проверке), то реализация первой поправки вполне способна "взорвать" весь рынок мобильной сотовой связи. Ведь именно операторами этого сегмента телекоммуникаций плата за входящие звонки сегодня взимается в большинстве тарифных пакетов.
В прошлом году Верховная Рада уже рассматривала этот вопрос, и тогда подобные поправки были отклонены. В тот раз депутатов убедили аргументы специалистов, полагающих, что такого рода силовое регулирование отрасли нарушит сложившийся баланс и приведет к дестабилизации до сих пор успешно развивающегося сегмента мобильной связи. Ни в одной стране мира нет законодательных запретов на взимание оплаты за входящие звонки, и в ряде стран (например, в США, России и др.) она широко практикуется.
Скорость принятия поправок к закону 21 ноября (на все рассмотрение во втором и третьем чтении ушло менее семи минут) говорит о том, что депутаты легкомысленно отнеслись к такому важному решению и не представляют себе всех его негативных последствий.
Выходов из этой ситуации может быть несколько.
Первый √ вето президента (ему на это законом дается 15 дней). Во время прошлогодней эпопеи с отменой оплаты входящих звонков специалисты были почти уверены, что президент наложит такое вето в случае позитивного решения Верховной Рады по законопроекту. Однако в условиях сегодняшнего хрупкого большинства в Верховной Раде и редких позитивных результатов голосования президент вряд ли применит право вето в некритичном для него вопросе.
Второй √ перекладывание оплаты звонка на его инициатора, как обычно делается в большинстве европейских стран. Что касается звонка мобильный-мобильный, то такое перекладывание в Украине частично уже произведено: в рамках сети одного оператора оплата входящего звонка не взимается, а недавно Golden Telecom в ряде пакетов перестал взимать оплату за звонки из сетей UMC и "Киевстар GSM". Скорее всего, сотовые операторы между собой договорятся. Со звонками стационарный-мобильный сложнее, особенно если речь идет о стационарных телефонах Укртелекома. В Украине нет пока технической возможности перекладывать оплату звонка на его инициатора, если последний пользуется стационарным телефоном, подключенным к устаревшим типам АТС. Это возможно лишь в случае, если звонок проходит через междугородние АТС, т. е. через восьмерку. Чтобы реализовать этот сценарий, операторам мобильной связи придется отказываться от прямых номеров для своих абонентов и договариваться с Укртелекомом, что он будет переводить им оплату за звонки его абонентов на мобильные сети. Первое (переход на непрямые номера) вызовет ропот абонентов, заплативших за прямые номера, а второе (договор с Укртелекомом) маловероятно, поскольку для Укртелекома это лишние заботы. К тому же он уже почти лишился доли в UMC, а стало быть, и интереса на рынке мобильной связи, которая все больше становится конкурентом стационарной телефонии √ основе бизнеса национального оператора.
Стало быть, пока представляется наиболее реальным третий выход √ решение этой проблемы самими операторами за счет своих внутренних ресурсов. Если это произойдет, ситуация в Украине будет уникальной √ нигде в мире операторам не запрещают брать плату за входящие звонки, если не отработан механизм получения платежа от инициатора звонка. Результатом станет отмена всех prepaid-пакетов (а стало быть, сокращение втрое абонентской базы за счет малоговорящих абонентов), резкий рост абонплаты, перегрузка сетей операторов за счет перекоса трафика в пользу звонков со стационарных телефонов, уменьшение доходов операторов (как следствие √ снижение налоговых отчислений в бюджет). В обращении нескольких ведущих украинских операторов и ассоциации "Телас", направленном в начале ноября в Верховную Раду, величина предполагаемого ущерба операторов от запрета тарификации "входящих" оценивается в 1,5 млрд гривень, а недовыплаты налогов √ в 200 млн гривень.
Сегодня у большинства операторов есть пакеты без оплаты входящих звонков. Они не очень популярны √ абонплату от $50 могут позволить себе немногие. После внедрения связных новаций у пользователей мобильной связи альтернативы таким пакетам не будет.
Однако есть еще один √ четвертый √ сценарий развития событий. Известно, что в Верховной Раде уже не первый год дожидаются рассмотрения несколько редакций проекта закона "О телекоммуникациях". В случае его принятия старый закон "О связи" со всеми поправками к нему (в том числе и запрет тарификации входящих звонков) будет отменен. Если шестимесячная отсрочка будет эффективно использована заинтересованными силами на разъяснение депутатам пагубности их решения, вредная "новация" не перекочует в новый закон.
Последний сценарий должен устроить всех. Операторы мобильной связи получат возможность нормально развивать свой бизнес и без форс-мажоров договариваться с Укртелекомом о цивилизованных формах тарифного взаимодействия. Небогатые украинские абоненты сохранят шанс пользоваться мобильной связью за умеренную плату. Депутатские фракции получат лишний повод для общения с лоббистами из небедной телекоммуникационной отрасли. А инициаторы законопроекта снова "пропиарятся", в третий раз отстаивая в стенах парламента броские популистские решения.
|