RSS-лента

 
Новости
Пресс-релизы

Поиск по компаниям

 
Расширенный поиск

Поиск по сайту

 
Расширенный поиск







http://icc.com.ua
© ICC. Перепечатка допускается
только с разрешения .






  
 ITware :. Публикации :. Публикация
Разделы
Software (86)
Hardware (78)
Internet и Жизнь (82)
Бизнес (73)
Телекоммуникации (59)
Архив за 2002 г.
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек
архив за 2004 г.
архив за 2003 г.
архив за 2001 г.
архив за 2000 г.
Е правительство мое

26 сентября 2002 г.

Сегодня идеями электронного правительства охвачено большинство стран мира. Не миновала чаша сия и Украину. В связи с этим читателю наверняка будет интересно узнать, что сейчас представляет собой е-government по-украински и какие удобства несет такая система взаимодействия государства и человека.

Мой знакомый, директор небольшой консалтинговой компании, готовился на "бюрократическую войну"... Такой фразой он охарактеризовал предстоящую поездку из Киева в Фастов (там зарегистрирована его фирма) для сдачи текущей отчетности и оформления лицензий на дополнительные виды деятельности. Не поверишь, жаловался он, но это будет несколько дней, просто "вырванных из жизни". Бестолковое хождение по кабинетам, отфутболивание от одного чиновника к другому (который, как назло, находится в отпуске), предоставление целой кипы сопутствующих документов (для этого с собой везется портфель бумаг), взятки (что греха таить)... Это далеко не весь перечень мытарств, наверняка знакомый каждому представителю украинского бизнеса (особенно малого и среднего).

Ну, скажете вы, от бюрократии нику-да не деться, она родилась вместе с Киевской Русью. Может быть... Но давайте немного пофантазируем. Допустим, вам необходимо оформить свидетельство о рождении ребенка или заключении брака, получить документы на купленное жилье или машину, зарегистрировать новое предприятие, уплатить пошлину и т. д. и т. п. Для этого утром (с чашечкой кофе) вы садитесь за домашний компьютер и заходите в Интернете на единый портал государственной власти Украины, содержащий ссылки на все существующие ведомства и администрации. Далее заполняете предлагаемое заявление, ставите на нем электронную подпись и отправляете. К середине дня оно уже рассмотрено соответствующими госструктурами, и в ваш почтовый ящик приходит ответ, который и является официальным документом. Все! Вы не оббиваете пороги десятка кабинетов, не протягиваете (довольно унизительно) коробки конфет и шампанское секретаршам, не ругаетесь в длиннющей очереди ко второму помощнику третьего заместителя райисполкома по общим вопросам... Вы их вообще не видите! Утопия? Отнюдь в некоторых странах она реализована и функционирует под названием "е-government" (электронное правительство).

Электронное чего?

Электронное правительство большинством наших сограждан пока воспринимается неоднозначно. Хотя сама идея его создания далеко не нова. Еще 1 июля 1997 года в США начал развиваться проект е-government. В 2001 (с опозданием на четыре года) он докатился и до нас. Но и сегодня при упоминании этого словосочетания у большинства украинцев возникают вопросы: "Это что еще за "теневой" кабинет? Кем он сформирован? Кто его премьер?" Наверное, более правильным (и понятным) переводом английского е-government является "электронное управление государством", то есть использование в органах государственного управления современных технологий, в том числе Интернета. Другими словами, это система интерактивного взаимодействия правительства между собой (межведомственные отношения, G2G), с бизнес-структурами (G2B) и с гражданами (G2C) при помощи Сети. При этом под термином "правительство" подразумевается все от Кабинета Министров (КМ) до районных государственных администраций.

В процессе перехода от традиционно-го правительства к полностью электронному специалисты выделяют несколько основных фаз. Первая организация единого вэб-портала правительственных органов и его регулярное обновление. Это даст пользователю единый адрес, по которому он сможет получить необходимую информацию. То есть, например, применительно к Украине, на основе секретариата КМ создается вышеуказанная единая система информационных ресурсов, которая должна понятным языком объяснить обыкновенному гражданину, что и где "находится". При этом каждый орган власти самостоятельно разрабатывает собственный сайт, а соответствующие госструктуры контролируют своевременное обновление информации, работу каналов связи и т. д.

Кстати, именно такая схема предусматривается и Постановлением Кабинета Министров Украины 3 от 04.01.2002 г. "О порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти". Кроме него существует еще ряд документов, затрагивающих тему электронного прави- тельства. Это, например, Указы Президента Украины 587/2002 от 27.06.2002 г. и 683/2002 от 01.08.2002 г. "О подготовке предложений по обеспечению гласности и открытости деятельности органов государственной власти" и "О дополнительных мероприятиях по обеспечению гласности и открытости деятельности органов государственной власти".

Второй этап состоит в организации интерактивного взаимодействия правительства с гражданами и бизнес-структурами. Многие понимают под этим наличие способа общения при помощи электронной почты, то есть в режиме офф-лайн. Это минимальная задача, максимальная же с принятием законов об электронно-цифровой подписи и электронного документооборота создать онлайн-общение между государством и человеком (о нем мы фантазировали в начале статьи).

Построение электронного правительства в любом государстве дело довольно долгое и дорогостоящее. И если в Украине е-government находится только в зачаточном состоянии, то многим странам уже есть чем похвастаться в этой области информационно-компьютерных технологий. В Европе передовиком по набору подобных услуг для населения считается Ирландия. Причем вэб-сайт Oasis ирландского правительства построен, в отличие от традиционного пути, не вокруг правительственных агентств, а вокруг тем, интересных для населения. Это, например, такие вопросы, как получение работы или водительских прав, покупка дома или регистрация для участия в выборах и т. д. А уже за темой скрывается выход на необходимые сетевые ресурсы министерств и ведомств. Примерно по этому же принципу работает портал е-government в Сингапуре. Что занимательно визуально он оформлен в виде дороги, которая начинается с роддома и заканчивается кладбищем. На этом пути существует множество ответвлений (школа, работа, образование, недвижимость, больница и т. д.), и любой гражданин выбирает тот участок "дороги", который его интересует в данный момент.

Французское правительство намерено создать для каждого жителя страны собственный персональный портал в Интернете. Его можно будет использовать, например, для регистрации детей на обучение в школах или уплаты налогов. Такая система носит название mon.service-public.fr и ее "обкатку" планируется закончить в 2005 году. Власти рассматривают эти порталы как второй этап создания электронного правительства. Первый был начат еще в 1998 году и сегодня на нем пользователям предлагается загрузить в он-лайне любую из более чем 1000 официальных форм, справок и т. п.

В Португалии еще два года назад был реализован проект по созданию универсального электронного учреждения с мощностью обслуживания более 3000 граждан ежедневно. Система дистанционно предоставляет услуги по записи актов гражданского состояния, регистрации транспортных средств, оплаты коммунальных услуг, оказанию социальной помощи, услуги нотариуса.

В Чехии для ускорения обработки информации при регистрации грузов, проходящих через границу, для обеспечения связи с подателями деклараций и таможенными службами соседних стран создана специальная автоматизированная система. Она позволила настолько усовершенствовать процедуру прохождения товаров, что практически на нет свела бесконечные очереди грузовиков на границе.

Интересное развитие тематики е-government, связанное с медициной, предложено в Великобритании. Вэб-сайт NHS Direct Online предоставляет интерактивные услуги населению ответы на вопросы и советы по теме здравоохранения. Кроме этого, открыт доступ к энциклопедии, содержащей материалы по более чем 400 темам. Любой человек может задавать специфические запросы на информацию и получать персональные ответы, при этом сохраняется полная конфиденциальность. В планах английского правительства несколько проектов по предоставлению информации по медицинским темам посредством цифрового интерактивного телевидения. Граждане смогут оценивать собственное здоровье, отвечая на вопросы о симптомах "да/нет", говорить в режиме он-лайн с медсестрой и при этом видеть ее. Отдельный проект посвящен интерактивной помощи беременным женщинам и кормящим матерям.

В США для всех граждан открыт портал www.firstgov.gov, на котором сконцентрированы данные с 20 тыс. сайтов правительственных служб страны и принята программа действий, согласно которой к 2006 году все государственные структуры будут работать исключительно через Сеть.

Зачем далеко ходить

Примеры развитых западных стран хоть и наглядны, но для многих наших соотечественников являются "эпизодами из другого (капиталистического) мира", законы которого неприменимы к странам бывшего СССР. Именно для таких скептиков давайте рассмотрим опыт нашего северного соседа России.

Одна из наиболее продвинутых российских разработок электронного правительства созданная в Чувашии Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС). Во многом благодаря ей небогатая природными и финансовыми ресурсами республика стала одним из самых информатизированных регионов РФ.

При построении системы учитывались все формы взаимодействия между властью, обществом и бизнесом. Инструмент работы с населением портал Администрации Президента, на котором размещена актуальная информация о республи-ке и который консолидирует около 80 сайтов федеральных, республиканских и муниципальных органов власти. Контент портала состоит из нескольких больших разделов. Оперативная информация хроника (30 40 сообщений в день), календарь, персоналии, вопросы и ответы, единый справочник государственных и муниципальных органов власти с описанием услуг, которые они предоставляют физическим и юридическим лицам.

Основная задача РИАС при работе с бизнес-структурами развитие инфраструктуры и обеспечение электронного взаимодействия органов власти и предпринимателей любого уровня. Инструментом для этого выступает деловой портал < a href="http://www.chuvashia.com" target=_blank>www.chuvashia.com, который содержит достаточно большой объем бизнес-информации (в свободном доступе полнотекстовые базы данных республиканского законодательства, более 200 тыс. публикаций, комментариев и материалов).

РИАС создана на единой аппаратной платформе Intel и единой системной программной платформе Microsoft (XML). В качестве стандартного средства взаимодействия используется электронная почта. Центральным компонентом РИАС является распределенный интегрированный банк данных, который состоит из двух разделов. Первый экономический регистр, содержащий информацию об экономике, финансах, организациях различных отраслей хозяйства и бюджетной сферы (подсистемы "Мониторинг бюджетных отраслей", "Финансы", "Закупки", "Предприятия", "Собственность", "Лицензирование", "Банкротство", "ЖКХ"). Второй раздел регистр населения, в который входят персональные регистрационные данные граждан (подсистемы "Паспорт", "ЗАГС", "Пенсии", "Пособия", "Медицина", "Налоги").

В ближайших планах создание центров общественного доступа, размещаемых в зданиях администраций городов и районов, подключение вузов, школ, библиотек, открытие интернет-кафе и киосков, пунктов правовой информации для предоставления услуг населению. Стоимость проекта оценивается в $2,5 млн, а чистый эффект от внедрения системы, подсчитанный экспертами из Международного банка реконструкции и развития, $3,7 млн.

В качестве удачного примера можно привести небольшой эпизод из "жизни" электронного правительства еще одного представителя бывшего "единого и могучего" Эстонии. Условия приватизации в этой стране были такие, что каждый гражданин получил в личное пользование определенный участок земли. Страна в следующем году планирует войти в ЕС, и в связи с этим цены на землю подскочат на порядок. Сегодня в Эстонии (с населением 1 млн. 400 тыс. человек) осуществляется 10 тыс. транзакций в день по купле-продаже земельных участков (спекуляция в хорошем смысле этого слова). И все сделки происходят через широкую сеть доступа к Всемирной паутине (интернет-киоски, кафе и т. д.). Население с удовольствием пользуется данной (платной) услугой, лишь бы не оббивать пороги соответствующих госструктур и не оформлять кипу бумажных документов.

В родных пенатах

А как же обстоят дела с реализацией проекта е-government в Украине? Работу над этим вопросом координирует созданное при Кабинете Министров управление стратегии развития информационных ресурсов и технологий, которое возглавляет Виктор Бондарь. По его словам, в ближайшее время необходимо создать единый вэб-портал органов исполнительной власти, который будет интегрирован со всеми сайтами министерств и ведомств, и который, по сути, должен стать поисковой системой. Такая модель позволит любому человеку зайти на вэб-портал и найти интересующую его информацию, подборки материалов, образцы документов и т. д.

Тендер на разработку единого портала КМ выиграла киевская компания Softline. Совместно с ней нормативно-правовым информационным наполнением системы займется предприятие "Лига", организация технического телекоммуникационного обеспечения возложена на фирму "Атлас". Кроме этих структур в проекте участвуют Государственный центр информационной безопасности и компания "Мета", поисковый механизм которой будет встроен в портал. Реализация этого проекта оценивается в 1 млн 400 тыс. грн ("стоимость" самого электронного правительства $6,2 млн). Макет вэб-портала должен быть представлен в начале 2003 года, и в следующие шесть месяцев будет происходить его "обкатка" с дальнейшей выработкой единого стандарта интеграции систем украинских министерств и ведомств. Развитие проекта будет происходить от центра в регионы. После принятия закона об электронно-цифровой подписи через вэб-портал можно будет производить расчеты, получать и оплачивать многие государственные услуги. Пока проект это-го документа, впрочем, как и закона об электронном документообороте, находится в стадии рассмотрения Верховной Радой Украины. Кстати, принять участие в обсуждении дан- ных законопроектов (высказать свое мнение) можете и вы, зайдя на www.kmu.gov.ua/aspekt/obgov_zakon/obgov_zakonopr.htm

.Если работа над созданием портала для КМ только ведется, то Одесская обладминистрация в июне этого года уже презентовала собственный информационный портал, который объединил сетевые ресурсы государственных и городских органов исполнительной власти, находящихся в регионе. Хотя этот пилотный проект сегодня не поддерживает интерактивного общения, любой человек с его помощью может найти информацию о деятельности большинства органов управления, сделать запрос в режиме офф-лайн и получить ответ по электронной почте. В будущем портал планируется сделать единой точкой взаимодействия граждан с областной администрацией и региональными подразделениями министерств и ведомств.

В рамках этого же портала был представлен проект создания электронно-информационной системы регистрации реестр субъектов предпри- нимательской деятельности. По мнению разработчиков, он должен сократить многодневные "блуждания" по кабинетам до 10 15 минут. Причем речь идет не только об автоматической регистрации и получении необходимых документов, а и об автоматическом занесении всей информации о предприятии в базы данных соответствующих органов власти.

Государство это я?

Бесспорно, большинство украинцев не прочь (даже за определенную плату) использовать новый способ обращения в органы власти (особенно местные) для быстрого получения соответствующих услуг. По статистике, население нашей страны ежегодно осуществляет до 100 млн транзакций с государством. Это громаднейший рынок услуг, который можно перенести в Интернет. Но не бывает электронного правительства без "электронных" граждан. То есть последние должны иметь доступ к информационным ресурсам и сервисам министерств и ведомств. А сегодня лишь 2 3 % украинцев реально работают в Сети. Стоит ли ради них запускать такой дорогостоящий проект?

Наверное да, если параллельно с ним начать реальную "информатизацию снизу". По прогнозам аналитиков, к 2005 году около 80 % национальных стратегических планов формирования электронных правительств, которые не интегрированы с планами построения цифрового общества, не оправдают ожидания в области предоставления требуемых услуг и будут провалены. Это и понятно без массового вхождения людей в информационное пространство нет никакого смысла говорить о какой-либо реальной отдачи от е-government.

Чтобы не попасть в этот печальный список, Украина должна в ближайшее время решить проблему "цифрового неравенства" (подавляющее большинство граждан не имеют доступа к информационным технологиям и Интернету).

Сделать это можно несколькими путями. Первый повышение благосостояния граждан. Но и в этом случае далеко не каждый сразу же приобретет себе компьютер и оплатит выход в Сеть. Второй путь создание сети интернет-киосков. Специалисты компании IT Consulting просчитали, что их закупка и установка обойдется в сумму около $100 млн, а расходы на обслуживание составят $3 5 млн в год. Третий путь организация государственных интернет-приемных на базе библиотек, райадминистраций и т. д. Стоимость такого проекта составляет около $50 млн, а его поддержка потребует $5 5,5 млн ежегодно. И четвертый путь (считается наиболее оптимальным) обеспечение массового доступа населения к Сети через интернет-кафе. Их открытие, оснащение и функционирование совершенно не требует бюджетных денег, так как этот сектор рынка можно полностью отдать на откуп малому и среднему бизнесу. Получив от государства аккредитацию на работу клуба в качестве интернет-приемных, владелец такого заведения сам будет заинтересован в предоставлении подобных услуг гражданам Украины.

Какой путь выберут отечественные чиновники, покажет время. Но сегодня ясно одно перехода к цифровому информационному существованию уже не избежать. В этом процессе одни государства будут становиться все более и более развитыми, другие стремительно отставать. И, кто знает, может быть, через десяток лет уже будут страны не только третьего, но и пятого (десятого) мира. Дай Бог, чтобы в их числе не оказалось Украины. Ведь как говорил Дж. Голсуорси: "Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет".

Источник: журнал "Мир связи", № 9/2002



© ITware 2000-2005