2 ноября 2001 г.
В октябре проблемы деятельности операторов IP-телефонии вновь оказались в центре внимания. Это уже вторая волна, которая накатила на украинский берег данного вида услуг за последние полгода. Пустота, возникшая из-за отсутствия Лицензионных условий, была заполнена решительными действиями Укртелекома.
Национальный оператор в последнее время прилагает немалые усилия для того, чтобы закрепить за собой славу компании не только самой крупной, но и использующей самые новые технологии. Совершенно естественное и похвальное желание, особенно учитывая приватизируемый статус предприятия. Но только методы, применяемые при этом, остаются старыми.
IP-телефония, которую последние два года активно внедряют на нашем рынке частные компании, тоже попала в сферу интересов Укртелекома. Он осознает, что игнорируя эту услугу, может снизить свою привлекательность в глазах инвестора. Развитие ее входит в планы Укртелекома, но осложняется его устаревшей технической базой, к тому же на модернизацию нужны приличные средства.
Осмотревшись на рынке, Укртелеком понял, что его оборудование телефонной сети общего пользования, в которое вложены миллионы долларов, как попало эксплуатируют все новые и новые операторы IP-телефонии, появляющиеся в нашем Отечестве как грибы после дождя. Чтобы пресечь это слишком дорогое для себя удовольствие, национальный оператор решает перевести пользование своей сетью операторами IP-телефонии на платные рельсы. И, как он утверждает, даже предупреждал об этом операторов, но те, видимо, плохо расслышали его слова (так как это было сделано в устном виде) либо решили, что “пронесет”, и все оставили без изменений свои отношения с Укртелекомом.
И даже когда в начале октября из Киева пришли тревожные новости о том, что номера телефонов дозвона некоторых крупных IP-операторов стали недоступны абонентам Укртелекома, в регионах мелкие “айпишники” все равно надеялись на авось. И совсем зря – ведь Укртелеком есть везде, и хоть на полчаса, но показал, что такое неуплата причитающегося, отрубив связь с номерами доступа IP-операторов. Выход из такого положения был предусмотрен - телефонный монополист предложил заключить специально разработанный им договор "О доступе абонентов к серверам телематических услуг". Операторы поняли, что с ними не шутят, и вереницей потянулись подписывать документ. Связь им после этого была возобновлена.
Невидимые миру труды
Укртелекому в свою очередь также понадобилось приложить определенные усилия, чтобы обнаружить на своей сети "IP-паразитов". Ведь некоторые компании каким-то образом умудрялись использовать одинаковые номера доступа. В Украине, по оценкам Укртелекома, работает порядка полусотни операторов IP-телефонии (кстати, упомянутые договора могут сейчас служить базой для более точной статистики в этом сегменте рынка). К сожалению, ни количество заключенных договоров, ни названия фирм, а также другие детали этого процесса Укртелеком не комментирует - слишком больная тема. Похоже, что в компании считают, что лечит не только время, но и молчание. И… направляют за ответом к самим IP-операторам.
Могло бы быть и хуже
Пережив “договорное потрясение”, операторы пытаются разобраться в плюсах и минусах сложившейся ситуации. “Предложения Укртелекома в нынешнем виде больше напоминают терроризм на сети и носят временный характер, поскольку не соответствуют действующему законодательству”, - считает Олег Линецкий, директор одесской компании "СТI-Telecom" и основатель Украинского союза провайдеров Интернет-телефонии. - Реальной нормативной базы, позволяющей Укртелекому легально взимать плату за доступ абонентов к телематическим службам провайдеров, не существует. Нагрузка на телефонную сеть от IP-телефонии в десятки раз меньше, чем от Интернета”.
Многие “айпишники” считают, что из двух зол они выбрали меньшее. Ведь почти 900 тыс. грн. за лицензию выложить могут единицы, а 30 коп. (с НДС) за минуту входящей связи, согласно договору с Укртелекомом, - божеская цена даже для IP-оператора средней руки (не стоит забывать, что предоставление услуг IP-телефонии – это, в основном, средний и мелкий бизнес, во всяком случае, пока).
Кстати, по статистике IP-операторов, тарифицируемое ими время разговоров составляет меньше 20% от общего времени соединений. Зачастую люди звонят, чтобы узнать сколько денег осталось на карточке или просят родственников им перезвонить. Пока человек набирает PIN-код, номер телефона, слушает голосовое меню, считаются деньги ІР-оператору. Если же вызываемый абонентом номер занят, то человек ничего не платит оператору, а сам оператор уже должен Укртелекому за две-три минуты.
До сих пор услуги международной связи с использованием IP-телефонии не лицензируются, так как не утверждены Лицензионные условия. Сложно сказать, как долго продлится подобная неопределенность.
Председатель Госкомсвязи Станислав Довгий недавно заявлял о том, что размеры платы за лицензию для ІР-операторов будут пересматриваться. По его словам, они будут определяться, исходя из фактических затрат, то есть могут изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения существующей сегодня стоимости лицензий для разных операторов.
А пока Госкомсвязи фактически передал свою регуляторную функцию Укртелекому. Соответственно ІР-операторам необходимо строить цивилизованные отношения с этим предприятием.
Договор с Укртелекомом очень близок к способу существования ІР-операторов в России, за который ратуют украинские операторы. Там ІР-телефония отнесена к телематическим службам, и лицензируется именно в таком качестве. Стоимость лицензии для работы в конкретном регионе выведена путем деления ее стоимости на всю территорию страны на количество регионов (областей). С аналогичным предложением выступали многие операторы, узнав о неподъемной стоимости украинской лицензии. Но оно не было принято прежним руководством отрасли.
Пример заразителен
Нужно заметить, что Укртелеком не стал первопроходцем-отключателем IP-операторов. Такие случаи еще раньше были замечены за "Оптимой".
Частные операторы стационарной связи также последовали октябрьскому почину Укртелекома, лишив своих абонентов связи с “айпишниками” и предложив последним заключать договора. IP-телефонисты утверждают, что это произошло после того, как Укртелеком направил операторам стационарной связи “черный список” со 194 номерами телефонов дозвона и “рекомендации” по правильной работе с “шаровиками” (эту информацию Укртелеком не подтвердил).
Коммерческие структуры установили и соответствующую их статусу плату. Например, "Велтон Телеком", по свидетельству Олега Линецкого, назвал стоимость 1 грн. за 1 мин. входящей связи. "Фарлеп" же решил не мелочиться и оставил отношения с операторами прежними – бездоговорными. Все познается в сравнении...
В итоге платит потребитель
Безусловно, после подписания договора, операторы IP-телефонии поднимут тарифы на свои услуги на 5–10 центов. Можно предположить, что новые цены все равно не отпугнут клиентов, многие из которых уже стали постоянными.
Показательно, что разбираясь в отношениях с Укртелекомом, IP-операторы отодвинули потребителей своих услуг на второй план. Может, потому, что народ наш терпелив и не такое видел на своем веку. Лишь на сайте “Алло!” была помещена информация для абонентов о проблемах, возникших на сети. Остальные решили не заострять внимание на неприятных моментах. Благо, их удалось быстро ликвидировать.
Решительный настрой коллег
Рынок также дал оценку последним событиям в сегменте IP-телефонии. Генеральный директор Relcom Алексей Бурсук назвал договор с Укртелекомом "не продажей услуг, а рэкетом".
Ему вторит директор Института информационного общества Олег Шевчук, определяя происходящее как "беспредел". Он подчеркнул, что телефонный монополист "имея свое специфическое понимание культуры ведения бизнеса, внедряет "адекватные" действия". Ситуация, на его взгляд, была достаточно прогнозированной. Более того, подчеркивает Олег Шевчук, "в случае, если она останется неурегулированной, следующие шаги могут быть более жесткими. Очевидно, что проблема деятельности ІР-операторов, их взаимодействие с операторами традиционной телефонии для нынешнего руководства отрасли стала гордиевым узлом, который легче разрубить, чем приложить усилия для ее цивилизованного разрешения". Между прочим, Алексей Бурсук представляет ИнАУ, а Олег Шевчук – Антимонопольный союз. И оба заявили, что собираются использовать влияние этих структур для привлечения внимания к проблемам ІР-операторов.
Источник: журнал "Телеком", № 11-12/2001
|