31 января 2001 г.
Что скрывается за словами "телекоммуникационщики" любят UNIX"? Просто констатация факта, что по происхождению эта ОС из телекоммуникационной отрасли (ведь родилась UNIX в AT&T)? Или следствие грандиозности задач обработки данных обо всех абонентах/звонках/телефонных линиях? А что было, когда UNIX`а не было (как не крамольна эта мысль, но ведь квитанции за телефонные переговоры появились раньше)?
Возможности современных компьютеров сделали привычным делом оперативную обработку огромных массивов информации, и бум в области CRM (Customer Relationship Management — управление отношениями с клиентами) – как раз следствие такого рода возможностей. Но ведь есть отрасли, в которых такая задача решается уже многие десятки лет. Например, обработка и учет огромного количества информации о телефонных переговорах. Неужели весь опыт отслеживания и расчета оплаты, например, за телефонные разговоры, выдачи справочной, статистической информации умер вместе с мэйнфреймами?
Ведь еще пару десятков лет назад, во времена увлечения автоматизированными системами управления (АСУ), были созданы интересные решения для информационных систем телекоммуникационной промышленности. Кстати, это была одна из немногих областей, в которых АСУ были эффективны, более того — незаменимы. Телекоммуникационные системы Белорусской ССР, к примеру, работали на мощных мэйнфреймах и использовали СУБД INGRESS. Биллинговая система рассылала бумажные счета каждому абоненту для оплаты в системе сберегательных касс.
Шли годы, технологии стремительно развивались. Появлялись средства, позволяющие намного удобнее и эффективнее организовать всю информационную структуру телекоммуникационных проектов. Одновременно усложнялись задачи, росли требования к информационным системам. Естественно, что при строительстве новых систем требовалось не ухудшать, а улучшать надежность, отказоустойчивость, стабильность работы — вероятно, именно поэтому мощный UNIX-сервер как никто подходит для замены старожилов-мэйнфреймов.
Поподробнее присмотримся к процессу обновления информационных систем на примере, скажем, телекоммуникационной отрасли Беларуси.
Одними из основных задач новой информационной системы Белорусского Телекома (Белтелекома) был ввод повременной оплаты за разговоры; прием денег, минуя сберкассы в онлайновом режиме, а также переход на бессчетовую (безбумажную) технологию оплаты и уничтожение дебиторской задолженности. Для реализации была выбрана клиент-серверная архитектура с центральным сервером и системой терминалов во всех почтовых отделениях и телефонных пунктах. В качестве серверной операционной системы была выбрана одна из наиболее распространенных в мире ОС UNIX — SCO OpenServer 5.05, которая досталась «по наследству» от SCO компании Caldera, а в качестве СУБД —Informix 5.
Специально написанное под UNIX приложение позволяло сделать начисления за месяц по каждому абоненту, включая съем информации с аппаратуры для определения повременной оплаты разговоров, междугородние разговоры. Абонент мог в течение месяца оплатить свои телефонные счета без получения их счета на дом в любой момент на любой почте. При этом деньги непосредственно шли на счета Белтелекома, минуя всех посредников, и исчезли расходы на изготовление и доставку бумажных счетов. Далее был произведен запуск системы, позволяющей выполнять все технологические операции Белтелекома, начиная от постановки в очередь на установку телефона, определения линейных данных и номерной емкости для обработки заявки до выполнения наряда для подключения.
Избавиться от дебиторской задолженности стало очень легко — система автоматически замечала факт пропуска срока оплаты. Через три дня у должника отключался телефон, и в течение месяца он должен был оплатить задолженность и обратное подключение телефона, производимое немедленно после оплаты. Такие правила и автоматизация их выполнения дали поразительный эффект — через полгода дебиторская задолженность практически исчезла.
Дальнейшее расширение информационной системы также использовало платформу UNIX-Informix. Практически мгновенно и безболезненно появилась возможность подключить к работе и справочную службу («09»), службу ремонта и даже принимать оплату за услуги, абсолютно не связанные с телефонными сетями — к примеру, за спутниковое телевидение, услуги операторов мобильной связи и пр.
Это всего лишь краткий обзор одного из удачных проектов на базе UNIX-платформы. Занятно то, что сегодня, при наличии большого предложения информационных решений для конкретных задач, все чаще выбор склоняется в сторону решений на базе Unix- и (!) Linux-платформ. О том, почему эти решения могут быть выгоднее как с технической, так и с финансовой точки зрения, а также о подробностях этого и других проектов все желающие смогут узнать на киевской конференции компании Caldera, которая пройдет 8 февраля 2002 г. в гостинице «Русь» (ул. Госпитальная, 4).
В повестке дня — выступления украинских поставщиков оборудования, интеграторов, пользователей, а также сотрудников Oracle, Novell, Compaq, Intel, Informix и др. Конечно же, вы сможете встретиться с представителями Caldera и задать любые интересующие вас вопросы о OpenUnix, кластерных системах, 64-битном Linux'е, системе удаленного администрирования Volution и о многом другом. Бесплатно принять участие в этом мероприятии смогут по два представителя от компании — для этого необходимо лишь заполнить регистрационную форму http://ru.caldera.com/events/conference.html.
|