20 декабря 2000 г.
Стремительный рост объема информации в Сети способствовал появлению новых технологий в Internet — систем персонализации, согласно которым пользователь может получать только ту информацию, которую он хочет. Что нового могут принести эти системы в уже устоявшиеся законы е-бизнеса?
Что это такое — Internet?.. Ответов на этот вопрос существует масса. Одни скажут, что это единая огромная Всемирная сеть, другие — бездонное виртуальное море, третьи — огромная информационная свалка, четвертые — большой мегамаркет, пятые... Стоп. Эпитетов и определений приводить можно еще много, но все они сводятся к одному: Internet — это, прежде всего, неисчерпаемый источник информации. Сеть поражает своею масштабностью и, что самое интересное, продолжает расти, при этом границам ее роста не видно предела.
Общедоступной Всемирная сеть стала в последнем десятилетии двадцатого века. В начале 90-х пользователи Internet в поисках какой-либо информации просто наугад бродили по ней, натыкаясь на полезные Web-страницы, записывая их адреса в свои блокноты, базы данных. Такой серфинг вслепую занимал массу времени. И стало совершенно очевидным появление в середине 90-х годов целого ряда поисковых машин и Internet-порталов, которые стали своего рода сетевыми путеводителями. Однако Internet продолжала стремительно расти. Количество ее пользователей и Web-сайтов увеличивалось в геометрической прогрессии. Сегодня наш изнуренный дефицитом времени мир столкнулся с проблемой перенасыщенности Internet ненужной информацией. Именно эта проблема стала толчком к появлению нового этапа в развитии Internet — этапа персонализации Сети.
Персонализация Internet находится еще на ранней стадии своего развития, но разговоров о ней с каждым днем становится все больше. Что же говорят?
... — это революционно
Если раньше пользователь воспринимал Internet как совокупность сайтов, то эра персонализации принесла новое видение: Internet — это самая большая в мире распределенная база данных. Появились новые технологии, новые решения, позволяющие использовать Сеть именно в такой роли. Это означает, что теперь пользователи могут выбирать то, что нравится, и при этом им не придется получать горы информационного мусора. Хотите узнавать ИТ-новости только от ITware, — пожалуйста, вас интересует творчество Аллы Пугачевой — вот ее песни, а если вы не хотите, вам никогда не попадутся на глаза новости о новых достижениях в бейсболе североамериканской лиги.
Первый шаг к персонализации Internet сделал портал Yahoo!. Одним из сервисов для его зарегистрированных пользователей стал MyYahoo. Суть его в том, что пользователям предоставляется отдельная Web-страница в домене my.yahoo.com, на которой размещаются сводки погоды, заголовки новостей с тематикой, соответствующей интересам пользователя.
Революционное в свое время решение предложила также компания MSNBC. С ее сайта (http://msnbc.com) можно загрузить программу News Alert размером 50 КБ, которая показывает анонсы новостей многочисленных информационных источников. Анонсы появляются одновременно с обновлением ресурсов. При этом объем информации и интересующие источники пользователь выбирает сам из списка, предложенного MSNBC.
Если вас интересует политика, то благодаря News Alert вы будете знать все новости в считанные секунды, при этом не нужно будет отвле-
каться от работы и ждать загрузки сайта только для того, чтобы убедиться в отсутствии новостей или в том, что новые новости для вас вовсе и не новые.
Статистика показывает, что сервисы MSNBC, MyYahoo, MyExite сегодня пользуются популярностью, однако, несмотря на это, они постепенно смещаются на второй план. Им на смену приходят решения по персонализации уже следующего поколения.
...— это заманчиво
Многие ИТ-компании сейчас активно ведут свои разработки в области персонализации Internet. Их цель — создать некую суперстраницу, которая могла бы по запросу пользователя включать в себя части других Web-сайтов.
Софтверные гиганты, такие как Microsoft и Netscape, изучают сейчас возможность изменения базовой архитектуры построения Web-страниц для того, чтобы впоследствии из нескольких сайтов можно было создавать одну мультистраницу. В это же время более мелкие компании, не дожидаясь существенных изменений в технологии конструирования сайтов, уже разработали Web-сервисы, которые преследуют ту же цель — создать персональный портал, метабраузер.
Метабраузинг (metabrousing), собственно говоря, — это одно из самых простых и надежных решений избавления от ненужной информации в Internet. Именно эта технология позволяет создать персональный Internet-портал: интересные вам новости, картинки, таблицы и т. п. размещаются на одной Web-
странице. И уже не нужно тратить время при переходе от страницы к странице в поисках интересной информации.
Одним из самых первых метабраузеров стал Quickbrowse (http://www.quickbrowse.com). Его технология до абсурда проста: вы указываете адреса сайтов, которые просматриваете регулярно, и Quickbrowse формирует метабраузер, на котором одна над другой размещаются заглавные страницы ваших любимых сайтов. При этом все гиперссылки, графика, информация на нем имеет идентичный первоисточникам вид. Quickbrowse экономит время при про-
сматривании Web-сайтов, однако имеет свои недостатки: невозможно выделить определенный элемент страницы, она показывается целиком, что делает метебраузер весьма громоздким и не совсем удобным, при этом каждый раз обязательно следует вводить URL страницы. Исходя из популярности Quickbrowse, в конце 1999 — начале 2000 года стали массово появляться новые метабраузеры, учитывающие как плюсы, так и минусы первопроходца.
Так, одними из самых популярных мультистраниц стали OnePage (http://www.onepage.com) и Octopus (http://www.octopus.com). Эти метабраузеры позволяют создавать свою персональную страницу из элементов сторонних сайтов.
OnePage предоставляет пользователю персональный сайт с меню, которое автоматически формируется, исходя из приоритетов, указанных в регистрационной анкете, или создается пользователем самостоятельно. Собственные разделы можно наполнять информацией как из категорий, предложенных OnePage, в которых размещаются партнерские Internet-проекты, так и со сторонних сайтов. В последнем случае собственный портал строится из элементов уже готовых Web-страниц: можно воспользоваться иллюстрацией, блоком заголовков, текстом, HTML-таблицей. Например: вы больше всего увлекаетесь автомобилями, политическими новостями, спортом и компьютерной техникой. Именно такими могут быть названия пунктов меню. В разделе «Компьютерная техника» вы сможете разместить окно с новостями из ITware, иллюстрации с сайта Intel, обсуждения с форумов IXBT.
В отличие от OnePage, Octopus не предоставляет метабраузер с меню: все элементы сторонних сайтов находятся на одной мультистранице, содержание которой сохраняется в специальном каталоге. Благодаря этому каталогу можно таким образом создавать несколько мультистраниц.
Несмотря на сходство предоставляемых сервисов, метабраузер Octopus получается более удобным, быстродействующим и легким к восприятию. Однако среди массы достоинств двух вышеперечисленных решений существуют и недостатки. Самым существенным из них является то, что ни Octopus, ни OnePage не предоставляют доступ к зонам Web-сайтов, требующим идентификации пользователя. В решении этой проблемы на помощь приходит система Yodlee (http://www.yodlee.com).
Совокупность сервисов Yodlee, именуемая My Account, позволяет через персонализированный Web-сайт иметь доступ к ресурсам, требующим пароля. Так, на одной странице вы сможете получать информацию сразу из нескольких источников, требующих идентификации. Почтовый ящик, закрытая рассылка новостей, информация о банковском счете, туристические услуги, корзина онлайнового магазина — теперь все это может размещаться на одном метабраузере. Вам не нужно будет переходить от сайта к сайту, вводя все новые пароли, достаточно его ввести один раз на персональной странице в системе Yodlee, и у вас также будет доступ ко всем закрытым для публичного просмотра ресурсам.
Стоит упомянуть и о сервисе DoDots доступном на http://www.dodots.com. Загрузив с этого сайта небольшую по размерам программу, называемую DoDots, вы сможете хранить на своем рабочем столе самые интересные для вас элементы Web-сайтов. В небольших окошках будут размещаться заголовки новостей CNET, сводки погоды и т. п. Единственным неудобством этой программы является то, что информацию можно выбирать лишь с сайтов-партнеров DoDots, однако стоит отметить, что таких немало.
... — это так просто
Персонализация Internet приносит массу положительных моментов в жизнь пользователей Сети. Во-первых, это экономия времени, во-вторых — это отметание ненужной информации.
Пользователи получили возможность смотреть то, что им нужно, читать то, что им интересно. Создать свой персо-
нальный портал при помощи вышеперечисленных технологий оказывается очень просто.
Хотите, чтобы кнопочка вашей онлайновой торговли была рядом с курсами валют? Пожалуйста! Хотите, чтобы компьютерные новости размещались на одной странице с форумами — нет проблем. Вас раздражают баннеры и Internet-реклама? Просто сотрите их!
Бурное развитие технологий персонализации Internet и их популярность дают все основания предполагать, что победному шествию метабраузеров не будет никаких преград. Но...
... — это как посмотреть
Персонализация Internet хороша в том случае, когда человек понимает, что конкретно он ищет. Однако зачастую люди сами не знают, чего они хотят. Выбрав какие-то определенные информационные потоки в Сети, согласно своим нынешним приоритетам, человек может пропустить массу нового, неизвестного ему. Персонализация виртуального пространства, таким образом, не позволяет расширять кругозор своим пользователям. А ведь, наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда в Internet случайно находилась информация, которая потом становилась одной из самых актуальных. Не попробовав шоколад, как говорится, нельзя понять, что он вкусен...
Более того, существует еще и подоплека с технической стороны. Internet — среда стремительно развивающаяся и бурно видоизменяющаяся. Многие Web-сайты постоянно перерабатываются, совершенствуются. И в этом случае, оказывается, не так-то просто управлять своим персональным порталом. Следует постоянно отслеживать все эти изменения и вовремя на них реагировать.
Но все это только цветочки... Ягодки же состоят в том, что персонализация Internet заставляет пересмотреть уже устоявшиеся модели электронного бизнеса. Если до сих пор центром е-бизнеса был Web-сайт и компании старались сделать его наиболее привлекательным, функциональным и, как следствие, максимально посещаемым, то теперь эта концепция перестает работать. Возьмем, например, онлайновую рекламу. Internet-проекты, ориентированные приносить прибыль благодаря рекламе, основываются на двух принципах: сайт должен быть посещаемым, и тогда его владельцы могут навязывать пользователям любую информацию. Но как только начнется массовое использование персональных порталов, эта модель рухнет. Все идет к тому, что в виртуальном мире, как и в реальном, будет масса каналов сбыта и продвижения товаров, а Web-сайт будет всего лишь одним из них и, вполне вероятно, не самым важным.
Но, с другой стороны, быть может необходимость приближения искусственных принципов электронного бизнеса к бизнес-принципам в реальной жизни и стала основой персонализации Internet.
... — это будущее
Как показывает сложившаяся ситуация, Internet медленными, но уверенными шагами идет к персонализации. И дело заключается не только в удобстве и оперативности получения информации. Как известно, следующим витком развития е-бизнеса является m-бизнес (мобильный бизнес). Основным отличием второго от первого является то, что мобильные телефоны и карманные ПК не могут получать информацию в таких объемах, как обыкновенный компьютер. В мобильном бизнесе, информация должна доставляться целенаправленно и небольшими частями. А ведь именно это позволяет персонализация Internet. И будет у каждого своя персональная Сеть.
|