29 октября 2001 г
Пришло время и украинским компаниям по-новому взглянуть на способы ведения своего бизнеса. В центре всеобщего внимания — бизнес электронный.
Крупнейшее в истории IT-рынка Украины мероприятие, посвященное практике применения информационных технологий в бизнесе, прошло 1 и 2 октября в Киеве. Intel Business Solutions Forum собрал 616 представителей предприятий крупного и среднего бизнеса Украины. Большинство участников — 388 человек — топ-менеджеры. В экспозиции и семинарах приняли участие 15 крупнейших компаний IT-рынка Украины.
Киевский форум — одно из серии мероприятий, которые Intel организует в странах Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Характерно, что серия форумов в Восточной Европе началась именно с Киева,— свидетельство высокого потенциала украинского рынка информационных технологий. Согласно исследованиям компании IDC в 2000 г. в Украине было продано ПК на сумму более $168 млн, при этом более 86 % систем было произведено отечественными компаниями. Рост показателей IT-бизнеса свидетельствует о развитии украинского рынка. Но что ждет его в будущем и кто окажется на его вершине?
Как подчеркнул в своем выступлении Крис Томас, главный стратег корпорации Intel по e-business, в рыночной борьбе выживает тот, кто оказывается быстрее в анализе ситуаций и реакции на них, тот, кто правильно формирует свои расходы. Для компаний, бизнес которых "завязан" на поставщиках и партнерах, особую значимость приобретают эффективные средства взаимодействия с ними (business to business, В2В).
Такими средствами являются решения e-business (B2B-системы, реализованные на основе Internet-технологий). Они вызывают у украинских компаний повышенный интерес, но в то же время настораживают. Ведь немногие четко представляют, что такое e-business и что общего он имеет с электронной коммерцией (e-commerce). Форум постарался расставить точки над и, а вслед за ним попробуем это сделать и мы.
Экскурс в e-commerce
Последние несколько лет были отмечены беспрецедентным бумом в области Internet-экономики и электронной коммерции (e-commerce). Но сейчас бум закончился, и многие компании, использовавшие в своем бизнесе модель электронной коммерции, разорились.
В свете этих событий возникают вопросы — туда ли мы идем, и так ли необходимо увязывать бизнес и Internet? Может быть, сочетание Internet с бизнесом — это химера, тупиковая ветвь, увлечение, которым переболел развитый мир? Зачем нам повторять чужие ошибки? Что ж, попробуем найти истину.
Электронная коммерция — это использование Internet как среды для продажи товаров и услуг конечным потребителям. Это лишь один из способов взаимодействия поставщика с потребителем (business to consumer, B2C), не более того. Он не способен полностью вытеснить традиционные пути движения товаров и услуг. Выгода электронной коммерции в том, что предлагаемые товары и услуги представлены не на реальных полках торговых центров, а виртуально — на Web-страницах сайтов-магазинов.
Покупатель получает максимум информации о товаре (Web позволяет сделать это удобно и компактно), а также дополнительные услуги. Выгоды электронной коммерции — в огромной аудитории потенциальных покупателей и отсутствии затрат на аренду торговых площадей, зарплату для продавцов и т. д.
Однако не всякий товар можно эффективно продать через Сеть, и первоначальный успех отдельных компаний (за которыми и пошла ажиотажная волна e-commerce) был обусловлен правильным выбором товара для электронной коммерции (вспомним книжный сайт Amazon.com).
По мнению президента компании "Евроиндекс" Валерия Пекара, ажиотаж вокруг Internet-экономики схлынул потому, что "новая экономика не дала экономике традиционной существенного прироста производительности". Но именно это при правильном применении дает другая ипостась Internet-экономики — электронный бизнес — использование Internet, ориентированное на повышение эффективности взаимодействия компаний с поставщиками и партнерами (business to business, B2B).
Модели e-business
В отличие от электронной коммерции, электронный бизнес невозможно внедрить "за одну ночь". Это не "внешнее" решение, это средство повышения внутренней эффективности бизнеса. Предпосылки для создания электронных решений B2B — наличие IT-инфраструктуры у предприятия и его партнеров, культуры использования информационных технологий, прозрачности и определенности бизнес-процессов. А уж далее следует совершенствование собственно компонентов B2B.
Что предлагают системы электронного бизнеса? Это построение информационной системы коллективного пользования на основе единой базы данных; это персональные профили для каждой компании-партнера и каждого пользователя; это непрерывный доступ к системе (24 часа 365 дней в году); это автоматизация многих функций, к примеру, дозаказ комплектующих при уменьшении складских запасов.
Учитывая разнообразие бизнес-отношений и схем взаимодействия с партнерами, трудно было бы предложить одно решение для всех. Их существует множество, но основных моделей решений электронных В2В-систем несколько: каталожная или списочная модель (есть список партнеров, с которыми строится двусторонний информационный поток); аукционная модель (аукционы); биржевая модель (фондовые и валютные биржи); бартерная модель (площадка для бартерных сделок).
Что до реального воплощения этих моделей, в Украине в основном пока начинают получать распространение торговые площадки и CRM-решения (Customer Relationship Management). Примером решения типа торговой площадки является online-биржа, позволяющая размещать заявки, совершать сделки контрагентам через Internet. В общей массе своей торговые площадки разрабатываются для брокерских компаний и банков (торговля на фондовом рынке), банков и дилерских компаний (торговля на валютном рынке Forex), промышленных предприятий (В2В-решения).
CRM-системы обеспечивают, в частности, оперативный сбор информации о клиентах и ее анализ; планирование и прогнозирование. В них особенно нуждаются компании с большим количеством клиентов — банки, финансовые организации, телекоммуникационные компании и другие, ориентированные на массовый рынок.
Сегодня и завтра
В рамках форума крупнейшие компании IT-рынка Украины продемонстрировали свои решения для корпоративного рынка, как аппаратные, так и программные. Интересно, что "Квазар-Микро" и "Информационные компьютерные системы — ICS" уже используют свои собственные решения B2B в работе с партнерами и поставщиками.
Александр Кардаков, президент компании ICS, говоря о e-business, подчеркивает первичную роль управленческого консалтинга, которым в холдинге ICS занимается компания "Кий Консалтинг", специализирующаяся на внедрениях систем управления предприятием (ERP) на базе платформы Navision Attain. "Систему e-business невозможно реализовать на пустом месте. Это требует как минимум наличия работающей ERP-системы. С нашей точки зрения, внедрение решения e-business является частью процесса совершенствования системы управления предприятием, и наша цель — помочь клиенту в этом".
"Квазар-Микро" продвигала на форуме собственную B2B-систему "КМ E-Business". Говоря о ближайших перспективах, Максим Агеев, вице-президент компании "Квазар-Микро", сообщил, что основными для "Квазар-Микро" будут два направления: В2В и создание электронных отраслевых торговых площадок. "Сегодня в Украине эти направления представляют колоссальный интерес для субъектов рынка. Например, фармацевтика — классическая отраслевая бизнес-площадка. Мы приступили к реализации подобных проектов с тем, чтобы через год-полтора "Квазар-Микро" обеспечила желающим доступ к любой из имеющихся отраслевых торговых площадок".
Internet-модули присутствовали и в ERP-предложениях ведущих консалтинговых компаний, участвовавших в специальной конференции "Менеджмент-консалтинг: инструменты и технологии повышения конкурентоспособности предприятия", проходившей в рамках форума.
Несомненно, решения e-business на украинском рынке будут применяться — и чем дальше, тем шире, поскольку рост конкуренции неизбежен. А события, подобные прошедшему форуму, помогут украинским компаниям и государственным организациям сориентироваться в многообразии предложений на этом рынке.
Intel Business Solutions Forum глазами посетителей
Николай Николаевич Коваль
зам. президента по финансам и инвестициям АООТ "Свемон" (телекоммуникации)
"Форум был интересен тем, что на нем была представлена информация по современным компьютерным системам и решениям в форме, доступной для руководителей и топ-менеджеров компаний: технических и финансовых директоров, главных бухгалтеров и др.
Участники получили информацию о том, как эти решения работают и какую пользу могут принести. В частности, интересным был семинар компании "Софтлайн" по системе "Контроллинг и бюджетирование".
Если говорить о форуме вообще, то, как мне кажется, организаторам удалось отойти от привычной компьютерной направленности подобных мероприятий".
Михаил Владимирович Иванченко
зам. начальника управления Минпромполитики Украины
"Нас интересовали на форуме бухгалтерские и финансовые решения для предприятий, которые курирует наше министерство. Это около 2000 предприятий металлургии и машиностроения, горнорудной, химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности.
Могу сказать, что решения с адекватной функциональностью для большинства наших предприятий все же чересчур дороги. Исключение составляют большие металлургические заводы, для которых показанные на форуме системы представляют интерес.
Было много информации, ориентированной на компьютерщиков — хотелось бы большей доступности семинаров для управленцев. В любом случае, если форум будет проходить повторно, мы, несомненно, примем в нем участие. Более того, мы будем рекомендовать участвовать в нем предприятиям, которые могут быть заинтересованы в решениях, представленных на нынешнем форуме".
Людмила Ивановна Бутенко
начальник департамента управления, прогноза и анализа, Киевский маргариновый завод
"Мы планируем в ближайшее время переходить на новое финансовое ПО, и форум позволил нам составить представление обо всем спектре решений. В целом, приятно, что большинство компаний, представлявших свои программы, ориентировались не на IT-специалистов, а на руководителей и экономистов".
|
|
|