25 сентября 2000 г.
История Олимпийского движения удивительным образом отражает основные вехи развития информационных технологий. Нынешняя Олимпиада в Сиднее не является исключением...
Когда в конце XIX века барон Пьер де Кубертен (в бывшей Стране Советов умалчивали о его титуле, сильно напирая на то, что он был школьным учителем) сумел возродить античную традицию Олимпийских игр, человечество сразу ощутило, что за ними большое будущее.
Как и свойственно человеческой расе, разные люди с разных сторон смотрели на это явление планетарного масштаба. Одни видели в Олимпийских соревнованиях модель светлого будущего человечества, когда будут, наконец, воплощены вековые чаяния о мире без войн, политических конфликтов и социальной несправедливости. Другие, не отрицая предыдущего тезиса, подходили к делу куда более прагматично. Политики видели в Олимпиадах инструмент Большой Политики (вспомните, что происходило в нашей стране во время Московской Олимпиады 1980г.), а бизнесмены -- уникальную арену Большого Бизнеса.
Последних (как, в прочем, и первых), можно понять. Вице-председатель совета директоров и CEO Samsung Electronics Джонг-Йонг Юн, присутствуя на Олимпиаде-2000 в Сиднее, выразился весьма недвусмысленно: «Неоценимое значение олимпийской традиции лежит в ее способности подняться над культурными, расовыми, религиозными различиями и объединить людей в мирном соревновании. Она стоит выше политических и социальных конфликтов» Чем не идеальная витрина для продвижения новых продуктов и технологий, в том числе информационных?
Кажется, первой это поняла IBM. Начиная с 1960 г., когда компания впервые стала поддерживать Международный Олимпийский Комитет (МОК), технологии IBM стали частью олимпийской истории, а та, в свою очередь – частью истории информационных технологий. Тогда, на зимней Олимпиаде в Скво Веллей (США) болельщики и спортсмены смогли впервые отслеживать результаты соревнований в реальном режиме времени благодаря компьютерной (при вводе с перфокарт!) обработке информации.
Через 4 года на олимпиаде в Токио организация удаленной регистрации участников, обработки информации и печати результатов соревнований в 32 точках, где они проводились, разнесенных более чем на 120 км, символизировала начало эры компьютерных сетей.
В 1968-м на зимней Олимпиаде в Гренобле (Франция) были использованы первые в мире мэйнфреймы IBM System/360. Летом 1976-го в Монреале была построена единая система Управления Олимпийскими Играми, объединившая 150 терминалов с несколькими мэйнфреймами и позволившая в реальном режиме соревнований воспроизводить все детали результатов каждого спортсмена.
В Москве в 1980-м компьютеры были впервые напрямую подключены к крупнейшим мировым информационным агентствам, передавая репортажи и новости на трех языках, включая русский. Там же советский мэйнфрейм, подключенный к этой системе, в результате сбоя потерял уйму статистических данных. Зимой 1984-го в Сараево на компьютерах, обслуживающих Олимпиаду, было установлено новое приложение с загадочным названием «электронная почта». Летом того же года в Лос-Анджелесе IBM становится Официальным Спонсором Олимпийских Игр, стараясь, видимо, узаконить сложившийся успешный альянс.
На XVI зимней олимпиаде в 1992 году в Альбертвилле (Франция) впервые были применены мультимедийные системы с интерфейсами к телевизионным приемникам, совместившие данные и фоторепортажи соревнований с голосами радиокомментаторов. А тем же летом на Играх в Барселоне интерактивные радио/ТВ-комментаторские приложения были впервые снабжены сенсорными дисплеями.
Наконец, в 1996 году на летних играх в Атланте (США) свет увидел первый Официальный веб-сайт Олимпийских игр , набравший за короткий период рекордное число посещений (189 миллионов!) и ставший одним из самых крупных ресурсов в мире на то время. А еще через 2 года веб-сайт зимней Олимпиады в Нагано после регистрации 634 млн посещений (и рекордной цифры 110414 посещений в минуту!) был назван «самым популярным событием в истории Internet», а его разработчик (все та же IBM) попал в книгу рекордов Гиннеса как мировой рекордсмен Internet-трафика.
Итак, благодаря своим масштабам, духу и направленности, Олимпийское движение в некотором роде напоминает «краткую историю развития ИТ в картинках». Не стала исключением из этой тенденции и нынешняя, XXVII Олимпиада в Сиднее.
IBM, хотя и оставившая несколько лет назад титул Официального Спонсора, тем не менее активно участвует в соревнованиях, но не на спортивных аренах, а в Internet, разработав, по ее словам, «наиболее мощную систему результатов и данных во всей истории Олимпийских игр» на базе своих решений для е-бизнеса.
Samsung, которая приняла знамя Олимпийского партнера по оборудованию беспроводной связи еще на Олимпийских играх 1998 г. в Нагано, привнесла в Сидней азиатский размах. Спортсменам, организаторам и представителям СМИ, участвующим а Олимпиаде, было роздано 25 тысяч мобильных телефонов, пейджеров и радиосистем. Центральным звеном $200-миллионной олимпийской маркетинговой кампании Samsung стал развлекательный комплекс «Олимпийские Встречи @ Samsung». Рассчитанный на 600 000 человек, он расположился рядом с центральным олимпийским стадионом на площади размером 4000 кв. м. Посетителям предоставляются бесплатные угощения на любой вкус, в том числе и информационные -- доступ к Internet, информационные службы, прямая трансляция игр, звонки по мобильной связи в любую точку мира. Таким образом компания намерена воочию продемонстрировать глубокое проникновение в нашу повседневную жизнь телекоммуникаций и информационных технологий.
Как видим, история продолжается с нарастающим размахом и масштабами. Что нас ждет в будущем? Быть может, следующая Олимпиада будет полностью транслироваться в Internet, исключая необходимость физического присутствия на соревнованиях? Или вообще полностью проходить в Internet? Не будем фантазировать -- подождем.
|