11 мая 2001 г.
С 24 по 27 апреля в Киеве прошла выставка «Телеком&Internet», а точнее – акция «Развитие Украины и Киева через Интернет», в рамках которой и состоялась вышеуказанная выставка
Сразу же отметим, что данное мероприятие выделялось в ряду других украинских выставок.
Революционная особенность…
В первую очередь, это касается организационного аспекта – в частности, специализированная выставка «Телеком&Internet» не только объединила ранее существовавшие (в 1998–2000 годах) выставки «Телеком» и Internet, но и их устроителей (выставочную компанию HitExpo и Украинскую ассоциацию операторов связи «Телас»).
Что для выставочного рынка Украины явление весьма и весьма редкое – существующая здесь конкуренция отличается особой жесткостью, если не сказать жестокостью, в результате которой по разным причинам страдают не только организаторы, но и экспоненты (участники).
Например, от того, что нередки случаи чуть ли ни одновременного (по срокам) проведения почти идентичных выставок – а бюджет-то у потенциальных участников не резиновый. Тематические направления выставок и деятельности предприятий требуют участия последних в нескольких специализированных выставках, а это опять же накладно. Страдают и организаторы – от недобора участников и т. д.
Кстати, именно рассматриваемые нами выставки (организаторы) и продемонстрировали в прошлом году яркий пример такого подхода. Так, организаторы умудрились провести две выставки («Телеком-2000» и Internet-2000) в одном выставочном центре («Украинский дом») с разрывом буквально в несколько дней. Это привело к тому, что некоторые экспоненты, принимавшие участие в обеих выставках, даже не разбирали свои стенды.
…и особенность эволюционная?
С другой стороны, сегодня на дворе конвергенция, которая диктует новые правила игры на фронте информационных технологий – все сильнее и сильнее стирается та, некогда видимая, грань между телекоммуникациями и информатикой. Что находит свое отражение и в выставочном бизнесе – нет сегодня «чистых» компьютерных или телекоммуникационных выставок, на любой из них представлены оба сегмента деятельности.
Другой вопрос, насколько удастся организаторам этих самых «чистых» выставок сделать свои экспозиции универсальными. И в этом отношении выставку «Телеком&Internet», пожалуй, можно назвать одной из первых попыток.
В приветствии участникам и посетителям выставки «Телеком&Internet» председатель Госкомсвязи и информатизации Олег Шевчук отметил: «Учитывая то, что на современном этапе развития общества невозможно четко разделить связь и информатизацию, Государственный комитет связи и информатизации Украины вместе с ассоциаций "Телас" и Киевской городской государственной администрацией проведут 24-27 апреля 2001 года объединенную специализированную выставку «Телеком&Internet», конференции и семинары, на которых планируется широкая демонстрация потенциала современных телекоммуникаций, оборудования и возможностей Интернета».
Истины ради отметим, что попытка скрестить “Интернет” с “Телекомом” у нас уже предпринималась и другими выставочными компаниями – “Евроиндексом” и “Комиздатом”. Правда, пока раздельно, что и отличает ситуации. Нельзя сказать, что попытки эти были совсем уж неудачными, хотя и об удаче говорить было бы преувеличением.
Виртуальность реальная…
И объясняется это отнюдь не низким профессионализмом той или другой выставочной компании, причина лежит все в той же экономической плоскости. Пока еще слишком мал удельный вес «Интернет-телекоммуникаций” (или “компьютерной связи”, по версии Госкомстата) в отрасли информационных технологий в Украине, которые “ближе” к телекоммуникациям. Из общего объема предоставленных услуг в отрасли электросвязи (в прошлом году составившего 6,4 млрд. грн.) на компьютерную связь пришлось лишь 150 млн. грн. Как говорится, комментарии излишни.
Еще одним существенным фактором слабости украинского Интернет-направления (в смысле демонстрации успехов на выставках) является скудость, а точнее практически полное отсутствие собственных разработок и производства. Если в телекоммуникациях около 150 предприятий в этом плане хоть что-то производят, то в Интернете – практически ничего (за исключением некоторых программных продуктов).
В свое время у нас только одна(!) компания - “Вектор” – занималась разработкой и производством модемов, позднее она от этого пути отказалась. Ее место сегодня, правда, заняла другая компания – ИТЭК, которая на данной выставке демонстрировала свои xDSL-модемы «Сириус-128», которые уже устанавливаются на украинской сети (227-я и 235-я АТС в Киеве). Этой же компанией разработан и еще один тип модема – «Процион 115» (для выделенных физических линий).
Сюда, наверное, можно отнести и серверно-компьютерное направление – какой же без него Интернет? В частности, компания ICS представляла свои серверы и компьютеры, другой вопрос – насколько они «свои»?
Кстати, не особенно густо было на выставке и телекоммуникационных производителей. Серьезные разработки предложила компания «ИнноВинн» (анализатор), «Одесскабель», УЦТК (АТС «Квант-Е»), «Прожектор» (системы передачи).
Выставка «потеряла» одного из лучших наших производителей систем коммутации – компанию «Днепровский машиностроительный завод», который, по имеющимся сведениям, занимается и разработками оборудования передачи данных.
…и реальность виртуальная
Несомненно, в сфере программных средств и реального Интернета (контента, доступа и т. п.) выставка была побогаче, что, собственно, и отражает реальное положение дел на Интернет-рынке Украины.
Вместе с тем целый ряд ведущих Интернет-сервис-провайдеров (ISP) проигнорировал данное мероприятие. Так, были «потеряны» (в сравнении с выставками «Телеком-2000» и Internet-2000) «УкрСат», Golden Telecom, Lucky Trade Co., IP Telecom, Relcom Ukraine, хотя некоторые из них собирались принимать участие в текущей выставке (по данным главы HitExpo Олега Мотрука), но в последний момент передумали. Хотя были здесь и приобретения: новый развивающийся проект DataCom (всеукраинская сеть передачи данных), Global Ukraine, Goodwin Online, «Адамант».
Среди самых крупных приобретений можно было бы выделить появление на выставке Утела. И не только в части статуса нового ISP – все же этот оператор занял второе место на рынке телекоммуникаций Украины в прошлом году (1,4 млрд. грн.). И перспективы этой компании весьма светлые – ведь она контролирует рынок междугородной связи Украины.
Вообще, если говорить о “доходной” стороне выставки, то надо отметить, что она вобрала в себя 90% рынка телекоммуникаций нашей страны – именно такова доля в общих доходах электросвязи Украины трех участников выставки: Укртелекома, Утела и UMC.
Первые две компании, заняв на выставке соответствующее их статусу место в центре, развернули шумную череду разнообразных шоу, как и подобает компаниям, предоставляющим массовые услуги. В том числе и Интернет-услуги, с которыми они в последние годы выходят на лидирующие позиции в Украине. И не исключено, что здесь вполне возможен “телекоммуникационный” вариант развития событий (имеется в виду доля рынка). Правда, при правильном менеджменте. Или “неправильном” рынке?
Третья же компания (UMC), почему-то (в отличие от предыдущих выставок) вела себя достаточно скромно, хотя ей тоже было что показать – тот же WAP, да и намечающийся GPRS…
Было бы несправедливо не отметить постоянных участников рассматриваемых нами выставок (в раздельном и общем вариантах) – компании “Тессарт”, “Телесенс”, “ИнноВинн” и “Софтлайн”, уже внесшие либо вносящие солидный и отмеченный на международном уровне вклад в сфере программных разработок, “Инфоком” (передача данных), ICS, вышедшую сегодня на телекоммуникационный рынок.
И, наконец, контент, или компании, его предоставляющие. Его или их, оказалось на удивление не так много. Это в основном постоянные участники выставки: «Лига», ElVisti, Украинская баннерная сеть, UA Portal и др.
Ситуацию в плане контента поддержали и СМИ. Надо сказать, что на такого рода выставках СМИ становятся полноправными участниками, а не рекламными довесками.
Заместитель председателя Госкомсвязи Александр Баранов
Впечатление от выставки - хорошее
Среди основных целей любых выставок - информирование общества потребителей о возможностях тех, кто предоставляет товары или услуги. А другая цель, не менее важная, - популяризация тех технологий, которые на выставке представлены. Речь на данной выставке идет о популяризации прежде всего информационных технологий. Несмотря на то, что слово "Интернет" сегодня модно и очень широко распространено, немногие имеют реальное представление о возможностях Интернет-технологий. Так, на наш взгляд, именно их популяризация предельно важна для Украины. Мы много говорим об информационном обществе, но оно не строится словами, оно строится действиями. А действия - это когда есть информационные технологии, существует на них спрос и они внедряются в жизнь. Выставки как раз и способствуют более широкому внедрению этих технологий. И можно сказать, что "Телеком&Internet-2001" в той мере, в которой она реализована, себя оправдала. Но это еще не означает, что одна выставка прошла - и все проблемы решены.
|
|
Какие можно сделать выводы?
Если говорить о чисто арифметическом эффекте от объединения двух выставок, то он почти адекватен. Если на «Телекоме-2000» было 33 участника, на Internet-2000 – 47, то на «Телеком&Internet-2001» – 76.
Сложнее ситуация с эффектом содержательным – революции пока не произошло. В общем-то выставка не отличалась в этом плане от других.
Попытка провести Украину через Интернет в основном предпринималась в части теоретической – на конференциях и круглых столах – "Перспективы развития электронного правительства в Украине", "e-Development", "e.Business" и др.
Изюминкой, как всегда, стал, конечно же, 4-й съезд операторов связи Украины (подробнее о нем читайте на с. 17). Однако и сам съезд продемонстрировал глубокую пассивность операторов – пожалуй, можно считать нонсенсом то, что был только один выступающий – президент «Теласа» Олег Проживальский. Других не оказалось. К чему бы это?..
|