5 марта 2001 г.
Такой была тема одного из круглых столов, прошедшего 21 февраля в рамках EnterEX 2001. Руководители украинских и зарубежных компаний обсуждали вопросы политики государства в области ПО, состояние рынка Украины, перспективы украинского ПО на мировом рынке, вопросы оффшорного программирования. Наиболее интересные мнения участников круглого стола перед вами.
Показатели украинского рынка ПО и инвестиции в него
Виктор Спиридонов, исполнительный директор Украинской ассоциации разработчиков ПО: Организация не проводила профессиональный анализ этого рынка, но в то же время мы пытаемся делать анализ отечественного рынка на основе экспертных оценок. Согласно этим оценкам сегодня в Украине число реально работающих программистов – 5–6 тыс. человек. Оценка всего объема производимого ПО в Украине (как для внешнего, так и для внутреннего рынка) составляет $47–53 млн. (Из России экспортировано за 2000 г. на $126 млн.) По предварительным оценкам, в нашей стране 126 компаний, связанных с разработкой ПО.
Михаил Шмелев, "IT Ресурс": 90 % украинских компаний кроме разработки ПО ранее занимались (а большая часть из них занимается и сейчас) смежной IT-деятельностью. Поэтому о «чисто софтверных» компаниях говорить вряд ли приходится.
Олег Астрахань, "КОМПАС": Такая ситуация возникла с начала 90-х гг., а до этого даже в Украине можно было зарабатывать деньги, создавая программы, и потом инвестировать их в смежные отрасли. Что же касается рынка ПО, то есть товарный рынок, т. е. программы в коробках, и есть рынок программных услуг.
На сегодняшний день отсутствует структурирование рынка ПО, и особенно рынка систем автоматизации управления предприятиями, который пока является наиболее емким. Поэтому рынок ПО надо сегментировать и для заказчиков, и для разработчиков.
Андрей Балакин, ТФПК: Слово «индустрия» предполагает производство ПО, так вот из 126 упомянутых компаний, производят только 20–30, а остальные – «вольные художники», поэтому вряд ли сейчас можно говорить об индустрии ПО. Если она есть, то несколько однобокая – это ПО управления предприятиями и бухгалтерского направления. Поэтому зарубежный инвестор в такой ситуации вряд ли будет вкладывать деньги в развитие систем «украинской бухгалтерии».
Владимир Лунин, "Ксиком Софт": ПО автоматизации управления – это то, без чего сегодня предприятия не могут жить, поэтому достаточно развит данный сегмент украинского рынка. Но на нем также приходится выживать, предоставляя услуги по внедрению и сопровождению программных комплексов этого направления, так объемы денег, зарабатываемых на продаже лицензий и коробок, значительно меньше. А так же при этом попутно решается проблема пиратства. Разрабатывая только коробочное ПО, подавляющее большинство украинских компаний просто не выживут.
Олег Астрахань: Есть еще один сегмент рынка, который достаточно емкий. Это то, что раньше называлось АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами), – управляющие программы, контроллеры и ПО для контроля технологических процессов. И там инвестиции более реальны. Но им никто у нас не занимается.
Вадим Лакиза, IDM: Говоря об индустрии ПО, надо отметить, что индустрия отличается от его разработки тем, что компания, которая занимается созданием программ, имеет определенную инфраструктуру, т. е. имеет весь цикл производства. И инвестор будет вкладывать деньги в те компании, где увеличение производственных мощностей будет приводить к увеличению прибыли. Количество компаний, попадающих под определение «индустрия», в Украине действительно очень мало. Это вызвано тем, что этот рынок ПО достаточно узок, если даже говорить и о рынке так называемых бухгалтерских программ. Отечественный рынок еще не сформирован, и ПО на нем товаром в полном смысле еще не является.
Структурированность рынка появится только тогда, когда разработчик сможет выбрать из множества заказов те, которые он сможет квалифицированно выполнить, а сегодня, когда один заказ в месяц, приходиться браться за все.
Владимир Винецкий, Tavex: На развивающемся рынке ПО для Internet вполне возможны инвестиции, как для внутреннего рынка, так и для внешнего. Сегодня Украина находится в первом десятке стран, разрабатывающих ПО.
Игорь Рязанов, "Земляничные поляны": Нужно не только выходить на иностранные рынки, но надо отстоять свой рынок от программ мировых производителей, и в частности российских. Ведь принимаются же меры по защите отечественного производителя в других отраслях, а в секторе ПО об этом даже никто не говорит.
Владимир Плитус, "Импакт": Коробочные программные продукты создавать можно и нужно, и этому свидетельство продаж «северного соседа». Поэтому украинское ПО должно делать то же самое, а для этого должна быть соответствующая линейка продуктов.
Александр Баранов, Госкомсвязи: Если говорить о часто упоминаемом пиратстве в области ПО в целом, то очевидно, что бороться с ним надо.
Сегодня существует большое количество компаний, готовых принять инвестиции и отвечать за их возврат. В первую очередь, это инвестиции в разработку программ массового использования и приложений для конкретных бизнес-проектов. И здесь не менее важный аспект – оффшорное программирование. Ориентация на такую деятельность может привести к тому, что когда потребуется создание программных продуктов на внутренний рынок, их некому будет разрабатывать.
По данным Минстата в 2000 г. Украиной экспортировано на 1 млн программных продуктов. Некорректная отчетность или «работа в тени»?
В 2000 г. вузами выпущено 760 человек в области программирования, принято 1400 человек. Всего в области IT-технологий подготовлено 5000 специалистов.
Михаил Шмелев: К вопросу учета экспорта ПО. Например, при экспорте своего ПО на таможне мы были вынуждены оформлять его как услуги, и оно не прошло как продажа программных продуктов. Также вызывает удивление компетентность налоговых инспекторов, которые, проверяя софтверные компании, вообще не понимают, что там делается, и не могут отличить производство ПО от услуг.
Оффшорное программирование
Михаил Шмелев: У оффшорного программирования есть два аспекта. Первый связан с тем, что при организации внутри страны программистских центров мы удерживаем специалистов и приостанавливаем в какой-то степени «утечку мозгов». Второй же аспект связан с тем, что правообладатель созданного продукта будет находиться за рубежом. Поэтому должен быть найден компромисс между этими двумя противоположностями. У государства должно быть особое отношение к отечественным разработчикам, которые не экспортируют свои программные продукты, а являются его собственниками здесь.
Владимир Винецкий: На мой взгляд, никакой проблемы с правообладанием нет. Это все зависит от форм заключения контракта с западными заказчиками. Тем более, что общая экономическая ситуация такова, что надо браться за все, что подворачивается, как говорится, «не до жиру». Сейчас нужно просто-напросто заработать какие-то деньги, чтобы их инвестировать потом в свои проекты. Оффшорное программирование полезно – оно дает приток денег.
Игорь Рязанов: Станет ли богаче страна от оффшорного программирования, даже если посмотреть на ту же Индию?
Виктор Спиридонов: На сегодняшний день оффшорное программирование в Индии составляет 14 % от всего ее экспорта.
Владимир Винецкий: Я не понаслышке знаю о процентах, которые платятся при оффшорном программировании. На прибыль от него можно даже создать и «продвинуть» продукт для отечественных пользователей. И наш опыт показывает, что выпущенная нами игра даже для Украины была неубыточной. Если говорить о богатстве страны, то можно констатировать на примере той же Индии, что ее программисты стали богатыми людьми и их деньги «работают» на страну.
Виктор Спиридонов: На данном этапе и в ближайшие 5–7 лет ориентиры государства, частных компаний и общественных организаций должны совпадать и быть направлены на то, чтобы аутсорсинговые работы выполнять на уровне «компания-компания» и не отдавать наш интеллектуальный капитал за рубеж просто так. Не нужно препятствовать такому явлению, как лизинг специалистов, что сопровождается при выполнении больших проектов.
Технология программирования и культура производства
Олег Астрахань: Сегодня при работе с заказчиком речь о каких-то нормативных документах из ГОСТ вообще не может идти. Потому что заказчик предъявляет очень жесткие требования по цене и срокам разработки.
Подготовил
|