12 марта 2002 г.
"Выставка закончилась, да здравствует Выставка", – такой парафраз в случае с EnterEX имеет двойное значение: ведь крупнейшая украинская выставка информационных и телекоммуникационных технологий проходит в преддверии крупнейшей мировой выставки – CeBIT. И две недели, разделяющие эти выставки, невольно становятся временем оценок достигнутых успехов и построения планов.
Впрочем, разобрать накопившуюся на столе за неделю выставки стопку каталогов, проспектов, заметок и записей во всех случаях стоит сразу же после выставки: пока в памяти то, что вы не записали, пока не поздно развить задуманные на выставке проекты, продолжить завязавшиеся знакомства. А, разбирая заметки, как не выделить то главное и особенное, что выявила Выставка.
Выставка проектов и решений
На EnterEX 2002 в реальные запросы потребителей воплотились концепции, еще прошлой осенью обсуждавшиеся как перспектива развития отрасли. Вспомним, что в центре внимания прошлогоднего октябрьского Intel Business Solutions Forum (IBSF) были тезисы о переориентации отрасли с идей развития электронных технологий как таковых на принципы развития с их помощью и на их основе бизнеса в традиционном его понимании. Кризис высоких технологий, захвативший за два минувших года Hi-tech-сектор развитых стран, заставил переосмыслить место информационных технологий и привел к пониманию и того, как эти технологии способны развивать обычный бизнес, и того, как Интернет-сервисы выводят на новый уровень развития самые разные отрасли промышленности и, казалось бы, не имеющие к ИТ никакого отношения технологии.
То понимание, которое демонстрировали на IBSF лидеры отрасли, на EnterEX уже проявилось в запросах потребителей. Не будем гадать, что послужило причиной столь молниеносного внедрения идей: готовность ли потребителей, высокий уровень ИТ-специалистов Украины, настойчивость флагманов отрасли или что-либо еще. Главное: эта тенденция проявилась на выставке совершенно отчетливо. Обсуждая ситуацию на стенде корпорации "Квазар-Микро", слышим от ее вице-президента Максима Агеева: "Мы не показываем продукты, мы демонстрируем готовность компании к сложным проектам. Сейчас прайс-листы никто не спрашивает. Говорят: "Есть задача вот такая, что вы можете сделать?" Возникла ассоциация: как первые компьютерные выставки 1993–94 годов вызывали приток народа из регионов, поскольку на выставке были новые продукты и технологии, еще отсутствующие "на местах", так и сегодня на выставке представлены еще отсутствующие повсеместно новинки – только теперь это уже решения. И за ними опять едет массовый посетитель". Выставка прошла в своем развитии по спирали виток и достигла нового уровня.
Ту же тенденцию заметили и на стенде корпорации "Инком" (в которую накануне выставки преобразовался холдинг ICS). "Дело не в том, что мы продаем, дело в том, как решить проблему потребителя. И процентов двадцать клиентов уже сами спрашивают именно о решении своих проблем", – говорит начальник отдела департамента продаж корпорации Александр Чиж.
Много, очень много представлено на самых разных стендах именно комплексных решений, систем и их прототипов. Даже среди победителей Digital Week HighLights – традиционных наград выставки лучшим продуктам – в этом сезоне более трети – системы, а не устройства. Отрасль, а с нею и крупнейшая выставка, выходят на новый этап. Тем интереснее будет заглянуть на CeBIT 2002, но эта выставка пока впереди.
Заглядывая в будущее
В среду, 13 марта, в Ганновере откроется очередная ежегодная выставка CeBIT – крупнейшее мировое событие в области информационных и телекоммуникационных технологий. Именно в области интеграции технологий ожидают наиболее интересных результатов.
Выставка еще не открылась, а аналитики уже используют полученные в процессе подготовки к ней данные: так, маркетинговые исследования IBM позволяют прогнозировать рост объема электронных транзакций к концу 2002 года до 300 млрд USD. Значительных капиталовложений ожидают в ERP (Enterprise Resource Planning) системы малого и среднего (по их масштабам) бизнеса. Крупный бизнес, который обзавелся ERP раньше, теперь будет развивать его в соответствии со своими специфическими потребностями и исторически сложившимися особенностями. До 30 % своих ERP-бюджетов небольшие компании и до 60 % – крупные компании будут, как ожидается, расходовать на развитие сервисов. Разумеется, это станет стимулом для развития соответствующих технологий, ПО и других востребованных решений.
Рост числа решений на основе беспроводной связи и передачи данных как на базе GPRS (General Packet Radio Service), так и на основе UMTS (Universal Mobile Telecommunication System) также ожидается на CeBIT. Эти решения обеспечат возможность пользователям повсеместно работать с необходимыми им данными.
Ожидается, что не только отдельные пользователи смогут легче сохранять связь с электронной жизнью родных компаний, но и сами компании, благодаря "продвинутым" возможностям современных ERP-систем, смогут оптимизировать свое взаимодействие, используя представление данных в формате XML.
E-бизнес: возрождение
А что у нас, в Украине? Закончившаяся выставка показала, что и наш ИТ-сектор не чужд мировому процессу. Это было заметно на пресс-конференции по итогам выставки. А впрочем, приметы мировых тенденций были заметны и в павильонах EnterEX 2002, например, были стенды, на которых вся сеть функционировала на основе исключительно беспроводных технологий. И даже более того, сдвинулись с "замершей" (не хочется говорить с "мертвой") точки процессы развития электронной коммерции.
Кризис информационных технологий, начавшийся крахом "дот-комов" два года назад, ударил по e-бизнесу, пожалуй, сильнее, чем по любому другому сектору отрасли. Недаром уже упоминавшийся IBSF много внимания уделял видению этих технологий в традиционных бизнесах. Сегодня мы уже услышали, например, на стенде "Квазар-Микро": "То, что делает корпорация в электронном бизнесе, работает не только в ИТ, но и в фармацевтике, в металлургии и других областях", – сказал руководитель департамента e-Business Group Дмитрий Вернигородский. Да и выделение электронного бизнеса в отдельное подразделение говорит о возросшем значении его для компании. Тем более, когда в рамках его начинается развитие столь амбициозных проектов, как "Портмоне", суть которого в том, чтобы создать Интернет-доступную систему для приема коммунальных и прочих платежей. Клиентами (заказчиками) будущей системы станут компании, принимающие такие платежи, а потребителями – массовый пользователь, который сможет в едином центре просмотреть все свои счета и оплатить их, не вставая из-за подключенного к Сети компьютера.
Те потенциальные преимущества унифицированного доступа через Интернет с помощью стандартизованных браузеров, о которых несколько лет назад, внедряя электронные технологии, говорили как о перспективе, сегодня возвращаются уже с оценкой потребителей. Так, неожиданно высокий интерес вызвали на выставке Novell`овские продукты. Неожиданный даже для самих сотрудников "Инком", представивших их: "Шестая версия и будущая седьмая позиционируются как Интернет-серверы, не имеющие никаких привязок к системе потребителя, не требующие специальных клиентов, обеспечивающие доступ из любого браузера, с мобилки, с Palm-pilot и т. п.", – говорит Александр Чиж. "Главный продукт, конечно же, Служба каталогов NDS eDirectory", – продолжает наш собеседник. – Она набрала в мире уже 200 млн пользователей, а Франция недавно купила лицензии службы каталогов на всех жителей страны – 50 млн пользователей". Теперь каждый гражданин Франции существует в виде единого объекта для всех: от налоговых служб до министерства внутренних дел.
Образы вместо цифр
Еще один вектор интересов в области современных технологий нельзя было не заметить на выставке. И вектор этот указывает на средства работы с изображениями. Неизменным интересом на продолжении всей выставки пользовались цифровые фотокамеры. Как в массовом павильоне, где на стенде "Юг-Контракт" были представлены модели всех ведущих мировых производителей, так и на стендах в корпоративном павильоне ИТ, где также немало фотоновинок.
Несмотря на строгий допуск посетителей в корпоративный павильон, на стенде "Минолта Украина" выстраивалась сугубо "пользовательская" очередь в "бесплатный фотосалон", как назвала происходившее на фотоуглу стенда менеджер по рекламе и PR Ирина Григорьева. Сочетание новинок фототехники и новых цветных лазерных принтеров, распечатывающих сделанные фотографии на глазах у "объекта съемки", не может не привлекать внимание. Самая интересная фотоновинка – конечно, DiMAGE X – крошечный двухмиллионник размером меньше пачки сигарет (84,5 x 72 x 20 мм) с трехкратным оптическим зумом и так "спрятанным" внутри коробочки объективом, что он не только не выдвигается наружу, но и не сразу обнаруживается при осмотре. "Кинах внимательно слушал рассказ об этой камере", – делится впечатлениями о визите на стенд компании премьер-министра Украины менеджер департамента фототехники Владимир Совенко. Что поделаешь, интересу к цифровым фотографиям все посетители покорны.
Обилие новинок на стенде компании "Минолта", активизацию продуктовых линий Ирина объясняет завершением трудоемких процессов слияния с QMS, появлением первых результатов договора с "Коникой". Впрочем, экспозиция в точности соответствует планам компании по представлению новинок на EnterEX, о которых мы уже рассказывали.
Разработано в Украине
Завершая анализ выставки, невольно задаешься вопросом "Что привлекает людей на подобные специализированные мероприятия?" Причина, скорее всего, не одна, и у каждого посетителя их "набор", пожалуй, отличается. Тем не менее, если отбросить праздношатающихся, то большинство посетителей, вероятно, назовут в числе важнейших одну и ту же причину: возможность прямого общения! Да и автору большую часть того, с чем уже познакомился читатель в этой статье, рассказали в беседах на стендах. В каком-то смысле результат посещения выставки можно во многом оценить по удавшимся встречам, знакомствам, беседам. Прежде, чем перейти к последнему рассказу о встречах на EnterEX, отдадим должное организаторам: в корпоративной части выставки практически не было праздношатающихся и подростков, сметающих все без разбора и смысла. Даже в субботу, когда посетителей стало существенно больше. Это освободило время участников для работы с теми, кому действительно было о чем поговорить – к обоюдной заинтересованности и посетителей и экспонентов.
Напоследок автор двинулся на стенд житомирской компании "Екта" – новинки на стенде украинской компании, самостоятельно разрабатывающей и экспортирующей в развитые страны современные высокотехнологичные комплексы всегда повышают настроение. А кому не хочется уйти с выставки в хорошем настроении и с ощущением "а ведь и мы можем"!
"Екта", как обычно, не подвела, и президент компании Игорь Пастух показал интересную новинку: полноцветный модульный экран на основе панелей переменного тока (AC PDP – Plasma Display Panel) рязанского НПО "Плазма". Работа с AC PDP позволяет не только повысить отдачу с 0,15 люмен/Вт в DC PDP (панели на постоянном токе) до более чем одного люмен/Вт – "плановая" цифра – 1,5 люмен/Вт. Кроме на порядок большей эффективности панели переменного тока еще и обладают "памятью" – зажженная однажды ячейка продолжает светиться, пока ее не погасят специальным образом. А это означает, что нет эффекта мерцания с частотой регенерации кадров, как это происходит на большинстве экранов. Так что новинка, безусловно, найдет своего потребителя.
Как всегда разговор со знатоком своего дела не ограничивается происходящим в родной компании. Наша беседа, естественно, "задела" и светодиодные экраны, один из которых слепил посетителей на выходе из корпоративных павильонов. Слепил – в прямом смысле этого слова: яркость его, рассчитанная на подходящих издалека, "ослепляла" тех, кто, выйдя из павильона, имел неосторожность повернуться к экрану лицом (заметим попутно, что экраны "Екты" знакомы не только посетителям выставки – два светодиодных экрана стоят на Киевском вокзале – это уникальные в СНГ экраны с размером ячейки 12 мм). Говоря о светодиодах, наш собеседник рассказал, что эффективность их уже перешагнула 10 люмен/Вт, и целый ряд мировых фирм работает над осветительными приборами на основе светодиодов. Произошедший качественный скачок позволяет создавать светодиоды чрезвычайной яркости и невысокой стоимости (1–1,5 канделла – меньше $1, при поставках сотнями тысяч – уже сегодня $0,7, и продолжает падать). И мы через несколько лет будем иметь массовые светильники на светодиодах, не говоря уже об экранах, где бум в разгаре. А в осветительных приборах – он только начинается.
Так что высокие технологии будут продолжать удивлять нас, и, возможно, действительность превзойдет мечты фантастов: по крайней мере, не многие фантасты ожидали, что источником света в помещениях станут экраны – а виртуальная реальность уже грозит вторгнуться в реальную жизнь. И это лишь одна грань развития.
Быть может, что совершенно неожиданные новости придут уже через неделю с CeBIT. Ждать осталось недолго. И как всегда на ITware эти новости будут доступны для всех!
|