21 февраля 2002 г.
Праздник, увы, не вечен, и окончание торжественных церемоний открытия обозначает лишь начало периода интенсивной работы: участники стремятся как можно лучше рассказать о себе, посетители √ собрать как можно больше информации. А лучший способ сбора информации √ посещение семинаров и конференций.
Не все посетители выставки устремляются в конференц-залы √ а зря. Побывать на такой выставке, как EnterEX, и не посетить семинары и конференции √ все равно, что посмотреть кино через сварочный щиток √ не то, чтобы никакого впечатления не останется, но все остальные что-то такое видели┘ А если серьезно, то семинары дают отличный шанс как ознакомиться с вопросом, в котором вы ╚плаваете╩, так и узнать тонкости проблемы, которая вас интересует. Нет лучше места и для знакомства со специалистами или формирования представления о возможностях подготовившей семинар компании.
В программе этой выставки √ семинары, проходящие в трех залах (в том числе в двух √ ежедневно), пять конференций и два форума, и это не считая множества мероприятий, проходящих на стендах отдельных участников. Понятно, что все посетить √ совершенно невозможно. К счастью, и не нужно: очень разные тематики охватываются на мероприятиях: не забываем, что в рамках ╚Недели цифровых технологий╩ проходит сразу две выставки: EnterEX и ЕxpoTEL, и в каждой из них √ что-то для специалистов, что-то для руководителей, что-то для массовых потребителей.
Планировать посещение семинаров лучше заранее, до прихода на выставку, благо, программа семинаров рассылается с пригласительными (надеюсь, вы, как и автор, не забыли заранее заказать пригласительный через Интернет √ ведь кроме своевременного получения конвертика с программой и билетом это обеспечивает вам удобство на выставке: ╚зеленый коридор╩ работает для зарегистрированных таким образом посетителей. А он позволяет без очереди, без дополнительных анкет (ведь вы уже заполнили ее в Сети) √ в общем, без хлопот √ получить свой каталог и раздаточные материалы). Впрочем, программу мероприятий можно посмотреть и в Сети. Поделюсь своим секретом: выбирая семинары, автор ориентируется не только на тему, но и на компанию-докладчика, который эту тему представляет: довольно часто дискуссия после доклада уходит в сторону от темы, но никогда не в сторону от направления деятельности компании).
Ну да хватит общих рассуждений √ отправимся лучше на семинары.
Вторичный Интернет
Если вы подумали, что автора заинтересовал ╚Интернет второй свежести╩, то ошиблись √ на семинаре ╚Технология синдикации Интернет-контента InfoStream╩ речь шла о технологиях сбора информации в Сети и представления ее в ╚концентрированном╩ виде. Собственно понятие синдикации, которое становится все более и более популярным на Западе, и означает интеграцию информации, распределенной по многим источникам, и группировку ее определенным образом в рамках некоторых ресурсов.
Актуальность задачи определяется ╚размерами╩ источника информации: в Интернете √ 20 млн Web-серверов, 8 млрд Web-страниц и 7 млн новых Web-страниц в сутки. Национальная статистика: 15 тыс. Web-серверов, 3 млн Web-страниц и 5 тыс. новых сообщений в сутки в Украине (заметим, что посещение семинара могла сделать оправданным лишь одна эта статистика, на сбор которой, по признанию докладчика, потрачен не один день. И это с учетом мощности внешних каналов одного из старейших Интернет-провайдеров!).
Как отмечал Дмитрий Ландэ, заместитель директора Информационного центра "ЭЛВИСТИ", сегодня ситуацию в Сети отличает наличие огромного динамического, изменяющегося контента. Интеграторами подобных ресурсов и выступают службы, ориентирующиеся на динамическую часть Интернет-контента. Это и сервис Daily News от Yahoo, и сервер "Северное сияние", и служба, которая выступает уже как интегратор интеграторов и продает свой контент другим серверам. Например, найдя новость ИТАР-ТАСС в Сети, можно с большой вероятностью предположить, что она была куплена для индексации Comtexnews, от которого ее получил какой-то интегратор, например ╚Северное сияние╩, у которого ее и нашел для нас поисковик. Есть подобные серверы и в Рунете.
Одним из механизмов сбора, анализа и представления информации и является InfoStream, разработанный ╚ЭЛВИСТИ╩. Технологическая цепочка сбора, анализа, устранения дублей, хранения и выдачи пользователю информации, заложенная в логику его работы, схожа с цепочками других подобных механизмов √ логика их работы определяет общность подходов. А вот близость разработчика и готовность его экспертов помочь в составлении запросов, фильтров и других настроечных действий делает технологию уникальной для украинских пользователей. Недаром же этот продукт востребован практически всеми силовыми министерствами страны.
В процессе обработки происходит и некоторый контент-анализ, составление очень приличных рефератов (для этого каждое слово, каждый термин ╚взвешиваются╩, отбираются самые тяжелые единицы речи, которые связываются по определенным лингвистическим правилам). Реферирование √ только одно из множества действий, которые способен выполнять InfoStream. Разработанная технология имеет много возможностей по управлению представлением информации для ее клиентов. Впрочем, не будем утомлять подробностями читателя, который сможет найти дополнительную информацию на сайте разработчика и посмотрим, что происходит за стенами конференц-залов.
Жизнь выставки
Событий на выставке всегда множество, и, как информация на семинарах, они могут быть весьма привлекательны. Так же как и семинары, посещение событий стоит планировать √ иначе можно упустить что-нибудь интересное.
Многие компании, особенно в массовом павильоне, проводят розыгрыши и лотереи. Наших читателей также не обошла подобная возможность √ тех, кто голосовал за лучшие продукты "Недели цифровых технологий" на нашем сайте, ожидала лотерея на стенде ИД "СофтПресс". Годовые подписки на журнал ЧИП и ╚Мир Связи╩, десяток футболок с логотипом ITware были разыграны в среду. Список победителей √ в новостях.
Те, кто полагают, что массовой может быть только бесплатная раздача ╚шары╩ или, в крайнем случае, лотерея, глубоко заблуждаются.
Технологии √ в массы!
Как вы думаете: есть ли у специализированной компьютерной выставки тема, касающаяся каждого жителя Украины, причем не опосредованно, как электронное правительство или технологии управления, а самым что ни на есть непосредственным образом? Каждого √ это значит действительно каждого: от младенца до старика, от студента до министра? Оказывается, есть √ и ей был посвящен семинар ╚Медицинский электронный паспорт гражданина Украины╩. Прежде, чем поделиться услышанным на семинаре, автор не может удержаться от реплики: информационные технологии становятся массовыми уже с неизбежностью: их использование в национальном масштабе привлекает внимание и Премьер-министра, и медиков, что наглядно демонстрируют события ╚Недели цифровых технологий╩.
Теперь √ на семинар. Профессор О.П. Минцер, руководитель отделения компьютерных систем и декан Киевской медицинской академии последипломного обучения, рассказал о планах перевода на электронные рельсы индивидуальных амбулаторных медицинских карточек. Честно говоря, автор, отправляясь на семинар, никак не ожидал услышать в качестве даты начала ╚паспортизации╩ май текущего года! А именно с мая ожидается начало финансирования программы, которая стартует в пилотном режиме в пяти областях (Киевской, включая Киев, Житомирской, Запорожской, Тернопольской и Одесской). Первый этап рассчитан на пять лет.
Количество проблем, стоящих на пути полной электронной ╚паспортизации╩ населения, велико. И главные из них √ отнюдь не технические. Нужны стандарты описания заболеваний и действий медицинского персонала, нужны законы, определяющие доступность сведений и ответственность за действия врачей и т. д. и т. п. Технических проблем также немало: от защиты данных вашего паспорта от несанкционированного доступа до накопления и циркуляции (в масштабах страны!) всей информации: ведь медицинский, как и любой другой, паспорт можно потерять или повредить, а значит должны быть способы его восстановления. Учитывая, что медицинский паспорт будет обеспечивать льготы некоторым категориям больных (например, чернобыльцам), он должен быть хорошо защищен от подделок.
Несмотря на сложности, по пути перехода на электронный паспорт идет весь мир: в марте прошлого года завершился первый этап этого движения в Европе, а в США аналогичный проект идет с 1991 года, и в этом году уже начинается внедрение. И неудивительно: ожидаемый выигрыш огромен: от статистики экологических и производственных факторов до качественного улучшения оказываемой медицинской помощи (какой врач способен не только точно определить, какие из четырех миллионов известных сегодня признаков заболеваний наблюдались у больного, но и безошибочно передать их с пациентом в санаторий, в командировку или турпоездку, бригаде скорой помощи, наконец? √ цифровые технологии тут как нельзя кстати). Сегодня о пациенте удается сохранить не более десятой части информации, собираемой при его обследованиях и лечении. И это в самом лучшем случае, как правило, теряется еще больше. Электронный медицинский паспорт должен радикально улучшить ситуацию, что не может не сказаться на качестве оказания медицинской помощи.
В роли носителя информации выступит записываемый мини компакт-диск √ аналог CD-R (см. фото). 60 МБ его объема позволят сохранять как графическую, так и текстовую информацию, причем последнюю √ на трех-четырех языках (украинский, русский, английский и, возможно, немецкий). Это обеспечит мобильность потенциального пациента и оказание ему помощи не только в любой точке Украины, но и в любой цивилизованной стране.
Стоимость паспорта для населения будет не более 30√32 гривень, что позволит окупить сам паспорт и обслуживающее его ПО (докладчик предположил, что на нижних уровнях, до районного включительно, это будет надстройка над Lotus, а на национальном √ крупная СУБД, класса Oracle, впрочем, при окончательном принятии решения, очевидно, не обойдется без тендера). Себестоимость паспорта не превысит $3, а разница между ценой с себестоимостью поддержит финансирование дальнейших разработок в этой области.
Это только прототип будущего электронного медицинского паспорта - еще нет защиты от подделок и многих особенностей, обеспечивающих его механическую сохранность.
Как это часто бывает на семинарах, в обсуждение поднятых проблем после окончания доклада включилось большинство присутствующих, и оно продолжалось бы довольно долго... Но это был последний семинар второго дня выставки, и неумолимая охрана предложила всем покинуть выставочный павильон.
Но выставка на этом не закончилась - она продлится до субботы, а значит, впереди √ следующий репортаж.
|